Дом Кузнецовых в наши дни. Когда-то здесь бегали маленькие ножки Сашеньки Кузнецова, ставшего выдающимся человеком своего времени… Фото: Владислав Одегов
22 июня 2019, сб
В 1950-х годах в знаменитом особняке на Карла Маркса, 27 были квартиры кунгуряков.
Когда рассказываю, что мы жили в Кузнецовском дворце, многие удивляются, не верят. А ведь жили. И было это во второй половине 1950-х годов. Мало кому довелось жить в таком красивейшем доме среди живописной природы: рядом - Сылва-красавица и озеро. Совсем крошкой жила я в этом дворце (от годика до 4-х лет), но кое-что помню.
С ПАПОЙ, МАМОЙ
Родители мои только поженились и, как большинство молодожёнов, были счастливы и жизнерадостны.
Мама Валентина Ивановна работала рядом с нашим домом в центральной районной аптеке. В военные годы она получила техническое образование, за что большое спасибо её отцу, одному вырастившему и воспитавшему 8 детей. С полутора лет мамочка моя росла сиротой (её мама умерла при родах 20-го ребёнка). Благодаря спокойному и покладистому характеру, трудолюбию, доброте, весёлому нраву и умению из любой ситуации выйти с достоинством, в коллективе аптеки её ценили. Папа Николай Михайлович Русинов - мастер на все руки: мог легко и технику отремонтировать, и электричество провести, и дрова наколоть. Вся мебель в доме: стол комод, шифоньер - была сделана его руками. А фотографией, киноаппаратурой владеть научился ещё на флоте во Владивостоке… В Сылве даже в ноябре, пока не было льда, купался. И меня учил в спартанском духе. А сколько книг он прочитал! Из любой поездки обязательно привозил редкие и бесподобно красивые книжки, даже с цветными картинками.
Жители дома на Карла Маркса, 27: Валентиной Ивановна Русинова с дочерью Галиной
Фото: семейный архив
МОЯ АРИНА РОДИОНОВНА
В то время, когда я появилась на свет, женщинам жилось непросто: через месяц после родов маме уже нужно было выходить на работу. Короток был декретный отпуск, с яслями - туго. Мамина аптека рядом, но это же не детский сад. Безвыходное положение? И тут выручила старшая сестра мамы Надежда Ивановна Чащина, которая согласилась стать моей няней… Её непростая судьба заслуживает отдельного рассказа, сейчас же скажу, что этот добрейший души человек водился со мной с месячного возраста. Так ко мне привязалась, полюбила, что стала всем: и няней, и бабушкой, и тётей, и подругой. Ангелом-хранителем на всю жизнь. И я точно так же привязалась к ней и полюбила её. Почти с моего рождения и до 6 лет мы были неразлучны. Лишь перед школой отдали меня в садик...
Уроки чтения на Карла Маркса, 27. Галина (ей 4 года) с няней Надеждой Ивановной Чащиной
Фото: семейный архив
«ПРИВЕТ, ПАРОВОЗ!»
Мимо нашего дома несколько раз в день на машзавод и обратно проезжал паровоз, своим грохотом и частыми гудками очень похожий на страшного Змея-Горыныча. И мы со своей нянечкой выходили на улицу посмотреть, как гроза детворы «Вася Долгий с долгой палкой» едет на «Долгой машине» и забирает всех «уросов» (так няня называла капризных детей). Эта ревущая на всю округу машина с длинным составом вагонов издалека привлекала внимание. А уж таких маленьких, как я, - подавно! И как не догадаться, что маленькие капризули мгновенно превращались в хороших «ангелочков». «Ангелочек» был мал, но толк в детских премудростях уже знал неплохо. «Долгая машина» проезжала мимо без остановок: «уросы» в этом доме не водились.
СТЕКЛЯННЫЙ КУПОЛ
Родители вспоминали, что в те годы здание на Карла Маркса, 27 было очень красивым: наверху, над мезонином, возвышался стеклянный купол-крыша, под которым когда-то благоухал диковинный зимний сад с деревьями и цветами, привезёнными из дальних стран Анной Ивановной, женой Г.К. Кузнецова (внешне очень похожего на писателя И.С. Тургенева - признавали очевидцы).
Это сейчас внутренний двор дома застроен гаражами, заасфальтирован так, что красоте и места-то нет, а при хозяевах были изумительные клумбы с редкостными цветами, со всего мира собранными. Разве что «Аленького цветочка» не хватало.
Особняк Кузнецовых. Начало XX века
Фото: Кунгурский музей-заповедник
«ОЗЕРО БЫЛО ЧИСТЫМ»
Озеро Кузнецовское, имеющее сейчас удручающий вид, было украшением всей нижней части города, в нём рыба водилась и плавали лебеди (чтобы вода не зацветала). Из Сылвы был прорыт канал - вот так! Даже в годы, что мы жили на особняке Кузнецова, вода в озере была чистой, гуси-утки радовали жителей, а женщины полоскали бельё.
НАШИ СОСЕДИ
В самом доме, внизу (в полуподвале) размещались: в левом крыле - ГАИ, в правом - «Чайная» (с торца), её склад, санэпидстанция, мастерская по ремонту киноаппаратуры, где работал папа. Рядом с ней жили семьи, по воспоминаниям родителей: мы, Ковалёвы, тётя Поля с тремя дочерьми (младшая Анна) и сыном Юрой Кузнецовым, двое старичков, молодая одинокая (после развода) женщина, Коля Корунов, мать с сыном («двое воров» - дрова у всех крали из поленниц)… На квартире жили студенты машиностроительного техникума: Миша Ведерников, Стасик Иванов и Кузьма Дуленцов, цыган с шикарной густой, кудрявой шевелюрой. Возможно, ещё другие жильцы были в доме…
Несколько квартир на одном длинном коридоре, который никогда не закрывался, из-за чего там постоянно продолжали свои возлияния после посещения «Чайной» изрядно захмелевшие мужички. Так что будем считать их тоже постоянными жильцами этого дома, только «без прописки». Из-за постоянного шума и «кулачных боёв» соседи часто просили папу, молодого и сильного мужчину, навести порядок.
Выше этажом, как раз над нашей квартирой, располагались отдел кинофикации и отдел культуры (после их объединили), архитектор города (тот самый «Вася Долгий», кстати, совсем не злой и не страшный, но роста, и правда, высокого) со своими сотрудниками и другие организации.
На самом верху, в мезонине, находился «Особый отдел» (но об этом не знал никто).
Жаль, слишком скудны мои познания о том времени. Остались ли, кроме нас с папой, ещё кто из жильцов? Лет-то немало пролетело. И едва ли кто был моложе меня… Коля Корунов в моих детских воспоминаниях был очень добрым, приходил к нам в гости, играл со мной и угощал сладостями.
Через несколько лет мы переехали жить в дом на ул. Пучачёва, 31, с нами там долгие годы будут жить Ковалёвы в дружбе и согласии. За Юру маленькая девочка Галя будет собираться замуж, а в письмах ему, ушедшему в армию солдату, будет посылать старательно обведённую карандашом крохотную ручку 4-летней «невесты». Далеко-далеко, на край света, на «Чахотку» (так Чукотку называла сама тётя Поля).
Студентов, впоследствии закончивших техникум и ставших хорошими руководителями, помню хорошо. Ведерниковы тоже стали нашими соседями по дому на Пугачёва, 31 (жили на 2-м этаже). Дядя Миша работал заведующим вечерним отделением в техникуме, который закончил, женился на медсестре СЭС красавице Тамаре, создали хорошую семью, уехали в Пермь. Кузьма Дуленцов работал в областной ГАИ. Со Стасом Ивановым (он работал в Управлении механизации главным инженером) на долгие годы завязалась дружба у моего папы.
► СПРАВКА
Из истории дома
В 1863 году купец первой гильдии Григорий Кириллович Кузнецов начал строить «небывалый по кунгурским меркам «барский дом с зимним садом по проекту архитектора Н. Черницкого на углу Безымянной и Хлебниковской улиц, который впоследствии стал самым красивым и богатым в городе, архитектурной доминантой нижней части, художественные достоинства его были видны во все времена» (А. Ренёва).
Вскоре этот 2-этажный особняк, украшенный гербом и короной, станет известен как Кузнецовский дворец.
Старший сын Г.К. Кузнецова Александр, тоже купец первой гильдии, внук и наследник нашего знаменитого чаеторговца А.С. Губкина, учредитель торгово-промышленного товарищества «Преемник А. Губкина А. Кузнецов и КО», получил большую известность ещё и как меценат в Кунгуре, а также в Москве, Подмосковье, Ялте, Форосе и даже за границей. Единственный из купцов Кунгура удостоен чести быть включённым в «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона». И так же, как отец его, был Почётным гражданином Кунгура.
После революции особняк был муниципализирован. В нём размещались различные учреждения: сапожная мастерская, музей, исполком, РОНО, окрздрав, собес, с 1956 года - ОВД, прокуратура, КГБ, отдел культуры… В 1920-е годы был признан памятником старины, с 1986 года - памятник градостроительства и архитектуры Пермской области.
В наши дни после капитального ремонта бывший «дворец» из гадкого утёнка вновь стал превращаться в прекрасного лебедя. На фасаде красуется имя создателей. «КузнецовЪ» - так назван торговый центр.
Галина Чёпурова
Рубрика кунгурской газеты «Искра»: Мой дом - история и тайны
Подготовил Владислав Одегов
Искра Кунгур © iskra-kungur.ru
Поделиться:
|