Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Земляки в эмиграции: игумен Серафим. Дорога к Святой Земле


Архимандрит Варлаам с братией Белогорского монастыря
11 февраля 2024, вс

В 2023 году в «Искре» была опубликована серия материалов о кунгуряках, эмигрировавших из страны в 20-ые годы прошлого века.

В этом году на страницах нашей газеты будут напечатаны ещё несколько материалов в рамках данной рубрики.

(Начало в № 3 от 12 января, № 11 от 31 января, № 21 от 25 февраля, № 47 от 29 апреля, № 54 от 20 мая, № 68 от 24 июня и № 137 от 5 декабря 2023 г.).

Эмиграция, связанная с событиями Гражданской войны, затронула все слои российского общества. Среди тех, кто покинул родные места, были и монахи Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря. Отправиться на чужбину их вынудили события 1918 г., когда на Урале чудовищные обороты набирал маховик красного террора, когда в Перми, Екатеринбурге и Алапаевске были зверски убиты представители рода Романовых. В том же году трагически погибли многие священнослужители Пермской епархии, среди них - настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам (Василий Евфимович Коноплёв) и часть насельников, а сама обитель была разорена. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви к лику новомучеников и исповедников Российских было причислено более тысячи двухсот пострадавших в годы гонений, начиная с императора Николая II и его семьи. В этом перечне также указаны имена архимандрита Варлаама и двадцати шести человек белогорской братии.

Резкое ухудшение социально-политического положения монастыря после революционных событий 1917 г. было обусловлено его тесной связью с царским двором, и впоследствии это дало большевикам возможность закрыть обитель. В обвинении, предъявленном арестованным монахам в 1923 г., содержалась такая фраза: «Монастырь основан в честь тезоименинства последнего Российского коронованного кровавого дракона Николая II, который был тесно связан взаимной царской любовью к первому основателю монастыря безграмотному архимандриту Варлааму (ныне не существующему)». Обитель, претендовавшая на титул пятой лавры Российской империи, возникла в краю старообрядцев среди дремучих таёжных лесов. Предыстория монастыря уходит в 1891 г., когда на вершине Белой горы состоялось освящение монумента, получившего в народе название «Царский крест». Его установка была связана с благоприятным исходом трагического инцидента, произошедшего с наследником царского престола Николаем Александровичем 29 апреля 1891 г. во время посещения японского города Оцу. Через три года на Белой горе рядом с «Царским крестом» по благословению епархиального начальства обосновались первые насельники, а устроителем обители был назначен инок Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв), бывший старообрядец, принявший православие и монашеский постриг в 1893 г. В январе 1897 г. Святейший Синод утвердил Белогорскую общину как штатный монастырь, а иеромонах Варлаам был назначен его настоятелем.

С конца XIX в. на Белой горе велось масштабное строительство. 12 июня 1894 г. началось сооружение второй монастырской церкви. На её первом этаже находился Всехсвятский храм, заложенный в память помолвки наследника российского престола Николая Александровича и принцессы Виктории-Алисы Гессен-Дармштадтской. Строительство главного монастырского храма - Крестовоздвиженского собора - продолжалось с 1902 по 1917 г. Среди жертвователей был российский император Николай II.

С ЦАРСКОЙ СЕМЬЁЙ была связана история и монастырского скита, существовавшего с 1902 г. В 1910 г. его наместник, иеромонах Серафим (Георгий Михайлович Кузнецов), вместе с архимандритом Варлаамом были удостоены аудиенции у императора Николая II, на приёме присутствовал и цесаревич Алексей. 12 мая 1914 г. на заседании Святейшего Синода рассматривался вопрос об официальном утверждении скита при Белогорском монастыре и присвоении ему наименования Серафимо-Алексиевский Наследника Цесаревича Алексия Николаевича. Но поскольку монастыри именовались по святым, в честь которых были сооружены их храмы, то решили оставить краткое название Серафимо-Алексиевский, имея в виду, что имя святителя Алексия носит цесаревич. 19 августа 1912 г. иеромонах Серафим был возведён в сан игумена. С того же года он стал редактором журнала «Голос долга», издаваемого монастырём. Первый номер журнала был посвящён приближающемуся 300-летию Дома Романовых, монархическая тема оставалась главной и в последующих выпусках.

ИГУМЕН СЕРАФИМ  был известен не только как аскет и талантливый организатор, но и как духовный писатель. Например, он автор трёхтомного труда о монастырских уставах, высоко оценённого Вселенским (Константинопольским) Патриархом Иоакимом III. Именно благодаря этим изданиям в 1909 г. в Троице-Сергиевой лавре во время Первого Всероссийского иноческого съезда состоялась его первая встреча с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, основавшей Марфо-Мариинскую обитель. Позднее, в июле 1914 г. во время паломнической поездки по монастырям Пермской губернии августейшая паломница посетила Белую гору, побывала она и в Серафимо-Алексиевском скиту, где в пещерном храме епископ Пермский Палладий отслужил литию по её мужу, великому князю Сергею Александровичу, погибшему от руки террориста.

После начала Первой мировой войны игумен Серафим, получив благословение епископа Пермского и Соликамского Андроника, уехал в действующую армию, стал полковым священником, писал о событиях на фронте, эти заметки публиковались на страницах газеты «Пермские епархиальные ведомости». В октябре 1916 г., во время приезда в Москву, ему удалось вновь встретиться с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Именно тогда он стал её духовником. Во время ещё одной встречи, в начале 1917 г., он выслушал пожелание на случай её гибели. Она хотела быть погребённой на Святой Земле, у храма Марии Магдалины в Русской Гефсиманской обители.

Игумен Серафим, преодолевая все препятствия, сумел выполнить просьбу духовной дочери, мученически погибшей в Алапаевске в ночь на 18 июля 1918 г. Осенью того же года, когда армия адмирала А.В. Колчака заняла Средний Урал, игумен Серафим вместе с монахами Серафимо-Алексиевского скита приехал в Екатеринбург. Затем с двумя послушниками Серафимом Дмитриевичем Гневашевым и Максимом Григорьевичем Канунниковым он отправился в Алапаевск к месту гибели великой княгини Елизаветы Фёдоровны, где принял участие в поиске погибших. Тело великой княгини было обнаружено 11 октября, тогда же его извлекли из шахты, а через неделю 18 октября в Алапаевске в Свято-Троицком соборе была отслужена заупокойная всенощная по всем погибшим. Затем гробы были помещены в специально устроенном склепе, вход в который был замурован. В июне 1919 г., когда к Екатеринбургу и Алапаевску подошли части Красной Армии, встал вопрос о транспортировке тел погибших в безопасное место. Генерал-лейтенант М.К. Дитерихс, главнокомандующий Сибирской Армией, в письме от 1 июля того же года приказал уполномоченному Алапаевским горным округом вывезти из Алапаевска на станцию Ишим Омской железной дороги трупы великих князей Сергия Михайловича, Иоанна Константиновича, Константина Константиновича, Игоря Константиновича, графа Владимира Павловича Палея, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, Фёдора Семёновича Ремеза и монахини Варвары Яковлевой. Этот же документ гарантировал оказание помощи в невероятно трудной миссии со стороны военных и гражданских чинов. Приказ генерал-лейтенанта Дитерихса выполнили игумен Серафим и белогорские послушники Максим Канунников и Серафим Гневашев.

Окончание следует

Ольга Ренёва,
зав. Музеем истории купечества

Газета «Искра» № 13 (17103) от 06.02.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 2
Просмотры: 16675   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 2)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх