Галина Анатольевна Матовская с внучкой на мемориале в Санкт-Петербурге, где похоронен её дед кунгуряк Павел Иванович Бурков (1908-1941)
21 июля 2024, вс
Благодаря родственникам и поисковикам становятся известны судьбы некоторых наших земляков, павших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, истории их семей.
Благодаря родственникам и поисковикам становятся известны судьбы некоторых наших земляков, павших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, истории их семей.
Пропал без вести… убит, но не известно когда и где похоронен. Это, к сожалению, можно сказать о сотнях наших земляков. Многие из них до сих пор даже не попали в кунгурские мемориальные издания. И всегда радостно на душе, когда узнаешь что-нибудь новое о судьбах таких солдат.
ПАВЕЛ БУРКОВ: ПОХОРОНЕН В ПИТЕРЕ
В Книге Памяти г. Кунгура и Кунгурского района «Не забывайте нас!» (2022 год) опубликована информация более чем о 800 воинах. Есть в этой книге сведения (с фото) о Павле Ивановиче Буркове (1908-1941). Ещё недавно мы знали о нём из Книги Памяти г. Кунгура (2005 год) только, что он был призван в Кунгуре в 1941 году, рядовой, пулемётчик, погиб в бою 10 октября 1941 года. Сейчас - значительно больше.
О том, как стала известна судьба этого солдата, мы подробно рассказали в «Искре». Из статьи «Выполняя приказ Жукова…» (15.07.2021), написанной по письму в редакцию «Искры» основателя музея Оранэллы Сергея Баричева, читатели узнали, что наш земляк Павел Иванович Бурков воевал в составе десанта 124-го танкового полка, который по приказу командующего Ленинградским фронтом генерала армии Г. К. Жукова участвовал в Стрельницко-Петерегофской операции. Во время боёв все наши танки были уничтожены, погибла и значительная часть десанта, в том числе Павел Бурков. Позже он был похоронен в братской могиле г. Санкт-Петербурга. Сергей Баричев выразил надежду, что откликнутся родственники воина, и информация о нём появится в основанном им музее, который занимается в том числе «восстановлением памяти о незаслуженно забытом подвиге 124-й танковой бригады в октябре 1941 года».
И родственники откликнулись, о чём идёт речь в статье «Помним и чтим память о деде…» ( 26.08.2021). Благодаря родственникам Павла Буркова мы узнали подробности биографии его семьи, получили фото из семейного архива, одно из которых было также напечатано в книге «Не забывайте нас!».
А недавно внучка солдата Галина Матовская, живущая в Белгородской области, сообщила мне, что вместе со своей внучкой побывали в Санкт-Петербурге, на мемориале, где похоронен Павел Иванович Бурков.
«Вот мы и вернулись из Питера, - написала Галина Анатольевна. - Побывали на мемориале, но, к сожалению, за все эти годы фамилия дедушки на плиту так и не была нанесена. Радует одно, что мечта моя сбылась! Жаль, что папа не дожил до такого события. Зато праправнучка была рада поездке. Огромная благодарность Сергею Баричеву. Он провёл замечательную экскурсию. Столько тепла и заботы от него исходит. Душевный человек и болеет за своё дело».
В КНИГИ ПАМЯТИ ПОПАЛИ НЕ ВСЕ
Будем надеяться, что со временем фамилия нашего земляка П.И. Буркова всё же появится на мемориал, как было обещано главой администрации Красносельского района Санкт-Петербурга О.Г. Савеловым в его ответе Г.А. Матовской ещё 28 августа 2020 года, и мы ещё раз порадуемся за родных солдата, которые не только сохранили память о нём, но и благодаря своей настойчивости и целеустремлённости, смогли узнать о его судьбе. Это очень хороший и вдохновляющий пример для родственников солдат, которые до сих пор считаются без вести пропавшими. Более того, информации о многих из них даже нет в кунгурских мемориальных изданиях.
В статье «С фронтов не вернулись» («Искра», 22 июня) мы сообщили о донесении послевоенного периода Юго-Осокинского РВК от 25.09.1946 года, где содержатся сведения о 675 военнослужащих, погибших и пропавших без вести на войне, «о которых не имеется никаких известий». Проанализировали лишь 30 фамилий из этого списка, мы убедились, что о большинстве из них в кунгурских мемориальных изданиях информации нет. На сегодня проанализировано 130 фамилий. Картина та же.
- «Книга Памяти г. Кунгура» (2005 год) - 0;
- «Не забывайте нас!» Книга Памяти города Кунгура и Кунгурского района (2022 год) - 2;
- «Мой отец не вернулся из боя» (2018 год) - 2;
- «Книга Памяти Кунгурского полка» (2023 год) - 28.
То есть о 98 солдатах из 130 нет информации в кунгурских мемориальных изданиях.
ИВАН ПЕРЕДЕРНИН: ПОГИБ В БОЮ ПОД ВОЛОКОЛАМСКОМ
Поговорим о тех, кто всё же попал в кунгурские Книги Памяти. В статье «С фронтов не вернулись» в качестве положительного примера мы рассказали о родственниках красноармейца Якова Ивановича Цыплякова (1912-1942), информацию о котором мы нашли не только в упомянутом выше донесении Юго-Осокинского РВК, но и в книге «Мой отец не вернулся из боя» (2018 год). В этой книге есть также подробные сведения ещё об одном бойце из донесения Юго-Осокинского РВК - Иване Николаевиче Передернине (1918-1942). Короткую справку о красноармейце И.Н. Передернине из донесения: родился в д. Каразельга Бырминского сельсовета, призван Юго-Осокинским РВК 21.08.1941 года, убит в 1942 году - существенно дополняют воспоминания дочери бойца Фаины Ивановны Глумовой (Передерниной). В заметке «Погиб в бою под Волоколамском» она пишет: «Я родилась 28 августа 1941 года в д. Каразельга. Сейчас живу в д. Верхняя Мельница Ленского поселения.
