город Кунгур
Выпуск газеты в PDF
Свежий выпуск №130/2024 от Вчера
Комментарии
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...
Городская справка
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Кунгурская камнерезная школа: путь преодоления
02 октября 2021, сб
85 лет назад, в сентябре 1936 года, началась история учебного заведения, прославившего Кунгур не только в нашей стране, но и за рубежом. Сначала оно называлось камнерезной профтехшколой, затем стало городским профессионально-техническим училищем № 58, художественным училищем, лицеем. Сейчас учебное заведение известно как Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж, филиал Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. (Продолжение. Начало в № 60 от 10 июня и № 73 от 13 июля 2021 года) Кунгурская камнерезная художественная школа, возрождённая весной 1943 года, создавалась практически на пустом месте, в абсолютно неприспособленных зданиях, при отсутствии инвентаря, рабочего инструмента, наглядных пособий. Всё самое необходимое приобреталось буквально по крупицам, в разных местах - в Кунгуре, в Молотове, в Суксуне…
В октябре 1943-го в школу пришёл новый директор - И. И. Козюков, заведующим учебной частью по-прежнему оставался А. Е. Попов, который кроме занятий с учащимися преподавал на шестимесячных курсах мастеров-камнерезов, работавших здесь же при учебном заведении. Такая ускоренная подготовка специалистов являлась насущной потребностью для страны, постепенно освобождавшейся от врага. Ведь требовалось не только восстановить производство, построить жильё и здания соцкультбыта, но и практически заново воссоздать весь привычный утилитарный мир, окружавший советского человека. Поэтому выпуск изделий так называемого ширпотреба, а также и художественной продукции являлся насущной необходимостью, что потребовало увеличения числа мастеров. 31 декабря 1944 года, директор, поздравляя коллектив с наступающим Новым годом, подчеркнул: «Наша школа проработала 1,5 года, и в особенности в 1944 году, несмотря на все трудности, добилась значительных успехов. К концу этого года мы имеем успеваемость по школе 93%. Большую работу учащиеся школы провели по благоустройству общежития, школы и производственных мастерских».
В начале 1945 года перед педагогическим коллективом и учащимися была поставлена задача по перестройке учебного процесса на выпуск товарной продукции. В этом главную роль сыграл заведующий производственным обучением Я. А. Зубенин, только что вернувшийся с фронта. Одновременно начались работы по созданию музея камнерезных изделий, крайне необходимого учебному заведению, являвшемуся центром самобытного художественного промысла. Предполагалось, что часть будущих музейных экспонатов будет закуплена у авторов, часть поступит из камнерезной артели, часть будет выполнена самими учащимися. Для отбора камнерезных изделий был создан художественный совет, председателем которого являлся А. Е. Попов, в то время исполнявший обязанности директора. Вместе с ним трудились: преподаватель спецдисциплин И. С. Семёнов, зав. производственным обучением Я. А. Зубенин, инструктор А. И. Орлов и учащийся А. Васильев. В марте 1945-го школьная жизнь была перестроена на военный лад «в целях повышения дисциплины и улучшения обороннофизкультурной работы», как гласил приказ директора. Школа стала считаться ротой, каждый курс - взводом, состоящим из четырёх отделений. Командиром роты был назначен военрук Клюев. 30 марта, в преддверии ледохода на реке Ирень, в школе было объявлено осадное положение. Круглосуточно два дежурных вели наблюдение за положением воды и в случае опасности должны были оповестить всех частыми ударами о рельсу. После победы над фашистской Германией в Кунгур стали возвращаться камнерезы, уцелевшие в огне войны. Вернулся с фронта и М. Г. Лисунов, которого уже 16 мая зачислили в штат школы на должность заведующего производственным обучением и одновременно назначили преподавателем лепки. Я. А. Зубенин был переведён на место инструктора. А. Ф. Бутакова демобилизовали только в 1946-м, он также вернулся в родное учебное заведение, чтобы самоотверженно проработать там ещё не один десяток лет. В 1947 году преподавателем спецдисциплин была принята выпускница Московского художественного училища им. М. И. Калинина Наталья Дмитриевна Винокурова, участница Великой Отечественной войны. Она вела такие предметы как композиция, лепка, организация производства, анатомия. На следующий год в школу пришла Зинаида Павловна Позднякова, пять лет преподававшая там композицию и заведовавшая учебной частью. Одновременно она сотрудничала с камнерезной артелью и с артелью имени XVIII партконференции, выпускавшей изделия из модельного гипса. Именно ей принадлежит авторство самой популярной гипсолитной Хозяйки Медной горы. Каждый год в камнерезную школу приходили новые учащиеся, исключением стал только 1946-й, когда из-за плохой подготовки учебного корпуса, мастерских и общежития набор был отменён. Среди тех, кто поступил в 1945 году, был фронтовик Константин Иванович Олешкевич, спустя три года окончивший учебное заведение на одни пятёрки. Его сразу же пригласили на работу в камнерезную школу, где он более двадцати лет трудился сначала инструктором производственного обучения, а затем мастером. И ещё один учащийся конца 1940-х годов сыграл в истории этого учебного заведения выдающуюся роль - это Юрий Александрович Нелюбин, впоследствии ставший его преподавателем и директором. Ольга Ренёва Искра Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
2392 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |