Закадычные друзья (слева направо): Борис Еремеев, Николай К., Иван Молчанов, Александр Портных, Александр Ташкинов. Кунгур, май 1939 года
04 ноября 2022, пт
Все они уйдут на войну. Автор фото Борис Еремеев, возможно, воевал в Кунгурском полку и погиб в 1941-м, Александр Портных (1918-2003) вернулся в Кунгур. Как сложились судьбы их товарищей?
Читательница «Искры» Юлия Котельникова недавно обратилась ко мне с просьбой посмотреть одну старую фотографию - не узнаю ли я кого-нибудь из запечатлённых на довоенном снимке людей? Это фото Юлия Михайловна увидела в Кунгурском городском архиве, когда знакомилась с фондом отличника народного образования, ветерана педагогического труда, ветерана Великой Отечественной войны Лидией Степановной Голубевой (1928-2021). Все мужчины, запечатлённые на снимке, - участники Великой Отечественной войны, и Юлия Михайловна решила узнать об их судьбе.
ЗА ДВА ГОДА ДО ВОЙНЫ
На фото - пять молодых людей весело позируют, а скорее «танцуют» перед камерой: взяв друг друга под руки и подняв правые ноги. На всех костюмы, лишь один в расстёгнутом плаще. Похоже, снимок сделан на каком-то празднике, возможно - первомайском. На обороте написано: «Закадычные друзья», время создания снимка - май 1939 года. О том, кто на снимке, сказано, к сожалению, очень-очень мало. Лишь у двоих фамилии и имена (Саша Портных, Саша Ташкинов). У троих - только имена и инициалы фамилии (Борис Е., Николай К., Иван М.). Позже Лидия Степановна вспомнила фамилии двоих (Борис Еремеев, Иван Молчанов). И больше о закадычных друзьях, будущих фронтовиках, ничего не известно. Юлия Михайловна стала искать информацию. Что же удалось выяснить?
АЛЕКСАНДР ПОРТНЫХ
Продуктивным оказалось обращение Юлии Котельниковой в Кунгурский городской Совет ветеранов.
- Михаил Михайлович Шнайдер узнал на фото Александра Алексеевича Портных, - сказала она. - Информация о нём есть в книге «Здравия желаем».
Мы открыли 153-ю страницу этой книги, изданной в 2000 году, и прочли:
«Портных Александр Алексеевич. Родился 11 августа 1918 года в Кунгуре. Призван в Советскую армию 7 февраля 1940 года Кунгурским райвоенкоматом. Служил на Южном и 2-м Белорусском фронтах в составе Черноморской группы и Приморской армии командиром отделения в отдельном зенитном артиллерийском дивизионе. Воинское звание - ефрейтор. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы».
На сайте «Дорога памяти» опубликовано фото Александра Портных в военной форме, указана дата его смерти - 2003 год, в числе наград назван также орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Кавказа». А на сайте «Подвиг народа» сказано, за что в 1945 году красноармеец 508 отдельного зенитного артиллерийского Краснознамённого Севастопольского дивизиона Александр Портных награждён медалью «За боевые заслуги». Командир дивизиона так пишет в наградном листе о его подвигах:
«Красноармеец Портных А.А. за время работы в дивизионе с октября 1942 года в должности прибориста показал себя дисциплинированным, отлично овладевшим своим оружием, бесстрашен и отважен в боях.
В ноябре 1942 г. дивизион выполнял задачу ПВО ст. Лазаревская и аэродрома при самых активных налётах авиации противника. Красноармеец Портных давал точные данные для стрельбы, проявив решительность, уверенность. Батарея, где работал красноармеец Портных, под этим объектом сбила 3 самолёта противника.
В январе 1944 года, когда дивизион выполнял задачу - стрельбу прямой наводкой по наземным целям, красноармеец Портных доставлял пищу на передний край под беспрерывным обстрелом противника, проявив при этом мужество и стойкость».
Член президиума Кунгурского городского Совета ветеранов Михаил Шнайдер дополнил портрет Александра Портных. После войны Александр Алексеевич работал на Кунгурском машиностроительном заводе, в инструментальном цехе. Кунгуряки помнят его и как артиста - выступал на сцене Дома культуры машиностроителей, где в своих концертных номерах показывал фокусы.
