Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
В контакте
Пермский край,
город Кунгур
Тест
Poloska1Блок строй с рамочкойПолоскаПолоскаДоска объявленийpoloska2

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №115/2019 от Вчера

Комментарии

Как мы развивали туризм
Браво!

15.10.2019 14:43:10
Где в Кунгуре 15 октября не будет электроэнергии
Почему молчите,про аварию в воскресенье вечером? Половина Засылвы сидела в темноте 2 часа,это для ва...

15.10.2019 07:24:24
На житейских перекрёстках. "Чтоб тебе не досталось!&quo...
Что за бред? Если квартиру продал, значит из нее выписался. В "воздух" не выписывают, значит прописа...

15.10.2019 04:24:52
В Кунгуре у девятиэтажек в Нагорном планировали строить трот...
Можно на сайт треста 14 зайти и посмотреть, что в планах была парковка https:www.trest14perm.ru/new...

14.10.2019 22:40:09
В Кунгуре у девятиэтажек в Нагорном планировали строить трот...
На авито, когда продавались эти квартиры, в одном из объявлений была картинка, видимо из проекта, и...

14.10.2019 12:03:25

Городская справка

Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


polosa
lineУправляем вместеlineдорожное видеоlineРострудlinegipp2014

Преподаватель МГУ, литературовед Елена Трофимова встретилась с кунгуряками

Фотография к материалу: Преподаватель МГУ, литературовед Елена Трофимова встретилась с кунгуряками
20 августа 2014, ср

Елена Ивановна Трофимова – участница научной конференции «Грибушинские чтения» в Кунгуре. Она хорошо знает наш город, её бабушка жила в селе Кыласово Кунгурского района.

 Елена Ивановна ответила на вопросы корреспондента «Искры».

«РОДОВОЙ ДОМ – В КЫЛАСОВО»

- Как Вы попали в Кунгур?

- После смерти моей мамы (она скончалась в 2006 году) мне очень было интересно посмотреть все архивы, записи и восстановить многое в моей памяти, которая все-таки, как сундук, хранит все, что рассказывалось в детстве, отрочестве, юности. Решили с мужем Александром Алексеевичем посетить Кунгур и Пермь. Почему Пермь? Я здесь бывала раньше, здесь живут мои двоюродные братья и сестры. В семье очень разветвленная фамилия – Крыласовы и Кобелевы. В Перми также есть и друзья, например, известная писательница Нина Горланова.

Потому что здесь у меня и коллег очень много. И по аспирантуре, и по Союзу писателей. В частности, Мария Петровна Абашева, которая сейчас работает в Пермском государственном педагогическом университете. В Перми побыли недолго поехали сразу в деревеньку Черепахи, что рядом с Кыласово.

- Черепахи – родина ваших предков?

- В Черепахах дом принадлежит моим родным Крыласовым-Трегубовым. А родовой дом - в Кыласово. С моими братьями за те два дня, что провели в Черепахах, посетили и наш старый дом в Кыласово и церковь. И, конечно, кладбище. Нашли и почистили могилы всех наших родных, и даже крестик установили. А фамилия наша родовая – Лупенских.

Мысль крутилась - восстановить рассказы бабушки, которая доверяла их только мне.

ДУХ ВЕЕТ, ГДЕ ЗАХОЧЕТ

- И восстановили?

- Здесь начинается старая, но очень романтическая история, связанная с моей бабушкой Верой Андреевной Лупенских. Она родилась и росла в Кыласово, росла необычной девочкой, не склонной к сельскохозяйственному труду. Вот что значит: дух веет, где захочет. Она всегда была склонна к другой работе. И эта другая работа оказалась медицинская. Она с 13 лет уже работала в больничке села Кыласово. Приучалась не только таблетки давать, но и как сиделка работала. В 15 лет уже роды принимала. И она рассказывала, как это было страшно… В годы Первой мировой войны она переехала в Кунгур, и в 15,5 лет начинает работать в земской больнице Кунгурской управы. Позже, когда начались активные действия на фронтах, богадельня за Никольским храмом превратилась в госпиталь. И там лечили солдат с фронтов, позже - солдат белой и красной армий. Плюс чехи, которых она тоже там лечила. Медсестры там и жили.

- Сохранились ли бабушкины документы, вещи?

- Да, и часть из них я передала в Кунгурскому музею-заповеднику. Из вещей это коробка для игральных карт и сумочка с прекрасно сохранившейся застежкой.

Это также свидетельство о рождении и крещении бабушки в селе Кыласово, справка что сестра Лупенских работает с 1916 года в земской кунгурской больнице, позднее госпитале, подписанная земским врачом, потом главным врачом госпиталя хирургом Мультановским. Эта фамилия мне запомнилась с детских лет, потому что бабушка, рассказывая, всегда добавляла: «Хирург меня хвалил, Мультановский. Он говорил: "Без сестры Веры не оперирую".

И действительно, впоследствии, я забегаю вперед, бабушка стала высокопрофессиональным медиком: закончила в советское время фельдшерское училище и была великолепной сестрой в операционной. В годы Великой Отечественной войны служила военфельдшером на санитарных поездах, ушла на пенсию в старшего лейтенанта.

