город Кунгур
Выпуск газеты в PDF
Свежий выпуск №143/2024 от 21.12.2024
Комментарии
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...
Городская справка
Двадцатка лучших. В Кунгуре прошла церемония вручения знаков «Гордость Пермского края»
ДТП с двумя грузовыми автомобилями произошло на федеральной автодороге около Кунгура
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Где эта фабрика, где тот завод?
27 июля 2024, сб
До революции и в советское время в Кунгуре действовали десятки предприятий, больших и малых. До наших дней дожили немногие… Как мы уже сообщали («Искра», 4 июля 2024 года), в Кунгуре состоялась презентация новой книги Сергея Мушкалова «Кунгур фабрично-заводской» (Пермь, 2024). В этой книге, которую автор совершенно справедливо, на мой взгляд, охарактеризовал, как «по-своему уникальную», поскольку изданий, «посвящённых истории промышленных предприятий города Кунгура, совсем немного, помещено 77 очерков, рассказывающих об истории «промышленных предприятий Кунгура, действовавших в XVIII-XX веках». Каждый, кто интересуется историей Кунгура, будет читать эту книгу по-своему. Я начал знакомство с книгой с чтения очерков, рассказывающих о предприятиях, где работал сам или мои родные, знакомые, герои моих публикаций. ЭЛЕВАТОР На элеваторе, который ведёт свою историю с 20-х годов ХХ века, я работал совсем немного, недели две-три, в сентябре 1968 или 1969 годов. В то время я учился в Кунгурском автотранспортном техникуме, и нас, учащихся 20-й группы ХОМ (холодная обработка металлов), направили на элеватор. В то время существовала такая практика: учащиеся техникума перед началом учёбы, в сентябре, где-нибудь работали. На элеваторе мы выполняли несложную работу: перелопачивали зерно, чтобы оно не грелось. Дали нам деревянные лопаты и мы, взобравшись на большие горы зерна, поступившее из колхозов и совхозов района, перекидывали его с места на место.
Об этом эпизоде из своей юности вспомнил, прочитав очерк С. Мушкалова «Элеватор». У предприятия, как пишет автор, были разные имена. В тот год, когда мы там работали, - Кунгурский мелькомбинат, так его стали звать после присоединения к Кунгурскому элеватору в 1957 году мельзавода. С марта 1975 года это уже комбинат хлебопродуктов, с февраля 1993 года - акционерное общество открытого типа «Кунгурхлебопродукт». А сегодня - ООО «Элеватор». МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД На Кунгурском машзаводе, об истории которого автор рассказывает достаточно подробно (17 глав-очерков), я проработал полтора года. Впервые пришёл на завод, когда учился в Кунгурском автотранспортном техникуме, в 1970 году - проходил месячную практику в турбобурном цехе под руководством технолога Петра Николаевича Потапова. Потом трудился на термическом участке в турбобурном цехе после окончания учёбы в техникуме, в апреле - мае 1972 года, и после службы в армии - с июня 1974 по сентябрь 1975 года. В это время в турбобурном цехе работали моя мать Тамара Александровна (1923-2011) - кладовщиком (пришла на завод в годы Великой Отечественной войны, трудилась на станке токарем), отец фронтовик Василий Александрович (1921-1986) - заточником, брат Виктор - токарем. Работали на заводе дяди: фронтовик Александр Александрович Одегов (1916-1982), Ис (Владимир) Фефелов, жена брата Вера Одегова (Полякова). В 1941-1945 годы завод производил военную продукцию, о чём С. Мушкалов рассказал в главе «В годы войны». Моя мать, вспоминая это трудное время, говорила: «Работала на станке, без выходных, и ночевали порой в цехе». О работе машзавода в 1960-1970-х годах речь идёт в главах «Те счастливые времена», «Фабула 1970-х». Да, эти времена были по-настоящему счастливыми. «Буровые агрегаты и турбобуры марки Кунгурского машзавода пользовались устойчивым спросом не только в нашей стране, но и за рубежом, - пишет С. Мушкалов. - Их экспортировали в Болгарию, Польшу, Румынию, Индию, Афганистан, Японию, Бразилию, Аргентину, Мексику, Египет и другие страны. Чем ещё запомнились для предприятия 1960-е годы? Шефской помощью, которую завод оказывал колхозу имени В.