По старому Сибирскому тракту - за клубникой, слева от тракта, где в советские времена было поле, - улица Романовская. Конец июля 2022 года
21 августа 2022, вс
Она выросла вдоль старого Сибирского тракта*, ведущего в сторону Романова лога и дальше. В честь Романова лога улица, очевидно, и получила своё имя
В конце июля, рано утром, отправился по старому Сибирскому тракту за вениками. По сравнению с прошлым годом домиков на улицах, что выросли справа от дороги, заметно прибавилось. Там, где ещё совсем недавно росли берёзки с ёлочками и грибы под ними -дома, дома… Заметил, что самую первую от тракта улицу назвали Романовской. Скорее всего, по имени лога, который здесь неподалеку.
РОМАНОВ ЛОГ
Впервые о Романовом логе я услышал в середине 1970-х годов от коллеги, журналиста «Искры», заведующего промышленным отделом редакции Ивана Юрьева.
- Где грибы собирал? Недалеко. Ходил в Романов лог, - ответил Иван Александрович на мой вопрос о том, где он вёл «тихую охоту».
В 1983 году я переехал жить с семьёй в посёлок Нагорный и вскоре увидел Романов лог воочию. От микрорайона лог недалеко, чуть более 2-х километров, часть дороги - по старому Сибирскому тракту. Лог порос смешанным лесом, грибы: обабки, белые, маслята я находил не в самом логу, а рядом с ним. Однажды наткнулся на змею: потянулся за белым грибом - и змею, маленькую, чёрную, скорее всего, медянку испугал. Она, от меня спасаясь, в лог скользнула.
Когда подросли дети, мы стали ходить в сторону Романова лога всей семьёй. Облюбовали заливное озерко, которое под горой, рядом с трактом. Купались в нём и загорали на берегу. Любила в нём освежиться и наша собака, доберман Вита. А рядом с озером - склоны, усыпанные клубникой, собирай - не хочу.
Трудно поверить, что это благое место не всегда было таким. Вот, например, что рассказал краевед, житель села Кыласово, Александр Новосёлов («Ехал» Дюма по Сибирскому тракту», «Искра», 9 июля 2015 года): «Романов лог и Татарский издол (подъём), по рассказам стариков, являлись местом воровства и разбоя. Часто здесь на подъёмах купцы лишались своего товара. Даже во время моего детства ходили эти разговоры. Сильны поверья, былины: передаются из поколения в поколение от старших к младшим».
НЕ ТОЛЬКО ГРИБЫ И ЯГОДЫ
Любопытную историю, связанную с Романовым логом, узнал недавно. На литературном портале «Проза.ру» опубликован рассказ Игоря Фомина «Романов лог». Оказывается, в советские времена по дну логу проходил кабель КМ-17, обеспечивающий «важные для страны связи». Автор повествует о том, как специалисты, обслуживающие важный кабель, дважды устраняли неисправности, случившиеся с ним в Романовом логу.
«Моё сообщение вызвало настоящий переполох, - пишет автор о первой аварии. - Будь это другая трасса, другой кабель, всё бы прошло гораздо спокойней, но КМ-17-это совсем другое дело…По ней шли системы связи, соединяющие Токио с Европой и Лондоном через Москву. Нам за эти связи платили валютой, а за простой или даже простые сбои в системе по штрафным санкциям, мы расплачивались, как нам говорили, золотом. Правда это или нет, не знаю, но системы эти берегли как зеницу ока. Во всех нупах, где шёл переприём и усиление сигнала, эти системы были закрыты специальными красными крышечками, чтобы не дай бог, кто-нибудь случайно не дёрнул эту систему по нечаянности. А тут на тебе, без всякой защиты, в каком-то Романовом логу, болтается престиж нашей Родины.
Короче, на следующий день на место размыва в Романов лог прибыло аж две бригады связистов нашего кабельного участка. Аварийная машина с полным боевым комплектом, на случай любой аварии».
О втором происшествии, случившемся в конце 1970-х годов, автор рассказал так:
«Днём подростки, пасшие коров в Романовом логу, увидели кучу резиновых покрышек. Затащили несколько покрышек на вершину склона Романова лога, подожгли и горящие пустили по склону. Да так метко, что одна из них угодила в кучу других покрышек и подожгла их, а другая, горящая, упала прямо на швеллер и горела на нём синим пламенем, пока не спекла кабель государственного значения в уголь, тем самым вызвав полное короткое замыкание среди всех систем, включая и систему «Токио-Европа-Лондон»…Нам на трассу навезли машинами песка, благо, борьба с паводком в Кунгуре ещё продолжалась, и этот песок был оттуда...»
