город Кунгур
Выпуск газеты в PDF
Свежий выпуск №125/2024 от Сегодня
Комментарии
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...
К сожалению в данный момент не нахожусь в Кунгуре, но уже месяц прошел после публикации и никакой ин...
Городская справка
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Концерт легендарной кантри-фолк группы «БА-БА-ТУ» 2 ноября в Художественном музее Кунгура
Дороги, которые не мы выбирали. Виктор Файн детство на Кунгурской земле
12 февраля 2023, вс
В 2020 году в «Искре» был опубликован материал «Мы жили в Песчанке. Неизвестные страницы истории» российского учёного-архивиста из Москвы, кандидата исторических наук Вадима Алексеевича Черных. Как известно, в годы Великой Отечественной войны на Кунгурскую землю было эвакуировано немало детских учреждений. Размещались они как в городской черте, так и в различных населённых пунктах района. Как, например, в Доме отдыха «Песчанка» (что был на территории Филипповского сельсовета). Сегодня мы публикуем воспоминания ещё одного историка из столицы Виктора Яковлевича Файна, который в 1941 году в числе других детей был эвакуирован из Ростова в Пермскую область, а в 1943-1944 годах находился в Доме отдыха «Песчанка». Виктор Яковлевич находится в добром здравии и в настоящее время, и в феврале отметит свой 90-летний юбилей. Оглянись назад немного, Эти строки я написал в далёком 1948 году, когда впору было не назад оглядываться, а вперёд смотреть. Но уже тогда я понимал, какое большое значение в моей жизни имела школьная дорога. Дорога, опалённая войной. Воскресенье, 22 июня 1941 г., Ростов-на-Дону. Мне 8 лет, и я окончил 1 класс. Отцу - 36, он - инспектор труда ЦК профсоюза работников потребкооперации Кавказа, маме - 34, старший экономист Ростовского Облкомхоза. Она недавно вернулась из Москвы, где сдала последнюю сессию во Всесоюзном заочном плановом институте Госплана СССР. Сегодня они обсуждают предстоящий отпуск с 1 июля под Киевом. А у меня сегодня долгожданный радостный день - я впервые иду один в цирк на утреннее представление! Когда вернулся из цирка, мама встретила меня страшным словом «война».
Хорошо, что не успели уехать. Отца 1 июля призвали в армию. Человек с большим организаторским опытом, он стал одним из создателей эвакопункта - новой армейской части, призванной эвакуировать раненых и больных из фронтовых госпиталей вглубь страны. Отец в армии, мама на работе, а 8-летний мальчишка дома один и при налётах гитлеровской авиации хватал свой противогаз и бежал в щели, вырытые во дворе нашего большого дома, рядом с одной из военных казарм. За 3,5 месяца война докатилась до Ростова, в начале октября объявлена эвакуация госучреждений. Мы с мамой шли к огромному Дому Советов, где размещалась мамина работа, когда завыла сирена очередной воздушной тревоги. Мама оставила меня в подъезде, а сама ушла узнавать о нашей эвакуации. Тем временем над Домом Советов несколько наших истребителей вступили в бой с немецкими бомбардировщиками. Я высунулся из подъезда и заворожено наблюдал за боем, не понимая, что самолёты не просто гоняются друг за другом, но и стреляют. И никто не знает, куда летят эти пули. Прибежала мама и уволокла меня в подвал. Лишь позднее я понял, чем завершился этот бой: вражеским самолётам не дали разрушить приметное здание Дома Советов, когда мы в нём находились. Вечер 12 октября 1941 года. Купейный вагон, пассажиров раз в 5 больше количества мест. Наш эшелон промчался по железнодорожному мосту через Дон, связывающему Ростов с Кавказом, и взял курс к кавказским здравницам. Мост постоянно бомбили немцы. С собой разрешили взять столько вещей, сколько сами сможете унести. Когда я проснулся утром, то оказалось, что мы едем совсем не на Кавказ: немецкие самолёты разбомбили идущий впереди такой же эшелон с беженцами, разрушили мост у станции Кавказская, и дорога на Кавказ закрыта. Наш эшелон повернули на восток и выгрузили в Зимовниках, на границе со Сталинградской областью. Можете себе представить, что пережил мой отец, когда его семья «пропала без вести». Мы не знали его адреса, а нам ни писать, ни звонить было некуда. Зря мы неделю ждали, пока решат, куда и как нам двигаться дальше: руководители эшелона сбежали, бросив беженцев на произвол судьбы. Мама узнала, что её старшую сестру эвакуировали из Москвы в Молотовскую область, и решила самостоятельно пробиваться к ней. Откуда нам было знать, что это решение спасёт нам жизнь? Весной 1942 года фашисты прорвали наш южный фронт, вторично заняли Ростов и дошли до кавказских гор. Преодолеть горы не смогли ни они, ни беженцы. Когда зимой 1942-1943 гг. фронт двинулся в обратном направлении, в освобождённых районах остались более 100 массовых