- Изображение человека в скульптуре считается самым сложным и важным делом. Нужно потрудиться, чтоб «вдохнуть жизнь» в каменное лицо
14 декабря 2022, ср
Занятия и достижения кунгурячки Татьяны Юрьевны Нелюбиной можно перечислять долго. Она преподаватель, скульптор, художник, экскурсовод, народный мастер Прикамья. Член Союза художников с 2007 года. Преподаёт рисунок и композицию в художественно-промышленном колледже, проводит экскурсии в Ледяной пещере.
ВЗЯЛИ В РУКИ ПЛАСТИЛИН
- Выросла я здесь, училась в кунгурской школе № 4, потом в школе № 10, - рассказывает Татьяна Юрьевна. - В нашем советском детстве все мальчишки и девчонки обязательно пробовали рисовать, лепить, вышивать, выжигать, и мне как-то дали доску и пластилин. Моя старшая сестра Наталья уже училась в «художке» и научила меня лепить человечков, а дальше само пошло. С самого начала я предпочитала лепить одушевлённые предметы - людей, животных. В скульптурном деле изображение человека считается выше и сложнее, чем изображения животных и птиц, так называемый анималистический жанр. Исключение составляет разве что лошадь, поскольку конных скульптур на свете тоже много, недаром лошадь с древних времён - верный друг, спутник и помощник человека.
Некоторые художники считают, что скульптура - царица искусств, как скрипка - царица музыкальных инструментов. Другие их коллеги утверждают, что царица искусств - всё-таки архитектура. Но архитектура и скульптура часто перетекают друг в друга, между ними много общих черт.
Отец Татьяны Юрий Александрович Нелюбин - скульптор, в своё время учился в кунгурском художественном училище, потом был его директором и строил новый корпус. Училище сменило много названий, но многие кунгуряки помнят его как ПТУ-58.
ТРИ ХУДОЖНИКА В СЕМЬЕ
- Когда после школы пришло время выбирать профессию, тестирование ни к чему не привело, - говорит Татьяна Нелюбина. - Не замечала я за собой особой склонности к какой-либо определённой науке, ко всем предметам относилась ровно. Все думали, что «художка» - это тоже не моё, достаточно и двух художников в семье - папы и старшей сестры. Помимо художественного училища сестра Наталья окончила музыкальную школу, уехала в Москву и там окончила «гнесинку». Но камень, скульптура меня интересовали, наверное, лепка из пластилина не прошла даром. Выучилась в ПТУ-58, потом поступила в Пермскую академию живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова. Сначала пришла на специальность «Декоративно-прикладное искусство», затем преподаватель Анатолий Уральский решил: «Татьяна, вы всё-таки скорее скульптор, чем живописец». И предложил перевестись на отделение скульптуры. Вообще-то девушек раньше на скульптуру брали редко. Считалось, что это не женское занятие, там же камни надо ворочать, металлические конструкции, тяжести всякие таскать.
В чём разница между скульптором и художником? Может быть, в том, что художник видит мир и отдельные предметы как бы уже на холсте, на плоскости, а скульптор видит их объёмными, многомерными? Разные взгляды на одну и ту же вещь, разные типы пространственного воображения.
Женская фигура в твёрдом камне кажется мягкой и настоящей. Забавный мужичок-забияка словно чему-то удивился
КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ
- С камнем я училась обращаться в Филипповском карьере, - продолжает Татьяна Нелюбина. - Поняла, что действительно в душе тяготею к скульптуре, к монументальным формам. Помню, получили мы с подругой заказ изготовить памятный знак при въезде в Кудымкар к очередному юбилею города. Пошли в карьер, нашли валун-многотонник и взялись за работу. Сейчас этого знака в Кудымкаре, правда, уже не стало, но опыт я считаю удачным, я впервые освоила «болгарку», научилась самостоятельно тесать камень.
В идеале каждый скульптор должен иметь мастерскую, но у меня лишнего помещения нет, работаю на базе художественного колледжа. Большей частью занимается малыми скульптурами, статуэтками, а также памятными досками. Из рук Татьяны Нелюбиной вышли мемориальные памятные таблички в честь пермского главного санитарного врача Евгения Беляева, кунгурского фотохудожника Раифа Абляшева (её и сегодня можно увидеть при входе в редакцию «Искры»). Изготавливала портрет купца Кирилла Хлебникова, портрет купца Михаила Грибушина для школы № 2, которая ныне носит его имя.
