город Кунгур
Выпуск газеты в PDF
Свежий выпуск №143/2024 от Вчера
Комментарии
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...
Городская справка
Двадцатка лучших. В Кунгуре прошла церемония вручения знаков «Гордость Пермского края»
ДТП с двумя грузовыми автомобилями произошло на федеральной автодороге около Кунгура
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Малоизвестная роль крейсера «Авроры»
28 октября 2023, сб
120-летию ввода в состав ВМФ Российской Империи крейсера I ранга «Аврора» посвящается. Признаться честно, до октября 2023 года я никогда ранее не был лично на крейсере «Аврора». Первая попытка провалилась ещё в далёком 1981 году. В весенние каникулы нас, девятиклассников из школы № 11 города Кунгура, школьное педагогическое руководство планировало направить в поощрительную поездку тогда ещё в Ленинград, с посещением легендарного крейсера, и других исторических мест. Планы осуществились не для всех. Большая часть класса не поехала (я был в её числе), причины «выбраковки» кандидатов нам не были объявлены. Хоть в это октябрьское воскресенье «дул как всегда октябрь ветрами…» и весь день лил дождь, на крейсер была большая очередь. Уже поднимаясь по деревянному трапу на борт «Авроры», ощутил прилив волнения, а пройдясь по палубе и музею, соприкоснувшись с революционными артефактами, я не был разочарован. Захотелось написать, но что-то новое, но не связанное с многократно описанными революционными событиями 1917 года, ведь в этом году, 16 июня, исполнилось 120 лет ввода крейсера в состав ВМФ Российской Империи и 11 августа 1943 года, 80 лет назад, «Аврора» была в последний (а не в «крайний») раз обстреляна[1]вражеской немецкой крупнокалиберной артиллерией и после прямого попадания трёх снарядов затонула в Ораниенба́уме[2]. Я немного расскажу о том, как создавался фильм «Крейсер «Варяг» режиссёра Виктора Эйсымо́нта[3], какие творческие и новаторские технические решения художника картины Семёна Ма́нделя[4] и главного художника киностудии «МежрабпомФильм» (с 1948 года - Киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького) Петра Гала́джева[5] были здесь реализованы на съёмочной площадке. Ведь как вспоминала дочь мастера - киновед Наталья Галааджева: «Художник создаёт весь мир картины, и зритель видит, запоминает и любит всё это таким, каким придумал художник». Казалось бы, фильм про «Варяг», а причём здесь «Аврора»? Итак, закончилась Великая Отечественная война. В стране - разруха. Крейсер поднят из воды. Состояние его ужасающее, он срочно нуждается в капитальном ремонте. Но корабль как боевая единица продолжает нести службу, и 23 октября 1945 года команда «Авроры» получила приказ Балтфлота принять участие в создании художественного фильма «Крейсер «Варяг». Когда ещё только задумывался этот фильм, у идеологов партии уже ребром встал вопрос о том, вообще можно ли будет технически обеспечить достоверность ключевого события фильма - гибель судна и как это снять и показать?
В 1945 году, никакой компьютерной графики, так называемых спецэффектов, как нам известно, не было. Батальные морские сцены снимали с моделями судов в бассейнах с подкрашенной водой. Второй режиссёр картины Леонид Луков[6] провёл около сотни фотопроб с судомоделями, и в конце концов, пришёл к выводу, что топить макет крейсера в бассейне - будет выглядеть «игрушечно, по-бутафорски» и делать фильм о «Варяге» без «Варяга» - дело немыслимое. Его должен кто-то сыграть... Но кто? Кому первому пришла идея - Галаджеву или капитану первого ранга Льву Поленову[7] - сказать трудно, возможно это был их совместный интеллектуальный труд, как бы то ни было поступило неожиданное предложение использовать для съёмок крейсер «Аврора». Аргументы «За»: 1. «Аврора» и «Варяг» почти ровесники (1903 и 1904 гг., соответственно); 2. принадлежат к одному классу бронепалубных крейсеров 1-го ранга; 3. близки по водоизмещению: 6731 т. и 6604 т. соответственно, длине, ширине, осадке, дальности и автономности похода; полностью тождественны по численному составу экипажей (20 офицеров и 550 матросов). Аргументы «Против»: 1. «Аврора» короче «Варяга» на 2,8 м, шире его на 1 м, её силуэты более округлы; 2. у «Авроры» три трубы, у «Варяга» - четыре; 3. по скорости «Варяг» превосходил «Аврору» на 4 узла (23,2 узла против 19,28 узла соответственно) и был абсолютным