БОРИС ЕРЕМЕЕВ
Когда-то и я, быть может, видел Александра Портных, его концертные номера. Но лично с ним знаком не был. А если обратиться к публикациям Лидии Степановны Голубевой, которая сохранила фотографию с пятью «закадычными друзьями»? С ней мы были хорошо знакомы: она была активным внештатным автором «Искры», и я готовил к печати многие её заметки, а также стихи. Писала она и о событиях военных лет. Я просмотрел её публикации. И нашёл интересную информацию в её статье «Крестьянская, 28», опубликованную в «Искре» 3 марта 2015 года под рубрикой «Мой дом: история и тайны». Лидия Степановна, в частности, пишет:
«Зимой 1939 года маме дали квартиру за Сылвой по улице Крестьянской (ныне - ул. Гагарина) в доме № 28. Это был угловой деревянный дом, стоящий на пересечении улиц Крестьянской и Ст. Разина. Напротив нашего дома по ул. Крестьянской тоже стоял угловой 2-этажный дом. На его втором этаже жила семья Кравец - дед, бабушка, взрослая дочь, сын Семён - инженер машзавода с женой Зоей и детьми Идой и сыном. Зоя и Ида тоже работали на машзаводе. На нижнем этаже жила семья Еремеевых (выделено мною - В.О.) - мать и трое детей: Зоя, Толя, Аля (их отец погиб на фронте). С ними подружилась моя сестра Эля.
Глава семейства Еремеевых, скорее всего, и есть тот Борис Еремеев, запечатлённый на снимке. На это указывают факты, отмеченные в воспоминаниях Лидии Степановны: Еремеев - фронтовик, погиб на войне, жил недалеко от дома по Крестьянской, 28, сестра Лидии Степановны дружила с детьми Еремеевых. Этим и можно объяснить появление фото «закадычных друзей» в архиве Л.С. Голубевой.
В базе данных 416-го Кунгурского полка 112-ой Пермской стрелковой дивизии, которую мы составили с капитаном запаса второго ранга Евгением Петровым, есть информация о Борисе Ивановиче Еремееве (1913-1941). Однако о нём известно очень мало. До войны работал в камнерезной артели. Призван Кунгурским РВК 24 июня 1941 года, воевал в 112-ой стрелковой дивизии (возможно, в Кунгурском полку), командир отделения, пропал без вести до 1 сентября 1941 года. Но тот ли это Борис Ереемеев, запечатлённый на снимке из архива Л.С. Голубевой?
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАС!
Надо сказать спасибо Юлии Михайловне Котельниковой, которая заинтересовалась судьбами пятерых фронтовиков, запечатлённых на снимке из архива Л.С. Голубевой. Спасибо, конечно, и Лидии Степановне, которая сохранила это фото и передала его в Кунгурский архив. Публикуя фото, мы надеемся, что откликнутся родственники запечатлённых на нём людей.
Как мы уже сообщали («Искра», 20 октября), недавно издана Книга Памяти города Кунгура и Кунгурского района «Не забывайте нас!» (Пермь, 2022). Как пишет в предисловии председатель Кунгурского городского Совета ветеранов Юрий Лопатин, в неё включены «имена тех фронтовиков Кунгура и Кунгурского района, которые по каким-либо причинам не вошли в предыдущие мемориальные издания». А это, напомним, книги «Здравия желаем» (Пермь, 2000), «Поколение победителей» (Пермь, 2001), «Книга Памяти города Кунгура» (2005), «Солдаты Победы» (Кунгур, 2005), «Помним! Гордимся!» (Пермь, 2015), «Мой отец не вернулся из боя» (2018) и ряд других.
В новом издании мы нашли информацию о Борисе Ивановиче Еремееве, который возможно, запечатлён на публикуемом сегодня снимке. Сведения о нём, а также о сотнях других бойцов 416-го Кунгурского полка 112-ой стрелковой дивизии мы с капитаном второго ранга запаса Евгением Петровым передали составителям нового издания, и хорошо, что они включены в Книгу Памяти. Это, в частности, командир полка майор Александр Антонович Буданов (1903-1941), начальник штаба полка Константин Петрович Марсов (1905-1942), красноармеец Павел Иванович Мамонтов (1911-1941), пулемётчик Георгий Иванович Храмцов (1914-1994) и другие. Мы продолжаем поисковую работу, и многие из бойцов полка, сведения о которых удалось найти (сейчас в нашей базе данных свыше 3-х тысяч имён), ещё ждут своей Книги Памяти. К этому же взывают и тысячи бойцов, сражавшихся в других частях и память которых пока не увековечена, в том числе и кунгуряки Николай К., Иван Молчанов, Александр Ташкинов, которые смотрят на нас с опубликованного снимка. И таких героев войны, как они, пока, к сожалению, немало. По данным энциклопедии «Пермский край в годы Великой Отечественной войны» («Пушка», 2015) с фашистами сражались 25 тысяч кунгуряков, 14 тысяч из них не вернулись домой. В мемориальных изданиях найдём информацию далеко не о каждом, так что впереди - непочатый край поисковой работы. И создание новой Книги Памяти.
Владислав Одегов
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru
Поделиться:
|