Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.

Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
MAX
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2025

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №103/2025 от Вчера

Комментарии

С 1 сентября вводится прямой запрет на складирование древесн...
Закон запрещает, а где он разрешает размещать эти отходы? И запрет не решает проблему захламления те...

18.09.2025 21:02:24
Где в Кунгурском округе 3 сентября не будет электроэнергии
А кто сможет правдиво объяснить, почему "верхняя" часть города была отключена на три часа? И это про...

04.09.2025 18:58:46
Как не переплачивать за вывоз мусора, когда живете на даче?
А как не переплачивать за мусор, если в деревне имеешь дом, но там не живешь и не ночуешь и не мусор...

29.08.2025 14:53:34
Опустевшие пеньки и новый торговый пятачок. У мини-рынка в Ч...
И чем же налоговая инспекция мотивировала свой запрет? Это что глупость или зависть или "миллионы",...

18.08.2025 22:03:44
Гостиный двор. Проект нормальный, по смете есть вопросы
Либо разработчики проекта неграмотные, если уже в который раз не могут согласовать проект. Тогда неп...

08.08.2025 16:27:30

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Последователи Антона Макаренко, или Кунгурская трудовая коммуна

Фотография к материалу: Последователи Антона Макаренко, или Кунгурская трудовая коммуна
Комплекс зданий ИК-30 и Свято-Никольский храм.
19 января 2014, вс

В этом году продолжится процесс ликвидации тридцатой колонии. В перспективе - передача зданий РПЦ. Но мало кому известно, что до зоны в здания женской обители и Иоанно-Предтеченской церкви сначала въехали коммунары.  

С ПОМОЩЬЮ ТРУДА профессионального и общего обучения члены коммуны должны были стать полноправными и социализированными членами советского общества. Коммунары работали «на общую книжку». Каждому выдавали от 5 до 50 рублей в месяц. А чего стоил опыт «Ларька без продавца и кассира»! В комнате на витринах-стеллажах раскладывались вещи, консервы, конфеты - товаров на 8000 рублей. Вверху плакат: «Ларёк без продавца – зеркало твоей совести». Покупатель-коммунар заходил, брал нужный товар, сам записывал сумму в лежавшую на прилавке книгу, ставил свою подпись и тут же клал деньги в кассовый ящик.
 

Для коммунаров были оборудованы различные мастерские. Баульная вначале размещалась в бывших кельях монахинь, с мая 1931 года её перевели в помещение клуба (в здание Иоанно-Предтеченской церкви – С.Л.). Через месяц, с приездом мастера Спектора, было налажено чемоданное производство (с чемоданов перешли на спортинвентарь). Деревообрабатывающая фабрика в феврале 1932 года перешла в новое помещение – Никольскую церковь. Бригадирами были бывшие коммунары: Эртман – по чемоданному цеху, Пономарёв – по баульному, Моторин – по ящичному, Воробьёв – по станочному. В июле 1934 года установили на берегу Ирени шпалорезку. На разъезде № 59 заготовляли липу, берёзу, гнули ильмовые полозки. Не имея твёрдых заказов, рынка сбыта, вынуждены были переключиться «на белодеревную работу». Делали парниковые рамы и кроличьи клетки на свои фермы, изготовили дверные полотна и оконные переплёты для городка милиции в Свердловске. Выпускали двухтумбовы естолы, стулья, тумбочки, шифоньеры. Санки «Давос» были не хуже шведских, увозили для продажи в Москву, в Сибирь, на Кубань. Производили утиные чучела для охоты. Отдельная история - баяны! Именно в коммуне, впервые на Урале, было освоено производство знаменитых кунгурских баянов.
 

В другой части Никольской церкви оборудовали «из сельского типа кузни да ручной мастерской жестянщиков» слесарно-механическое производство. «В этом здании ещё сохранился церковный запах. Теперь на высоких сводах вздрагивают зарницы электросварки. Синие дымки поднимаются кверху. В стены врезались, кронштейны, трансмиссии. Работают в церкви слесари, токари, сверловщики, шлёпают ремённые передачи, стены и пол забрызганы маслом – а вот запах ничем не избавить. Он остался во всех уголках. Его излучают сами стены, в которых курился ладан десятилетиями»,- писал в газете коммунар В. Степанов.
 

Продолжение следует…
 

Светлана Лапшина, краевед
 

(В статье использованы материалы Кунгурского городского архива, музея-заповедника, воспоминания Б.С. Рябинина).
 

© iskra-kungur.ru
 

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 3
Просмотры: 8163   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.7/5 (Всего голосов: 3)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Новогодье 100 лет назад

31.12.2013, 09:06
Рейтинг: 2
Просмотры: 4530   Комментарии: 0
Полоска
Наверх