- Кроме того время от времени я берусь водить экскурсии по Ледяной пещере, - говорит Татьяна Юрьевна. - Это тоже восхитительный памятник природной архитектуры. Впервые я посетила пещеру в детстве и была в ужасе: темно, холодно, страшно, никаких красот там не увидела. А потом мне повезло попасть в пещеру с хорошим экскурсоводом - и я вдруг поняла, какое необыкновенное чудо у нас под боком. Кунгуру в этом смысле очень повезло.
МАТЕРИАЛ ПОД НОГАМИ
С каким материалом работает кунгурский скульптор? Если честно, то с тем, который по карману. Из металлов - с латунью, чугуном. Бронза и прочие сплавы - слишком дорого, а чугун вполне функционален. Из камня - известняк, гипс. То, что в Кунгуре под ногами лежит, потому что завозить издалека опять-таки дорого. Раньше в Кунгур из Екатеринбурга доставляли талькохлорит, декоративно-отделочный камень, но теперь цена на него тоже «кусается». Известняк есть в кишертском карьере, это рифы, окаменелости, он твёрже по своим свойствам. Кунгурский известняк имеет другое происхождение, он мягче в обработке. Гипс любят не все скульпторы, он обычно с рисунком, а кто-то предпочитает однотонный материал. Но иногда скульпторы используют естественный узор на гипсе, чтобы вписать его в композицию, вдохнуть в форму жизнь.
- Камнерезный промысел в России - явление уникальное и, к сожалению, недооценённое, - говорит Татьяна Нелюбина. - Кунгур в этом смысле вдвойне богат, потому что у нас есть не только камнерезы, но ещё и керамическое предприятие со своими традициями и школой. Кунгурский художественный колледж тоже по-своему уникален. Сейчас мы фактически единственное учебное заведение, которое готовит камнерезов-практиков. Другие училища аналогичного профиля (а их совсем немного) готовят в основном теоретиков, учат студентов больше проектировать, чем работать руками. Кунгурские выпускники «художки» живут по всему миру.
Человек с рыбой в руках. Симпатичный, правда?
ДЛЯ ПРОДАЖИ ИЛИ ДЛЯ ДУШИ?
Как ностальгически вспоминает Татьяна Юрьевна, в советское время камнерезный промысел был возведён в ранг государственной политики. Существовал специальный научно-исследовательский институт народно-художественных промыслов. Все многовековые наработки, все ремёсла и виды творчества здесь аккумулировались, изучались, анализировались. Например, якутская резьба по кости - кто бы о ней знал, если бы ею не заинтересовались на научном уровне? Эта «русская экзотика» уходила влёт на экспорт в европейских странах - все наши шкатулки, росписи, литьё, плетение, поделки. Но был один существенный минус: художники и скульпторы делали в основном то, что продаётся. Ушли на волну ширпотреба, гиперреалистичности.
- В погоне «за продажами» художественность и мысль отошли на второй план, - отмечает Татьяна Нелюбина. - В приоритете стала внешность, эмоция, вывеска. Если ты ваяешь медведя, то никому не нужен мудрый мишка с умным взглядом, заказчик обязательно попросит изваять оскаленного, злобного зверюгу, чтоб шерсть стояла дыбом, чтоб в глаза бросалось и ужас наводило. Вот в чём разница. Перестала цениться чувственность, эстетика камня. Моду красить каменные скульптуры я тоже не принимаю. Природный материал не нуждается в окраске, он замечателен сам по себе.
О НАШЕМ КУНГУРЕ
- Родом я кунгурская, в третьем поколении, - говорит Татьяна Нелюбина. - Моих предков Лашовых по маминой линии когда-то выселили из Кировской области, они попали там под раскулачивание. Бабушка рассказывала, что переселённых высаживали на пустыре в районе кунгурского кирпичного завода с одним топором - выживайте как хотите. Возможно, так и было. Но Кунгур я обожаю за его старину, за уют, за купеческую фундаментальность. В нынешней архитектуре таких традиций, увы, не сохраняется, строится в основном то, на что денег хватило. Пройдите по любой улице со старинными зданиями и обратите внимание, насколько органично наши предки встраивались в сложный городской рельеф. Композиция города цельная, ничего не «выпирает», все здания, церкви и шпили на своих местах, все пропорции соблюдены. Это потрясающее культурное наследие, и за это я люблю наш город - и как художник, и как человек.
Дмитрий Спиридонов
Фото автора
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru
Поделиться:
|