город Кунгур
Выпуск газеты в PDF
Свежий выпуск №145/2024 от Сегодня
Комментарии
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...
Городская справка
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Улицы Кунгура меняются в лицах. Улица Попкова, бывшая Тюфяевская
19 августа 2023, сб
Изначально территория будущей улицы находилась за пределами городской черты и представляла собой пустырь. Прожектированный план г. Кунгура 1821 года отвёл эту местность под застройку и зафиксировал трассировку ещё не имевших своего названия улиц. С ИМЕНЕМ ГУБЕРНАТОРА Имя собственное - Тюфяевская - появилось спустя два десятилетия. Названием вновь устроенной улицы кунгуряки увековечили память действительного статского советника Кирилла Яковлевича Тюфяева (1777-1845), в 1823-1831 годах исполнявшего обязанности пермского губернатора. Правда, выяснить, когда и по какому поводу это было сделано, пока не удалось. Новое название впервые зафиксировал прожектированный план города 1840 года. Довольно длительное время улица, относившаяся к городским окраинам, была совсем небольшой. Так, например, в 1889 году на ней числилось всего 11 домовладений. Большинство располагавшихся здесь домов принадлежали представителям мещанского сословия города (Трофиму Ивановичу Воронцову, Евграфу Андреевичу Машанову, Александру Ивановичу Васильеву, Спиридону Сергеевичу Калинину, Якову Михайловичу Яцевскому и другим) и оценивались всего в 30-70 рублей. Владелицами двух наиболее значительных строений, оценённых в 180-200 рублей, были солдатка Екатерина Никифоровна Прудакова и солдатская вдова Татьяна Филипповна Андрианова, содержавшая в своём доме питейное заведение. «РАЗВОРАЧИВАЙТЕСЬ В МАРШЕ!» К 1914 году улица Тюфяевская окончательно «развернулась» в отведённых для неё границах. Начиналась она в тот период на перекрёстке с улицей Сылвенской (ныне - ул. Ситникова) и шла до ул. Марьинской (ныне - ул. Бочкарёва). Здесь, на опушке соснового бора, она и завершалась.
Но и к этому времени на ней выросло всего 26 домовладений. Правда, были они уже более «крепкими». Их оценочная стоимость варьировала от 100 до 1000 рублей. В числе владельцев расположенной здесь недвижимости были Кунгурский женский монастырь, мещане Василий Филиппович Осипов, Александр Дмитриевич Костарев, крестьяне Дарья Максимовна Занадворных и Пётр Андреевич Нагибин. Жил здесь даже турецкий подданный Константин Фоста Акрит-оглы. Некоторые из принадлежавших им зданий до сих пор можно встретить в начальной части улицы. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ, ЗА ГОДОМ ГОД… Между тем, время продолжало свой неторопливый бег. После окончания Гражданской войны улицу минула пора национализации. На ней изъяли лишь одно домовладение, принадлежавшее женскому монастырю. Во второй половине 1920-х годов улица вновь начала застраиваться. В 1929 году, например, на ней построил свой дом (№ 41) Владимир Иванович Копылов.
К осени 1938 года на Тюфяевской насчитывалось 39 домовладений. В числе их владельцев были: Матрёна Петровна Денисова (дом № 3), Василий Семёнович Архидьяконских (№ 8), Васса Сергеевна Ситникова (№ 9), Афанасий Иванович Асанов (№ 11), Давлетхан Тимирханов (№ 18), Михаил Николаевич Угляков (№ 19), Иван Леонтьевич Проскуряков (№ 39), Григорий Иванович Петухов (№ 42), Кузьма Трофимович Честиков (№ 51) и другие кунгуряки.
Застройка улицы продолжалась и в последующие годы. Так, в 1950 году здесь возвели свои дома Григорий Андреевич Малахов (№ 62) и Иван Семёнович Зернин (№ 69). Особый всплеск строительства начался во второй половине 1950-х. В этот период улица значительно приросла в границах. Начал формироваться заключительный сектор от соснового бора до реки Сылвы. «ОТМЕТИНЫ» Как поётся в известной песне, «у каждого мгновенья свой резон, свои колокола, свои отметины…» Есть свои «отметины» и у улицы Попкова. Окраинное расположение на долгие годы определило как характер её развития, так и особый уклад жизни. «Эта тихая, поросшая полянкой улица, - отмечала в начале 1960-х годов газета «Искра», - не примечательна. Нет на ней многоэтажных домов, тротуары простые, дощатые. Она так мала, что для жителей вполне достаточно двух водоразборных колонок. Единственное украшение улицы - тополя, берёзки и клёны». За почти двухсотлетнюю историю улицы на ней (и это, пожалуй, единственный случай в Кунгуре) практически никогда не было никаких предприятий и учреждений. Исключение составляет лишь расположенный в Сосновом бору, в районе школы № 2, комплекс, известный кунгурякам как «крольчатник». В конце 1930-х годов в помещениях бывшего кроликопитомника разместилась кунгурская контора Союззаготкож. Позднее здесь находились сначала контора треста «Заготживсырьё», а затем приёмный пункт и склады райзаготконторы. В настоящее время значительная часть расположенных здесь построек используется под жильё.
Своё историческое имя - Тюфяевская - улица сохраняла вплоть до 18 апреля 1961 года. С этого времени она по решению Кунгурского горисполкома носит «славное имя» Алексея Семёновича Попкова (1890-1961), «простого рабочего-большевика», активного участника «борьбы за установление Советской власти» в Кунгуре. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Попков Алексей Семёнович (1890-1961). Родился в деревне Мартыново Кыласовской волости, в семье крестьянина. Окончив три класса церковноприходской школы, начал трудовую деятельность, работая на побегушках у одного из пермских фотографов. С 1910 года трудился в депо станции Кунгур, где сблизился с сосланным в наш город за революционную деятельность Н.А. Гребневым, вместе с которым в 1912 году создал в депо большевистскую группу. 24 марта 1917 года был избран членом первого Совета рабочих депутатов ст. Кунгур, а 31 марта стал членом исполкома первого городского Совета рабочих и солдатских депутатов. В 1918 году принимал активное участие в организации боевых дружин и в подавлении кулацких восстаний. Проводил большую работу по продвижению железнодорожных составов с хлебом для голодающих рабочих Москвы и Петрограда. В сентябре - декабре 1918 года был председателем уездной ЧК. После освобождения родного края от войск Колчака работал машинистом в депо ст. Кунгур. В 1920 году перешёл на партийную работу. Был секретарём ячейки РКП(б) ст. Кунгур, ответственным секретарём Кунгурского уездного комитета РКП(б). В апреле 1925 года вернулся на железнодорожный транспорт. Работал машинистом депо ст. Пермь II, заместителем начальника депо станции Зуевка. С 1935 года был машинистом-инструктором депо станции Пермь II. В 1957 вышел на заслуженный отдых. За многолетний самоотверженный труд награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Скончался 17 марта 1961 года. Сергей Мушкалов, Газета «Искра» № 91 (17033) от 17.08.2023 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
14153 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |