Андрей Шиловский. Вид на Скорбященский храм. 1918 год. Рисунок из фондов Томского краеведческого музея
21 июля 2019, вс
Премьера рубрики «Зодчие нашего города». В Кунгуре благодаря Т.Ф. Нельсону-Гирсту и П.Е. Кузнецову появилась богородичная церковь, устроенная в честь почитаемой в России иконы «Богоматерь всех скорбящих Радость».
В календаре свой собственный праздник есть и у старинных зданий и сооружений. Известен он как Международный день памятников и исторических мест. Его человечество отмечает 18 апреля. Наш Кунгур, город богатый на архитектурное наследие, может по праву считать этот праздник своим. В кунгурскую каменную летопись внесли вклад зодчие и мастера Прикамья, Вятской земли, центра России. Работали здесь и столичные архитекторы. В нашем городе на протяжении трёх веков строительство велось как по типовым проектам, так и по индивидуальным чертежам. Время донесло до нас имена лишь немногих зодчих, чьё творчество так или иначе оказалось связано с Кунгуром. О них и пойдёт речь в цикле «Зодчие нашего города».
Томас Фомич Нельсон-Гирст
Одно из полузабытых для нашего города имён - Томас Фомич Нельсон-Гирст. Для Кунгура он, в первую очередь, автор проекта несохранившегося Скорбященского храма. У известного краеведа и летописца диакона Е.Д. Золотова в фамилию архитектора вкралась ошибка, и поэтому долгое время он был известен как «Горст». И только подлинные чертежи Скорбященской церкви с легко читаемой подписью автора, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), позволили уточнить написание фамилии зодчего.
Техническое училище и Скорбященский храм. Начало XX века
О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ российского архитектора с английской фамилией сведений сохранилось мало. Известно, что он на правах вольноприходящего ученика в 1831-1837 годах обучался в Санкт-Петербургской Академии художеств, главном учебном заведении, готовившем не только живописцев, скульпторов и графиков, но и архитекторов. Завершив образование, Томас Фомич получил звание свободного художника за проект «путевого дворца на большой дороге». Спустя десять лет Т.Ф. Нельсон-Гирст был признан назначенным академиком, а в 1852 году за проект театра на 1000 мест получил долгожданное звание академика архитектуры.
В то время зодчий уже жил в Перми, занимал должность уездного архитектора. Позднее Томас Фомич служил архитектором Пермского удельного ведомства, одновременно являясь архитектором нижнетагильских заводов (современный город Нижний Тагил). С 1865 года был архитектором Горного департамента. Не стало зодчего в 1879 году. К тому времени в Пермской губернии по его проектам уже были сооружены церкви в заводах Николаевском (ныне посёлок Николаевский Чернушинского района) и Нижнетагильском и в Кунгуре. Николаевский и нижнетагильский храмы сохранились до наших дней, кунгурский же остался только на чертежах, рисунках и фотографиях. У всех трёх зданий есть общая черта - их основные объёмы увенчаны шатром, возвращённым в русскую архитектуру во времена историзма.
ПО ДЕЛАМ СЛУЖБЫ Т.Ф. Нельсону-Гирсту пришлось неоднократно бывать в Кунгуре, выполняя как казённые, так и частные заказы. В сентябре 1851 года он приезжал в наш город для обследования обветшавшего каменного здания Кунгурского казённого винного магазина. К тому времени зодчим уже был подготовлен проект Скорбященского храма, предназначенного для заводской части Кунгура. Заказчиком выступил местный первогильдейский купец Павел Егорович Кузнецов, который 5 июля 1851 года представил сочинённые архитектором план и фасад церкви на заседании Кунгурской городской Думы.
Потомственный почётный гражданин П.Е. Кузнецов не только оплатил проект храма, но и выделил средства на его строительство - свыше 24000 рублей серебром были вложены в билеты Государственного коммерческого банка, которые хранились в городской управе. По предварительным подсчётам, на сооружение церкви требовалось около 18000 рублей серебром, проценты с оставшихся 6000 рублей купец определил на содержание причта.
После утверждения документов кунгурскими гласными начался длительный период согласования чертежей в вышестоящих инстанциях. Когда же проект лёг на стол Главного управления путей сообщения и публичных зданий Департамента искусственных дел в Санкт-Петербурге, то на дворе уже стоял 1855 год. Столичные специалисты, внимательно изучив все документы, нашли, что чертежи «по неблаговидности фасада и для большей устойчивости сооружения» необходимо переделать. Изменения коснулись шатра основного храма, который был сделан более высоким, а также рисунка оконных проёмов и фасадного декора. 3 мая 1856 года доработанный проект был утверждён императором Александром II.
КУНГУРЯКИ ЖЕ разрешение на строительство новой церкви получили из Пермской духовной консистории в августе 1856 года. Почти год ушёл на подготовительные работы и только 2 июня 1857-го епископ пермский Неофит освятил место под будущий храм. Строительством церкви, которое продолжалось около трёх лет, руководил купец Гавриил Матвеевич Шаровьёв. 10 октября 1860-го состоялось торжественное освящение храма, получившего название «Скорбященский». Так в Кунгуре благодаря Т.Ф. Нельсону-Гирсту и П.Е. Кузнецову появилась ещё одна богородичная церковь, устроенная в честь почитаемой в России иконы «Богоматерь всех скорбящих Радость».
Кирилло-Мефодиевская и Скорбященская церкви. 1930-е годы
Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества
Искра Кунгур © iskra-kungur.ru
Поделиться:
|