И. Чапаева. Выходом (в июне 1965 года) первого номера газеты «Машиностроитель». Строительством (в 1964 году) хозспособом подвесного моста через Сылву. Продолжением жилищного строительства для заводчан». А вот несколько личных воспоминаний об этих счастливых для завода временах. Осенью 1974 года и мне с группой заводчан довелось оказывать шефскую помощь колхозу им. Чапаева - собирали на полях картошку, выполняли другие работы. Полвека назад, 25 июля 1974 года на первой странице «Искры» впервые была опубликована моя заметка «Многостаночники», с которой начался мой путь в журналистику. В заметке, подписанной «В. Одегов, рабкор», я рассказал о токарях-мностаночниках Вере Васильевне Посохиной, Ольге Ивановне Сурковой, Лидии Трясцыной. Начинается заметка так: «Войдя в турбобурный цех, попадаем в мир машин. Мы находимся на участке обработки турбинок. Многостаночное обслуживание введено на участке сравнительно недавно. В основном рабочие трудятся сразу на двух станках». Хорошо знал редактора «Машиностроителя» Татьяну Костенко, а в 2012 году мне довелось готовить к печати несколько номеров этой газеты, посвящённых 135-летнему юбилею предприятия (договор на этот счёт был заключён между машзаводом и редакцией «Искры»). У меня даже был временный пропуск, который я предъявлял вахтёрам на проходной завода, когда шёл в цеха. В 2012 году о закрытии машзавода ещё никто не говорил. «У предприятия- юбиляра были амбициозные, далеко идущие планы, - пишет С. Мушкалов в заключительной главе своего очерка о машзаводе «Развязка». - В частности, завод готовился выдать «на-гора» новую, уникальную установку МБУ-180 грузоподъёмностью 180 тонн. Шла активная работа по созданию принципиально новой продукции - современных буровых комплексов грузоподъёмностью до 320 тонн. Было много надежд и ожиданий. О том, что развязка истории уже близка, никто не задумывался».
И печальная развязка наступила: «В 2020 году имущественный комплекс обанкротившегося ООО «КМЗ» был выставлен на продажу. На аукционе его приобрели два физических лица. Последующие события развивались по уже, к сожалению, «обкатанной схеме». Все металлические конструкции были сданы в металлолом. В границах закрытого предприятия остались лишь опустевшие заводские корпуса… а позднее не стало и их». «Кунгурского машиностроительного завода, увы, больше нет, но память о нём жива!», - заключает автор. Память о заводе живёт не только в сердцах его бывших работников, но и в пяти книгах, посвящённых предприятию. ОБУВНОЙ КОМБИНАТ На этом градообразующем предприятии, которое тоже, к сожалению, перестало существовать, но ещё раньше, чем машзавод, - в 2000-м году, я не работал, но хорошо знал журналиста, заместителя редактора газеты «Искра» Валерия Николаевича Варзакова (1937-1977), автора книги «Кунгурский кожевенно-обувной комбинат» (Пермь, 1974). Об истории комбината, которая началась в 1724 году Сергей Мушкалов пишет в семи очерках, цитирует при этом и эту книгу Валерия Варзакова. И ещё обувной комбинат для меня ассоциируется с рабкором «Искры» Николаем Михайловичем Греховым (1908-1993). Читатели со стажем наверняка помнят его заметки о жизни обувного комбината, которые очень часто печатались в газете. В отличие от него, я писал про обувщиков редко. Но всё же с некоторыми был знаком. Например, с бывшим директором комбината Николаем Ивановичем Черёмухиным, который, как пишет С. Мушкалов, внёс «большой вклад в развитие предприятия». О нём я рассказал и как о фронтовике на премьерной странице «Победители» (4 марта 2014 года). Остались в моей памяти и встречи с Героем Социалистического Труда Марией Фоминичной Сыромятниковой (1924-2018). Весной 2014 года по заданию редакции был у Марии Фоминичны на квартире, где родные, друзья, товарищи, представители администрации Кунгура тепло поздравили её с 90-летием, и, конечно рассказал об этом читателям («Искра», 8, 22 апреля 2014 года). ГОНЧАРНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ О них Сергей Мушкалов рассказывает в семи очерках, при этом несколько раз цитирует хранящийся в научном архиве Кунгурского музее-заповедника очерк журналиста «Искры» и краеведа Александра Павловича Шадрина (1917-2005) «Кунгурский завод художественных изделий». Цитаты касаются, в частности, фабрики И.М. Аксёнова (1818-1879), первого промышленного заведения в сфере кунгурской керамики, фабрики Фёдоровых, завода И.П. Агапова. И ДРУГИЕ… Отмечу ещё несколько предприятий, которые ассоциируются с моими родными, друзьями и хорошими знакомыми. Мой отец Василий Одегов после войны работал в детской трудовой колонии. Её Сергей Мушкалов упоминает в очерке «Винокуренный завод П.В. Васильева»: «В июле 1941 года предприятие было закрыто. На его базе было развёрнуто военное производство. В этот же период здесь разместилась детская трудколония № 1. С 1960 года находились учебно-производственные мастерские Кунгурского лесотехникума». В очерке «Пивзавод» С. Мушкалов приводит слова директора предприятия в конце 1960 - начале 1970-х годов Николая Иосифовича Балыкина (1921-2011), которые читатели «Искры» знают как поэта-фронтовика, активного автора газеты. Процитируем его воспоминания и мы: «Наше пиво на областных выставках всегда было в числе лучших. Оно расходилось по всей области и за её пределы. Славно трудились пивовары…» С интересом прочитал очерк «Мотороремонтный завод», который действовал в Кунгуре до 1990-х годов. Это предприятие в 1979 году возглавил активный автор нашей газеты, лауреат «искровской» премии им. Н.А. Гребнева Александр Алексеевич Турицын. «Мы ремонтировали до 1500 тракторов в год, - рассказывает он. - Добавьте к этому 6 тысяч двигателей тракторов и комбайнов, плюс 1200 двигателей ЯМС-236, 238. Потом освоили ремонт двигателей для К-700. Кроме того, производили (до 1200 в год) автоцистерн на базе ГАЗ-52, 53, автопогрузчики. Пользуясь тем, что была технология, наладили выпуск пожарных машин. А площадей не хватало, пришлось достраивать Плехановские цеха…» Жаль, конечно, что этого предприятия, как и многих других, о которых рассказано в книге «Кунгур фабрично-заводской», уже нет. Но хочется всё же закончить рассказ на позитивной ноте. В главе «Вместо заключения» Сергей Мушкалов отметил, что в книге «охвачены далеко не все фабрики и заводы нашего города». В их числе и Кунгурская типография, где я, кстати, немного работал весной 1972 года - на станке, который разрезал рулонную бумагу на листы различных форматов. Потом эта бумага шла на изготовление печатной продукции: газет, плакатов, альбомов, записных книжек и т.д. Типография успешно действует и в наши дни. В июне этого года продукция Кунгурской типографии, книги писателя Екатерины Нечаевой, была представлена на книжной фестивале «Красная площадь» в Москве. Владислав Одегов Газета «Искра» № 78 (17168) от 20.07.2024 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
5078 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВадим Лысанов: «Уходить с поста главы не планирую. Задумано много добрых дел во благо Кунгурского округа»22.07.2024, 15:20
3453 0
На радость детворе. В посёлке Садоягодном открыли спортивно-детскую площадку22.07.2024, 13:09
1431 0
|