Отец, Передернин Иван Николаевич, взят на защиту Отечества в августе 1941 года, погиб в бою под Волоколамском. До войны отец работал водителем в колхозе «Новая жизнь».
Мать, Анфиса Николаевна, работала в животноводстве. Я была единственным ребёнком в семье. Училась в школах: в Каразельге, Красный Ключ и продолжила учёбу в семилетней Бырминской школе. Окончила 7 классов. После окончания школы пасла колхозных овец. В сентябре приняла группу телят на Каразельской ферме, в 1956 году - группу коров из 15 голов этой же фермы. Всю работу выполняли вручную: доили, кормили, принимали отелы, носили коровам на себе воду из пруда и т.д.
В 1966 году связала судьбу с местным юношей Игорем Феогеновичем Глумовым. Он в ту пору работал водителем в колхозе. Вырастили двоих детей. В 1970 году поменяли место жительства. Уехали жить на п. Кировав Кунгуре. Оба работали на военном заводе. Супруг - водителем, а я в цехе. Жили в двухкомнатной квартире от производства. В 1980 году уехали с детьми в Северо-Казахстанскую область, в совхоз «Рассвет», там работала дояркой, позднее - техником по воспроизводству стада. В 1986 году вышла на заслуженный отдых. Ветеран труда.
В 1994 году вернулись в родные края, купили домик в д. Верхняя Мельница. Муж работал печником в совхозе «Ленский», позднее конюхом на Верхней Мельнице и в 1999 году вышел на пенсию. Умер в 2006 году. Дети живут своими семьями».
СТЕПАН СМИРНОВ, НИКОЛАЙ КРАСНЫХ, ИВАН ПЕТУХОВ
В Книге Памяти «Не забывайте нас!» (2022) мы нашли информацию о двух воинах из донесения Юго-Осокинского РВК - Степане Григорьевиче Смирнове (1907-1944) и Николае Алекс. Красных (1922-1942). Напечатаны и фото бойцов. Но не разные ли это люди, указанные в донесении РВК и Книге Памяти? Сомнения есть. У С.Г. Смирнова указаны разные годы гибели (1941 и 1944), у Н.А. Красных - разные годы рождения (1922,1923), и, возможно, разные отчества. Более того, судя по информации об Н.А. Красных в книге «Помните нас!», он вернулся домой живым (ушёл из жизни в 2004 году), его боевой путь отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» (10.02.1945), «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
За что же наградили старшего сержанта, командира отделения радио 4-й батареи Николая Красных медалью «За отвагу»? Читаем в его Наградном листе, опубликованном на сайте «Подвиг народа»: «За то, что он в боях 5-25 января 1945 года при отражении контратак крупных сил пехоты и танков противника, стремившегося прорваться на выручку окруженной группировке, находясь под огнём противника, обеспечил бесперебойную радиосвязь батареи с штабом полка и соседними батареями, чем способствовал выполнению полком боевой задачи».
Да, конечно, не исключено, что Н.А. Красных в донесении Юго-Осокинского РВК и Книге Памяти «Помните нас!» - совершенно разные люди, полные тёзки. Но, возможно, речь идёт об одном и том же человеке. Иногда солдат, о котором в одном документе сообщено, что он пропал без вести или убит, неожиданно «воскресает» в другом документе. Так было и на этот раз. В донесении Юго-Осокинского РВК от 25.09.1946 года о красноармейце Иване Егоровиче Петухове, 1912 г.р., уроженце д. Казаево Бырминского сельсовета, сказано, что он пропал без вести в декабре 1943 года. А в другом донесении этого же РВК, от 10.04.1947 года, сказано, что это не так. Военком, старший лейтенант Мальцев сообщает в Москву, в Управление по учёту погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава, что этот солдат, как и ещё несколько воинов, считавшиеся ранее без вести пропавшими, «в настоящее время числятся в живых и возвратились на Родину». Кстати, Иван Егорович Петухов есть в Книге Памяти Кунгурского полка, в разделе «Воины Кунгурского полка», в рубрике «Попали в плен, освобождены (совершили побег)». А информацию о нём мы нашли в книге «Война глазами военнопленных. Красноармейцы в немецком плену в 1941-1945 гг.» (Сборник документов, Издание 2-е, с изменениями и дополнениями, г. Пермь, Государственный общественно-политический архив Пермской области), 2008 год).
Как хорошо назвали издатели свою книгу - «Не забывайте нас!». Эти слова обращены к родственникам солдат, к каждому из нас. Будем помнить и искать, чтобы имена всех воинов, защитивших Родину в годы Великой Отечественной войны, были увековечены в новых мемориальных изданиях.
Владислав Одегов
Фото: архив Г.А. Матовской
Газета «Искра» № 75 (17165) от 13.07.2024 г.
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru
Поделиться:
|