КОЛОСИЛИСЬ ХЛЕБА…
В 1980-х годах вдоль старого Сибирского тракта, на месте современной улицы Романовской, колосились хлеба. В середине 1970-х годов земли принадлежали пригородному совхозу «Моховской», но после реорганизации перешли к другому хозяйству, скорее всего, к совхозу «Жилинский». В книге «Характеристика и экономические показатели работы колхозов и совхозов Кунгурского района за 1980 год» (Кунгур, 1981) совхоз «Моховской» уже не упомянут. Про совхоз «Жилинский» сказано, что в нём работали 139 человек, за год они производили 55142 центнера зерна, 12056 центнеров картофеля… А совхоз «Моховской» живёт лишь в памяти людей да в книге «Кунгурский район. 85 лет истории» (Пермь, 2009). Вот что там сказано об этом хозяйстве и его предыстории: «В 1932 году взамен сельскохозяйственных обществ, коммун и артелей на территории Сылвенского и Плашкинского сельсоветов были образованы колхозы: «Вперёд», «Знамя социализма», имени РККА, имени Хрущёва… В 1960 году образовался колхоз «Кунгурский». С 1962 года его председателем, а затем после преобразования колхоза в совхоз «Моховской» (1979) директором был Николай Михайлович Иконников. Впоследствии совхоз реорганизовали».
… В середине 1980-х годов я увлёкся бегом, и почти каждое своё новое утро начинал с пробежки по старому Сибирскому тракту. Бегал до Романова лога и дальше, иногда до реки Бабки, за которой расположена деревня Липово. Однажды, возвращаясь в Нагорный, увидел лося. Крупное и грациозное животное, очевидно, ночью отдыхало в полях и, подкрепившись, рано утром, перейдя Сибирский тракт, углубилось в лес.
…И ЦАРЬ ПРОЕЗЖАЛ
Название улицы Романовской невольно напомнило не только о логе, но и о представителях царской фамилии Романовых, посещавших кунгурскую землю. В сентябре 1824 года здесь, например, проехал император Александр I, вошедший в историю России как «благословенный» монарх, победитель Наполеона. Он посетил с кратким визитом Кунгур, после чего солидная вереница экипажей (царскую карету везли 12 лошадей) направилась по Сибирскому тракту в Пермь. А через 13 лет, в 1837 году, здесь проезжал будущий император Александр II в сопровождении великого русского поэта Василия Жуковского.
Владислав Одегов
Фото автора
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru
На заметку любопытным
*ИЗ ИСТОРИИ СИБИРСКОГО ТРАКТА
На старом Сибирском тракте, недалеко от Романова лога
Сибирский тракт был учреждён императрицей Екатериной II в 1763 году. Это самая длинная сухопутная дорога в мире - от Москвы до границы с Китаем 9 тысяч километров. По Кунгурскому округу проходит небольшой 50-киломеровый участок тракта.
Тракт сыграл большую роль в истории страны. Вот что пишет, в частности, историк Ольга Ренёва в книге «Прогулки по купеческому городу» (Пермь, 2017): «По нему (Сибирском тракту - В.О.) везли свои товары купцы, следовали по казённой надобности военные начальники, ехали путешественники и учёные. Через Кунгур пролегали маршруты крупных научных экспедиций. Здесь побывали известные российские и иностранные исследователи, первооткрыватели, естествоиспытатели: Иван Гмелин, Пётр Симон Паллас, Витус Беринг, Александр Гумбольдт, Родерик Мэрчисон…»
Известен тракт и как дорога ссыльных, каторжный путь. О любопытной легенде, связанной с кунгурской топонимикой, рассказал директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов («На выезде из города», «Искра», 16 ноября 2017 года): «Кого только не повидала эта дорога на своём веку. И путешественников вольных, да и немало невольных. С последними связана легенда, обусловившая наименование одного из здешних угоров, так называемой Вшивой горки. Предание гласит, что именно на этой возвышенности, расположенной на окраине Вознесенского кладбища, в прошлые времена, когда некрополя здесь ещё не было, заключённым, идущим по дороге в Сибирь своим ходом, разрешалось сделать привал и освободиться от надоедливых насекомых».
Историки и краеведы бережно собирают и хранят информацию об истории уникального Сибирского тракта. Осенью 1915 года в селе Кыласово был открыт первый и единственный в Прикамье Музей истории Сибирского тракта, состоялась презентация его первой экспозиции.
Поделиться:
|