На месте площади когда-то рос сосновый лес. Начало ХХ века 23 мая 2021, вс
Привокзальная площадь - один из самых интересных объектов городской инфраструктуры. Однако, волею судьбы оказавшись в тени многогранной истории станции Кунгур и неповторимого архитектурного облика железнодорожного вокзала, она осталась вне внимания исследователей. Между тем, в её истории есть немало весьма любопытных моментов. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ Как известно, изначально эта территория находилась за пределами городской черты. Была полностью покрыта вековым сосновым лесом (свидетельство этого можно встретить на фотографиях начала ХХ века) и по причине удалённости не использовалась. Всё коренным образом изменилось в начале ХХ века, когда было принято решение о прокладке через Кунгур железной дороги, соединившей губернскую Пермь с Екатеринбургом. И пустовавшая ранее местность была определена в качестве места дислокации железнодорожной станции, получившей название в честь города. В 1902 году начались необходимые инженерные изыскания. Спустя два года стартовали строительные работы, руководил которыми инженер путей сообщения, действительный статский советник Игнатий Николаевич Быховец. По свидетельству В.И. Комягина, на строительстве работали в основном приезжие крестьяне из Вятской, Вологодской и Казанской губерний. На более лёгких работах были заняты жители близлежащих деревень. ТВОРЕНИЕ ЗОДЧЕГО Ф. ВОЛЬСОВА К разработке проекта будущих станционных построек был привлечён архитектор Феофан Евтихиевич Вольсов, выпускник петербургского Института гражданских инженеров. Одним из шедевров его деятельности стало невероятное по красоте здание железнодорожного вокзала. Оно было возведено, как, впрочем, и другие объекты пристанционной инфраструктуры, в господствовавшем в тот период стиле модерн. Подвальный этаж предназначался для служебных помещений, в числе которых были даже комнаты для хранения багажа и почты. Основной этаж включал два просторных зала: один для пассажиров третьего класса, другой - первого и второго. Кроме того, здесь имелись помещения для начальника станции, дежурного, жандарма. Работали кассы, телеграф, буфет с кухней, туалеты. В октябре 1909 года объект был сдан в эксплуатацию, а уже 1 ноября на станцию Кунгур прибыл первый поезд. Кунгуряки встречали с особой торжественностью. По свидетельству очевидцев, на праздник прибыло высокое начальство, на вокзале продавали сувениры, напитки и закуски. БАШНЯ-ДОМИНАНТА В это же время начались работы по обустройству привокзальной площади. Её своеобразной доминантой стало здание водонапорной башни, построенное по проекту Ф.Е. Вольсова и Е.Н. Станилевича. Восьмигранное в плане, оно также возведено с использованием мотивов модерна. Нижний этаж выполнен из блоков местного известняка. Верхний ярус - краснокирпичная кладка. Башня имела два бака объёмом по 9 кубических саженей каждый. Источником водоснабжения служила вода из реки Сылвы, протекавшей в 640 саженях (1363 м). Для подачи воды был установлен насос системы Вортингтон с двумя паровыми и двумя водяными цилиндрами. Суточный расход воды составлял 70-80 куб. саженей. Водонапорная башня исправно трудилась вплоть до середины 1960-х годов. В 1966 году её работа была полностью остановлена.
ДОМА И ДРУГИЕ ПОСТРОЙКИ Неизменным атрибутом привокзальной площади являются и жилые дома, так называемые «железнодорожные коттеджи». Они были построены после 1910 года по проекту Ф.Е. Вольсова и представляли собой ряд одноэтажных деревянных жилых домов, вытянувшихся на несколько кварталов вдоль полосы отвода железной дороги. В оформлении их фасадов также были использованы декоративные элементы, выполненные в стиле модерн. Несколько таких домов вблизи площади заняла специально устроенная для кунгурских железнодорожников амбулатория. В ней, в частности, работал известный в городе врач Михаил Николаевич Карнаухов (медицинское учреждение продолжало действовать до середины 1950-х годов, когда была сдана в эксплуатацию новая современная больница).
В ПАМЯТИ КУНГУРЯКОВ По свидетельству очевидцев, в ночное время привокзальная площадь и перрон освещались газо-калильными фонарями. Следили за освещением станционные «керосинщики». Справа от здания вокзала был небольшой сквер. У его изгороди вплоть до середины 1930-х годов была коновязь, куда приезжавшие привязывали лошадей. Позднее в сквере был сделан небольшой «фонтан». В послевоенные годы здесь установили памятник солдату-воину. Сквер просуществовал вплоть до начала 1980-х годов. Затем на его месте начали строить здание автовокзала, превратившееся в долгострой. В настоящее время на этом месте находится торговый Центр «Лидер».
В середине 1930-х годов в северной части площади был возведён современный (для того времени) магазин. Он состоял из нескольких обособленных отделов. Самым значительным был расположенный в угловом помещении «большой магазин», где вплоть до конца 1970-х годов продавали бакалейные и гастрономические товары. Рядом была галантерея, далее магазин тканей и товаров для дома. В отдельно стоящем здании слева от основного здания продавали хлеб. А в каменном здании справа работал так называемый рыбный магазин… Торговый комплекс продолжал действовать до недавнего времени. Затем, после случившегося в нём пожара, он несколько лет стоял «немым укором». В прошлом году на его месте был построен новый торговый Центр.
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… Безусловно, в рамках одной статьи не охватить хотя бы кратко все постройки, в разные годы появлявшиеся на привокзальной площади. Кто-то вспомнит «нижнюю» столовую. Кто-то - барачного типа П-образное одноэтажное здание, где находились ПТО и контора ОРСа. Кто-то - киоск, в котором продавали мороженое. Кто-то - небольшой рынок. Кто-то - доску почёта железнодорожников. А кто-то - магазин «под перроном». Отметим, конечно же, и появившийся в начале 1950-х годов памятник В.И. Ленину, у подножия которого работники станции на протяжении многих десятилетий высаживали ярко-красные сальвии. Был здесь и памятник «вождю всех народов» (находился он с другой стороны вокзала, на перроне). А как не вспомнить неоднократно кочевавшую по площади разворотную площадку автобусов 1-го маршрута?.. Так в памяти народной продолжается история. Сергей Мушкалов, Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
6099 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеКогда не было Компроса. До 1923 года центральная улица Перми - Комсомольский проспект - называлась Кунгурской06.05.2021, 07:49
6737 0
|