рекордсменом в мире в своём классе! Решили, что гонки в скорости останутся за кадром, а некоторая «округлость» «Авроры» скроется особенностями «изменения углов съёмки» и белым цветом окраски её корпуса. Авторы идеи были глубоко убеждены, что «Аврора» со своей новой исторической ролью справится, а внешность мастера-художники «исправят» с помощью особого «грима». По договорённости с руководством Балтфлота и Ленинградским горкомом ВКПб крейсер сняли с капремонта и срочно отбуксировали на Васильевский остров, к заводу «Масляный буян»[8], там ремонтировались многие суда, где и начался процесс превращения символа революции «Авроры» в «Варяга». Сначала - борьба за «плавучесть» корабля, срочная починка и покраска, настилка на палубе сосновых досок, их «морение» и «состаривание», обустройство новых леерных стоек[9], поиск «варя́говской» артиллерии (бесщитовые шестидюймовые орудия с длиной ствола в 45 калибров), проектирование и постройка «фальштрубы». Четвёртую трубу слепили из того, что было: в ход пошли кровельная жесть и разнокалиберная фанера из портовых мастерских Васильевского острова. На три настоящие были надеты высокие кольца с козырьками, имитирующими телескопичность. «Из плетёного кранца сделали знаменитое форштевневое украшение с двуглавым орлом и окрасили бронзовкой - на общих планах оно выглядело как настоящее, отлитое из латуни. Подходящую по образцу артиллерию собрали из флотских арсеналов двух морей - Балтийского и Чёрного - и даже с береговых позиций. На корме установили ажурный балкон. Борт окрасили в белый цвет - как на знаменитом фото «Варяга» 1901 года в Кронштадте. Это, честно говоря, было против исторической истины - известно, что перед боем в Чемульпо «Варяг» носил традиционную зеленовато-оливковую окраску, принятую у кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. Но в данном случае режиссёр сознательно пошёл на искажение факта, маскируя совершенно другую форму корпуса «Авроры». Скажем прямо, худсовету «грим» «Авроры» не понравился. Особенно недоволен был Луков: «Вроде, то, что надо, а вроде и не то… «Толстая» она какая-то! Слишком округлые обводы!» Да, заузить и удлинить «авроровский корпус» под «худощавый» силуэт «Варяга» было невозможно: четырёхтрубная внешность «Варяга» необыкновенно характерна, а его проект был уникален и неповторим. Решили, что всё скроют филигранная операторская работа: тщательный выбор ракурсов, «съёмка бортом или в три четверти оборота, так полнота обводов будет не слишком заметна», актёрская работа и командный дух команды корабля. Только после всего этого съёмки начались. В съёмках фильма «Крейсер «Варяг» участвовал в эпизодах весь личный состав «Авроры». Вспоминает народный артист России Юрий Каюров[10], в те годы - матрос срочной службы: «Мы исправно отрабатывали все команды, где надо перебегали в дыму, падали, заряжали свои 152 орудия, гасили пиротехнические пожары, шла какая-то интересная игра». Думал ли он тогда, простой череповецкий паренёк, что срочная служба матросом на революционном крейсере «Аврора» станет своеобразной «путёвкой», в его долгую многогранную актёрскую творческую жизнь с исполнением десятков блестящих ролей, в том числе и роли Владимира Ильича Ленина, признанной в его исполнении одной из самых удачных и убедительных. 30 сентября 2023 года Юрию Ивановичу исполнилось 96 лет. Пожелаем ему здоровья! Когда по сценарию пришло время топить корабль (положить его в крен), оказалось, что через кингстоны сделать это невозможно, так они были «заблокированы» (а скорее, даже заварены), художник Галаджев и каперанг Поленов предложили следующее техническое решение: на дно, в месте, где должна была утопления «Авроры»-»Варяга», опустили две бетонные платформы весом в несколько десятков тонн, с кольцами - креплениями для якорей. Два мощных стальных троса (буксировочных конца), закреплённых не в кадре (на борту, противоположном накрениванию) «Авроры», пропустили их через кольца на платформах и присоединили к двум кораблям, которые подогнали к месту съёмок. По команде корабли начали расходиться в разные стороны и потянули «Аврору»-»Варяг» вниз, на дно. «Топили» неглубоко. Когда отсняли эпизод, корабли развернулись и синхронно двинулись навстречу друг другу и «притопленный» крейсер был вытолкнут на поверхность. Закономерен вопрос: какой же «Варяг» без «Корейца»? Мудрый Луков ввёл на эту роль учебную гафельную шхуну[11]«Бакштаг» из «нахимовки». Хотя совершенно не похожа она внешне на русскую канонерку начала века. Но экипаж сыграл всерьёз, и этого стало достаточно: «Кореец» у него - это не просто полупарусный смешной кораблик, морально устаревший и слабо вооружённый. Это - учитель жизни для новичков в морской эскадре. Зритель верит этому «Корейцу», и иным после фильма его уже не представляет. Владимир Аброськин, краевед-исследователь, член РВИО (СПб РегО) Фото: Российский государственный архив Военно-морского флота Газета «Искра» № 119 (17061) от 21.10.2023 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru [1]Во время блокады «Аврора» стояла на входе в Невский залив, на ней размещалась плавучая артиллерийская батарея, которая отражала немецкие авианалёты и артобстрелы. [2]Ораниенба́ум - пригород города Ломоносова в 40 км к западу от Ленинграда со знаменитым дворцово-парковый ансамблем - любимой загородной резиденцией А.Д. Меншикова, где он устраивал великолепные празднества для двора. В переводе с немецкого «Ораниенбаум» - означает «Померанцевое (апельсиновое) дерево». [3] Виктор Владиславович Эйсымо́нт (7(20).12.1904-31.01.1964) - советский кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1942, 1947, 1951). [4] Семён Соломонович Мандель (27.10.1907 - 19.09.1974) - выдающийся советский и российский художник-постановщик театра и кино. В 1969 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств СССР, а в 1948 году он получил Государственную премию СССР. [5] Пётр Степанович Гала́джев (28.12.1900-5.10.1971) - киноактёр и художник-постановщик кино (59 работ в 52 проектах), заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Последний его фильм «Любить человека» вышел уже после смерти мастера в 1972 году. [6] Леонид Дави́дович Луков (2.05 (19.04) 1909-24.04.1963) - советский кинорежиссёр, сценарист, дважды лауреат Сталинской премии второй степени (1941, 1952). Народный артист РСФСР (1957). С 1943 по 1946 гг. - директор детской киностудии «Межрабпомфильм», переименованной в 1948 году в Киностудию детских и юношеских фильмов имени Горького. [7] Лев Андреевич Поленов (1894-1958) - командир крейсера «Аврора» с ноября 1922 г. по январь 1928 г. Капитан 1-го ранга (1939). В описываемый период времени - начальник цикла военно-морского дела Ленинградского нахимовского училища. В 1948 году вышел в отставку. [8]«Масляный буя́н» - завод для срочной починки и временного ремонта судов мелкого тоннажа, буксиров, траулеров, ботов, расположенный на Васильевском острове (между 22-й и 25-й линиями) в Ленинграде, Построенный на острове (остров-Буян), он с трёх сторон омывался Масляным каналом, а с четвёртой - Большой Невой. Впервые идея о его строительстве появилась в мае 1803 года, когда местные купцы обратились к министру коммерции Н.П. Румянцеву с просьбой разделить сальный и масляный буяны, располагающиеся между 22-й и 25-й линиями Васильевского острова напротив Горного университета. В XIX веке на буяне хранились маслопродукты. Засыпали канал после войны (его бывшая набережная сохранилась посейчас и называется Масляном каналом), а в 1985 году на месте его русла построили большой производственный корпус (Косая линия, 16, корпус 30) для нужд Специального конструкторского бюро котлостроения. Другое здание в границах участка (23-я линия, 2), в которое упирается набережная Лейтенанта Шмидта, датируется 1971 годом. В настоящее время Setl Group вложит 20 млрд руб. в застройку «Масляного Буяна» - исторической территории рядом с Горным университетом в Петербурге. На участке площадью 3,7 га будет построено 121 тыс. кв. м. жилья премиум-класса. [9]Леерные стойки - специальные крепления, на которых держатся канаты на краю борта. [10] Юрий Иванович Каю́ров (род. 30.09.1927 года) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1979). Кинозрителям СССР артист известен по картинам о Владимире Ильиче Ленине. [11]Гафельная шхуна - тип парусника, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Поделиться:
|
1982 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВ Пермском крае пресечена преступная группа, собирающая персональные данные граждан25.10.2023, 10:30
960 0
Что такое электронное правосудие? Корреспондент «Искры» пошел за ответом в Кунгурский суд24.10.2023, 14:50
2034 0
|