захоронений. В них покоятся минимум 15 наших родственников, включая родителей отца в Таганроге. ОБ АВТОРЕ Виктор Яковлевич Файн - родился 19 февраля 1933 года в Ростове-на-Дону. Химик-исследователь, технолог, литератор, журналист, историк. Принадлежит к поколению военных детей: восьмилетним познал бомбёжки, гибель многих родственников, гибель дома со всем имуществом, тяготы эвакуации в глубинку, голодные военные и послевоенные годы. Окончил с отличием химический факультет Ростовского университета, аспирантуру Московского НИИ органических полупродуктов и красителей (НИОПиК) и Московский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минхимпрома. Кандидат химических наук. Трудовую деятельность начинал школьным учителем в Гуково. 13 лет работал в филиале НИОПиК при Рубежанском химкомбинате, флагмане анилинокрасочной промышленности СССР, где прошёл путь от лаборанта до старшего научного сотрудника. Учёный Секретарь Луганского областного правления Всесоюзного химического общества имени Д.И. Менделеева. Главный технолог крупного отделения НИОПиК в Москве. Один из армии специалистов, трудами которых создавалась послевоенная химическая промышленность СССР: на личном счету пуск трёх крупных промышленных цехов, разработка технологии и промышленное освоение 18 новых производств. Автор около 200 научных работ и изобретений, докладов на всесоюзных и международных научных конференциях, в том числе 5 научных монографий. Имеет правительственные награды. Удостоен включения в американский справочник «Who’sWho in the World» и в биографический справочник «2000 интеллектуалов XXI века за границей» (Кембридж, Англия). В 1993-1997 гг. работал главным специалистом научного издательства «Фазис» в Москве. Пенсионером работает над историей родственных семей - автор 16 книг и десятков статей, где восстановил в общественном пространстве имена и творчество многих ярких их представителей - тех, кто осуществлял индустриализацию СССР, защищал страну в годы войны, поднимал её из руин после войны, развивал её культуру. Как литератор и журналист выступает всю жизнь. Публиковался в газетах. Редактировал стенгазеты, в том числе одну из лучших университетских стенгазет, которая два года выходила ежедневно. Автор литературных произведений, в том числе и рассказов, включая «Маленькие рассказы о любви и счастье». Рассказы написаны от первого лица, но в них нет эпизодов из жизни автора. Они о времени, которого уже нет, о людях, о судьбах, о нравах. Найти рассказы Виктора Файна можно на портале «Проза.ру» - proza.ru/avtor/vfainmailru.
Главные заботы: вода, кипяток, еда, туалет. Все станции забиты людьми, и никто не знает, сколько простоит наш эшелон - несколько минут или несколько дней. Очень боялись отстать. Дорога до Свердловска (Екатеринбурга) длилась недели 2 или 3. В Свердловске мы пробыли около месяца - нужно было оформить наше пребывание в доме отдыха «Малая Вильва» Молотовской области, где жили эвакуированные москвичи, и запастись зимними вещами: Урал - не Армавир, где нас должен был ждать отец. Утро 25 декабря 1941 года. Я сидел в зале маленького Кизеловского вокзала в ожидании, пока мама узнает, когда ехать дальше. Мы должны попасть на разъезд Косая Гора, в 18 км от Кизела. А от Косой Горы до Малой Вильвы ещё 7 км. Пригородный поезд, который останавливается на этом разъезде, шёл в 6 часов вечера, а сейчас только 9 часов утра. Решили ехать товарным порожняком. Начальник станции приказал машинисту остановить состав на Косой Горе на 1 минуту. Но разъезд проплыл мимо, а поезд сбавил ход только спустя минут 5. Сразу же наши вещи и мы сами полетели в снег, пробивая глубокие сугробы. Я еле выбрался на узкую твёрдую полосу снега между рельсами одноколейки. Вокруг тянулась бесконечная тайга, утопающая в снегах. Вокруг - ни души. Освещения нет, пасмурно, ночью даже на Луну рассчитывать не приходится. От Косой Горы мы отъехали километров 5, но они давались нам с большим трудом. Мы переносили часть вещей метров на 50-100, затем возвращались за остальными. За 4 часа не прошли и половины пути. С тревогой смотрели по сторонам: говорили, что в тайге водятся волки.
Тогда мы бросили вещи и пошли на разъезд, чтобы взять санки. Огромного роста дед взвалил на сани наши вещи и неспешно побрёл к Косой Горе. Темнело, но мы уже мчались на санях по узкой просёлочной дороге к Малой Вильве. Только в Малой Вильве восстановилась наша связь с отцом, который и сам мотался по военным дорогам. Окончание следует. Виктор Файн Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
3191 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеЗа хулиганские действия жительницу Кунгурского округа приговорили к обязательным работам12.02.2023, 11:12
1200 0
|