Третий документ касается не только моей бабушки, но и социальных гарантий, которые предоставлялись еще в царское время. Это письмо, где сказано, что «вам предлагается, милостивая государыня, пройти в городскую управу для оформления пенсионных карточек при исполнении пунктов анкет…» Ей 15 лет, а на неё уже заведена карточка. Она была госслужащей.

В Кунгуре бабушка встретила свою первую любовь, но это отдельная история.

В КУНГУР - НА «ГРИБУШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

- Очень интересная судьба у вашей бабушки, нашей землячки. Кто-нибудь о ней еще знает?

- Заведующая отделом истории Кунгурского музея-заповедника Лариса Ёлтышева посоветовала побывать на «Грибушинских чтениях» и выступить с рассказом о бабушке. В 2011 году мне послали приглашение. Сделала заявку. Ответили: все-таки это поэтический рассказ. С ним выступила, он короткий, как эссе. Но для научных публикаций нужны подтверждения, документы, которые я привезла. И они попросили сделать второй доклад. И тут я сделала доклад «Письма детей к Лидии Чарской».

- А вы родились в Москве?

- Да. У меня по маме старинный купеческий род московский в пятом поколении. Отец тоже родился в Москве, но все-таки это не московский род.
Я филолог, предпочитаю говорить литературовед. Закончила МГУ. Муж тоже МГУ закончил, только кафедру «История искусств». И венчались мы в Москве.

«НЕ КУНГУРЯКИ – КУНГУРЦЫ»
- На встрече с кунгурскими читателями вы выделили несколько имен современных писателей: Евгения Даниленко («Меченосец»), Александра Проханова («Человек звезды»).

- Я говорила только о том, что на меня лично влияет (три имени за последние 20 лет). Они меня впечатлили. Я вижу в них много боли за Отечество, много любви к Отечеству. Для меня это очень важно. Любить Россию не сюсюкая, а сострадая. Вы были на митинге на Вознесенском кладбище, когда венки клали?

- Нет.

- Чехам только возложили. Это было больно, знаете.
Рядом стоит памятник погибшим русским, а что же мы за них молиться не должны? Надо было всем возложить.
Вы же кунгурец?

- Кунгуряк.
- Вот и сказали бы. Мне кунгурец больше нравится. Бабушка говорила кунгурцы

- А как правильно?

- Я как филолог вам говорю: кунгурцы. Есть такое понятие о благозвучности произношения. И пермяки не могли называться пермцы, для русского языка три согласных очень трудно, некрасиво. Поэтому в виде исключения говорят: пермяки, а те, кто формирует свое название по городам, - самарцы, саратовцы, «ц» – буква очень знаковая. Это не я, Розенталь так считает. Ввели «кунгуряки» уже в советское время, по «пермякам». На самом деле пермяки – это особый, отдельно стоящий случай.

ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?

- Роль литературы в современной жизни?

- Она по-прежнему та же. Воспитательная.

- Сейчас же многие произведения аморальны.

- Они аморальны даже тем, что там даже положительный герой плохой.

- И даже фильмы, которые сейчас показывают, переполнены убийствами.

- Конечно. Так вот для этого мой второй спецкурс существует, где я и рассказываю о формировании канона… А канон это что? Это разработка классических примеров, образцов для подражания. Не говорить, что Зоя Космодемьянская психопатка, ненормальная, а что она отдала жизнь за Родину. Это в первую очередь мы себя поддерживаем в статусе порядочных людей, которые должны защищать Отечество.
Студенты меня часто спрашивают, что такое правда и истина? Я всегда развожу эти понятия. Потому что есть правда белых и правда красных. Нам жалко и тех, и тех. Сочувствует и тем, и тем. Правильно? Мы плачем о тех и о тех, русских российских людях. Есть истина. В русском языке. В английском нет этого слова. Истина неизменна.

- А что такое истина?

- Я вам отвечу по Евангелию. Затихают. Истина в Боге.
Но ведь есть же люди нерелигиозные, неверующие, имею в виду атеистического направления. Значит, что такое Бог для нас? Бог Иисус Христос? Но как формально выразить вот здесь и теперь? Отвечу только одним словом. Это проявляется через любовь к Отчизне нашей, через любовь к Отечеству. Я даже развожу понятия Отечество и Родина. Родина – это место рождения, «родина». А Отечество – где твои предки родились. Не предавайте свое Отечество.

- Ваши планы?

- Издание книги о Лидии Алексеевны Чарской.

- Какое хобби?

- Музыку люблю. Не играю.. Но хорошо знаю классику, потому что много друзей-музыкантов.

 Елена Ивановна Трофимова знакомит кунгуряков с книжными новинками

Беседовал Владислав Одегов. Фото автора

ИЗ БИОГРАФИИ
Елена Ивановна Трофимова - литературовед, член Союза писателей Москвы, преподаватель МГУ (кафедра культурологии). Имеет более 130 российских и зарубежных публикаций в журналах "Вестник МГУ", "Общественные науки и современность", «Вопросы литературы», «Знамя» и других. Участница «Грибушинских чтений» в Кунгуре. Имеет кунгурские корни: ее бабушка, Вера Андреевна Лупенских, родом из села Кыласово, жила и работала в Кыласово и Кунгуре.


 

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Поделиться:


Просмотры: 6026   Комментарии: 0
Рейтинг: 3

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 3)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

PodpiskaПолоска
Авто 2019