город Кунгур
Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №26/2025 от 11.03.2025
Комментарии
Если квартиры предоставляются на условиях социального найма, то почему одна из квартир в этом доме у...
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Городская справка
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Земляки в эмиграции: игумен Серафим. Дорога к Святой Земле
11 февраля 2024, вс
В 2023 году в «Искре» была опубликована серия материалов о кунгуряках, эмигрировавших из страны в 20-ые годы прошлого века. В этом году на страницах нашей газеты будут напечатаны ещё несколько материалов в рамках данной рубрики. (Начало в № 3 от 12 января, № 11 от 31 января, № 21 от 25 февраля, № 47 от 29 апреля, № 54 от 20 мая, № 68 от 24 июня и № 137 от 5 декабря 2023 г.). Эмиграция, связанная с событиями Гражданской войны, затронула все слои российского общества. Среди тех, кто покинул родные места, были и монахи Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря. Отправиться на чужбину их вынудили события 1918 г., когда на Урале чудовищные обороты набирал маховик красного террора, когда в Перми, Екатеринбурге и Алапаевске были зверски убиты представители рода Романовых. В том же году трагически погибли многие священнослужители Пермской епархии, среди них - настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам (Василий Евфимович Коноплёв) и часть насельников, а сама обитель была разорена. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви к лику новомучеников и исповедников Российских было причислено более тысячи двухсот пострадавших в годы гонений, начиная с императора Николая II и его семьи. В этом перечне также указаны имена архимандрита Варлаама и двадцати шести человек белогорской братии. Резкое ухудшение социально-политического положения монастыря после революционных событий 1917 г. было обусловлено его тесной связью с царским двором, и впоследствии это дало большевикам возможность закрыть обитель. В обвинении, предъявленном арестованным монахам в 1923 г., содержалась такая фраза: «Монастырь основан в честь тезоименинства последнего Российского коронованного кровавого дракона Николая II, который был тесно связан взаимной царской любовью к первому основателю монастыря безграмотному архимандриту Варлааму (ныне не существующему)». Обитель, претендовавшая на титул пятой лавры Российской империи, возникла в краю старообрядцев среди дремучих таёжных лесов. Предыстория монастыря уходит в 1891 г., когда на вершине Белой горы состоялось освящение монумента, получившего в народе название «Царский крест». Его установка была связана с благоприятным исходом трагического инцидента, произошедшего с наследником царского престола Николаем Александровичем 29 апреля 1891 г. во время посещения японского города Оцу. Через три года на Белой горе рядом с «Царским крестом» по благословению епархиального начальства обосновались первые насельники, а устроителем обители был назначен инок Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв), бывший старообрядец, принявший православие и монашеский постриг в 1893 г. В январе 1897 г. Святейший Синод утвердил Белогорскую общину как штатный монастырь, а иеромонах Варлаам был назначен его настоятелем. С конца XIX в. на Белой горе велось масштабное строительство. 12 июня 1894 г. началось сооружение второй монастырской церкви. На её первом этаже находился Всехсвятский храм, заложенный в память помолвки наследника российского престола Николая Александровича и принцессы Виктории-Алисы Гессен-Дармштадтской. Строительство главного монастырского храма - Крестовоздвиженского собора - продолжалось с 1902 по 1917 г. Среди жертвователей был российский император Николай II. С ЦАРСКОЙ СЕМЬЁЙ была связана история и монастырского скита, существовавшего с 1902 г. В 1910 г. его наместник, иеромонах Серафим (Георгий Михайлович Кузнецов), вместе с архимандритом Варлаамом были удостоены аудиенции у императора Николая II, на приёме присутствовал и цесаревич Алексей. 12 мая 1914 г. на заседании Святейшего Синода рассматривался вопрос об официальном утверждении скита при Белогорском монастыре и присвоении ему наименования Серафимо-Алексиевский Наследника Цесаревича Алексия Николаевича. Но поскольку монастыри именовались по святым, в честь которых были сооружены их храмы, то решили оставить краткое название Серафимо-Алексиевский, имея в виду, что имя святителя Алексия носит цесаревич. 19 августа 1912 г. иеромонах Серафим был возведён в сан игумена. С того же года он стал редактором журнала «Голос долга», издаваемого монастырём. Первый номер журнала был посвящён приближающемуся 300-летию Дома Романовых, монархическая тема оставалась главной и в последующих выпусках.
После начала Первой мировой войны игумен Серафим, получив благословение епископа Пермского и Соликамского Андроника, уехал в действующую армию, стал полковым священником, писал о событиях на фронте, эти заметки публиковались на страницах газеты «Пермские епархиальные ведомости». В октябре 1916 г., во время приезда в Москву, ему удалось вновь встретиться с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Именно тогда он стал её духовником. Во время ещё одной встречи, в начале 1917 г., он выслушал пожелание на случай её гибели. Она хотела быть погребённой на Святой Земле, у храма Марии Магдалины в Русской Гефсиманской обители.
Окончание следует Ольга Ренёва, Газета «Искра» № 13 (17103) от 06.02.2024 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
![]() ![]() |
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |