Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №145/2024 от Вчера

Комментарии

Насыщенный визит губернатора. Сегодня, 1 ноября, в Кунгуре -...
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...

14.11.2024 18:46:45
О теплоснабжении, отключениях электричества, мусоре и замене...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...

08.11.2024 11:23:41
Губернатор Прикамья с рабочим визитом посетил Кунгурский окр...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...

07.11.2024 18:35:05
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...

09.10.2024 10:12:28
Где в Кунгурском округе 8 октября не будет электроэнергии
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...

08.10.2024 22:30:38

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Машановская пристань Кунгура

Фотография к материалу: Машановская пристань Кунгура
Микрорайон Машановская пристань на карте города наминает полуостров
23 сентября 2023, сб

Целый микрорайон города хранит в себе фамилию лесопромышленников, которые здесь работали и жили в XIX - XX веках

Любопытные туристы, гости города, узнав о существовании в Кунгуре района Машановской пристани, частенько интересуются, почему он так называется. И почему пристань? Разве по Сылве в черте города ходили суда? Историки, краеведы да и многие кунгуряки, конечно же, скажут любознательным, кто такие Машановы. Скажут, что пароходы в Кунгуре не только ходили, но и строили.

КОНСТАНТИН МАШАНОВ (1839 - 1918…) - кунгурский лесопромышленник. Занимался Константин Лаврентьевич не только продажей леса и дров, но и добычей и реализацией речного песка. У него была большая семья: шестеро детей. Старший сын Дмитрий Константинович Машанов (1869 - 1954) продолжил успешно поставленное дело. У него непростая судьба. Как пишет Сергей Мушкалов в своей книге «Читаем Кунгур как книгу…», «в годы Гражданской войны Д.К. Машанов был арестован красными и посажен под «расстрел». Заступились за него братья Громовы, работавшие у него на пристани. В 1919 году Дмитрий Константинович и Пелагея Зиновьевна (его жена - В.О.) были вынуждены уехать из города вслед за отступавшими колчаковцами. Но через три месяца, бросив в пути всё имущество, вернулись обратно».


Семья купца-лесопромышленника Константина Лаврентьевича Машанова (сидит второй слева).

В моём архиве хранятся воспоминания моего хорошего знакомого, ветерана Кунгурского машзавода Вадима Флорентьевича Квятковского о жизни бывшего лесопромышленника при Советской власти:

«Я родился и рос в частном доме. Рядом с нами стоял двухэтажный из красного кирпича жактовский дом, так называемый Машановский. В одной из комнат жили бывший хозяин этого дома Дмитрий Константинович Машанов с женой, тётей Пашей (Пелагеей Зиновьевной (1875 - 1951) - В.О.) и брат, дядя Вася (Василий Константинович - В.О.). На втором этаже в маленькой комнатушке проживала сестра, тетя Тоня (Антонина Константиновна - В.О.). Помню, дядя Митя был высоким человеком с большой окладистой бородой до пояса, совершенно белой. Они с женой были на пенсии. Дядя Вася работал на машзаводе, тётя Тоня учительствовала в с. Плеханово. Бывший лесопромышленник (недаром сохранилось название Машановская пристань. Здесь составлялись плоты и отправлялись через Каму на Волгу) умер в страшной бедности. Торговал он лесом и в Сибири - от Урала до Тихого океана. Были у его дома отделения в Красноярске, Хабаровске и Владивостоке. В армии я служил в военной школе на Русском острове Владивостока. Школа размещалась в двухэтажном здании с метровыми стенами, бывшем владении дяди Мити. Характером дядя Митя и тётя Паша были очень мягкими, добрыми. Мы, пацаны, были частыми гостями у них. В основном пили чай из трав».


Склад с дровами на Машановской пристани, конец 1920-х годов. Фото: М.Д. Юхнев, Кунгурский музей-заповедник

На сайте «История и генеалогия Кунгура» содержится интересная информация о Машановых. Назван адрес дома, где они жили (ул. Ст. Разина, 63), в Кунгурском музее-заповеднике есть фото семьи Машановых. Зав. отделом истории музея Лариса Елтышева дала его описание: «В доме было пять комнат на втором этаже и три комнаты на нижнем. Два входа в дом, часть двора открытая, а все остальные оставались под крышей: хлев, загон, амбары. Над амбаром антресоли на 2-й этаж. Двор был покрыт тёсом. На усадьбе был разбит сад, рядом с баней, огород». У семьи также был второй дом, тоже на Машановской пристани, по ул. Труда, 62. Опубликовано фото склада с дровами на Машановской пристани. В пояснении организатор сайта Алексей Ершов написал: «Фото сделано М.Д. Юхневым в конце 1920-х годов. Здесь все, как при Машановых. Только теперь предприятие называется «Гортоп». Слово «пристань», очевидно, означало место для причаливания судов». Аналогичный снимок напечатан в книге В.И. Чуприкова и О.А. Реневой «Исторический Кунгур в фотографиях» (2021). В текстовке сказано: «Машановская пристань в излучине реки Сылвы связана с деятельностью лесопромышленника Машанова. В 1919 году пристань вместе с постройками была объявлена народной собственностью. Использовалась по прямому назначению в 1920-30 гг».

Фото самой Машановской пристани, куда причаливали суда, найти, к сожалению, не удалось…


У автобусной остановки имя - «Машановская пристань»

ПРИСТАНЬ НА СЫЛВЕ, по которой со второй половины XIX века ходили суда, в том числе пассажирские, конечно же, была в Кунгуре не единственной. На месте, где находилась одна из них (на спуске к реке недалеко от школы № 10), я недавно побывал. Здесь швартовались суда до революции и даже в 1970-х годах XX века, о чём напоминают фото. Сохранились и воспоминания кунгуряков. В книге «Агеевы» (Пермь, 2020) вот что, к примеру, пишет о пароходах в Кунгуре Валерия Агеева (1904 - 1983): «Помню, как уезжали Бородулины в Уфу. Я стояла на берегу на дрожках с Наденькой и махала им платком, когда пароход проходил мимо. Тогда в Кунгуре ещё не было железной дороги (она появилась в 1909 году - В.О.), и летом по ещё не обмелевшей Сылве ходили небольшие пароходы, а зимой приходилось ездить на лошадях».


Так было здесь в начале XX века - к пристани причалил пароход

В юном возрасте Валерия и сама путешествовала по рекам:

«Приехали на пристань провожающие, а некоторые поехали на берег около нашего дома, чтобы видеть пароход на полном ходу. Я первый раз в жизни трогалась из родного города, да ещё так далеко. Я до смерти боюсь каких-либо ни было свистков, грома и, вообще, всяких резких звуков. Когда пароход отчалил, все вышли на палубу. На берегу стояли: папа, тетя Оля, Саня; Наденька плакала. Нам махали платками, мама с тетей Женей отвечали, а я в ужасе крепко заткнула уши и только кланялась. Никакие уговоры не убедили меня открыть уши...»


Недалеко от места на Сылве, где была пристань

Возможно, Валерия Агеева путешествовала на пароходе, изготовленном в Кунгуре. Судостроительное предприятие, которое называлось «Чугуно-литейный и механический завод Гакса», было основано в нашем городе в 1858 году. За время своего существования завод, по данным историков, выпустил около 70 пароходов.

Владислав Одегов
Фото автора и из архива Кунгурского музея заповедника

Газета «Искра» № 104 (17046) от 16.09.2023 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 11
Просмотры: 15013   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.9/5 (Всего голосов: 11)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Полоска
Наверх