Людмила Гавриловна Кузнецова рассказывает о своем отце Г.Д. Михееве и показывает его вещи на встрече со студентами Кунгурского сельхозколледжа. Фото Владислав Одегов
02 января 2018, вт
Галина Георгиевна Михеева, жена политрука 416-го стрелкового полка Г.Д. Михеева, оставила воспоминания об истории полка, судьбах воинов
22 июня 2017 года во время церемонии открытия в Кунгурском сельхозколледже экспозиции, посвященной воинам 416-го стрелкового полка, было сказано, что поисковая работа по выявлению новых имён солдат и офицеров героической части, а также новых фактов из её истории будет продолжена. Ценные документы принесла в редакцию Людмила Гавриловна Кузнецова, дочь политрука 416-го полка Г.Д. Михеева (1914 - 1941) В архиве своей матери, Галины Георгиевны Михеевой (1915-2015), она нашла тетради с её воспоминаниями, в том числе касающиеся 416-го полка.
Командир 112-й стрелковой дивизии в 1939-1940 годах генерал-майор Федор Дмитриевич Рубцов (1896-1941). Фото: ru.wikipedia.org
Комдив Рубцов
Известно, что одним из командиров 112 СД, в 1939-1940 годах, был генерал-майор Ф.Д. Рубцов (1896-1941). Галина Георгиевна пишет, что Федор Дмитриевич бывал в Кунгуре, в 416-м полку, встречался с его командиром Александром Будановым.
«Работали кружки»
Интересны записи о том, что до войны «при 416-м полку работали кружки: стрелковый, хоровой, драматический, танцевальный, кройки и шитья, курсы парикмахеров, медсестёр, общеобразовательный. Старались дать женам офицеров специальность, повысить их общеобразовательный уровень».
Июнь 1941, Бершеть
Галина Георгиевна, в то время молодая учительница географии школы № 11 и жена политрука Гавриила Михеева, в июне 1941 жила с мужем в Бершети, где у 416-го полка были летние лагеря. К мужу она приехала в начале июня.
«…Устраиваемся на летней квартире. Приводим комнату в порядок, стараемся создать какой-то уют: вешаем шторы, на полу появляется дорожка, на стене коврик, но стульев нет. За столом муж сидит на чемодане, поставив его на попа, я же на койке. Знакомлюсь с местностью – с родником-ключиком, где берём чистую воду, с местом, где можно набрать хворост для костра. Стоит тёплая летняя погода,топить плиту нет смысла, пищу приготовляем на улице, недалеко от дома, для этой цели вырыто углубление, по краям положены кирпичи, на них лист железа – «импровизированная плита». Вечером, когда начинается прохлада, так приятно посидеть у костра, приготовляя ужин и чай».
Галина Георгиевна Михеева и её муж Гавриил Дмитриевич, политрук Кунгурского полка. Фото: архив Л.Г.Кузнецовой
Последнее собрание
Галина жила в Бершети недолго, до 13 июня. Накануне, 12 числа, стало известно, что полк выезжает на западную границу. Об этом объявили на общем собрании, в котором участвовали и жены офицеров полка.
«6 часов вечера. В клубе собрались жёны и полковое начальство. Жёны чем-то встревожены. Собрание кратко. Нам объявляют, что 112-я стрелковая дивизия получила приказ выехать на новое место. В ближайшие дни выезжают военнослужащие, а затем, когда устроятся на новом месте, приедут за семьями, а пока семьи будут отправлены на новые квартиры (в Кунгур)».
«Мужа провожала дважды…»
Полк выехал на новые «квартиры», а вот мужа Михеевой и ещё несколько офицеров полка оставили в Кунгуре. «За пять минут до отправки эшелона приехал верховой нарочный и пять политруков с эшелона сняли, оставили для формирования пополнения, в том числе и мужа», - пишет Галина.
Во второй раз она проводит его уже после начала войны: «Прощаясь, Гавриил Дмитриевич сказал: «Будь спокойна. Береги будущего малыша, себя. Здесь будет плохо, переезжайте к моим родителям. За меня не беспокойся. Буду достойным защитником Родины. Война будет тяжелой, но победа будет за нами. Если что-то страшное получится со мной, считай себя свободной. С дороги ежедневно получаю краткие весточки. Скоро связь оборвалась».
«Последняя весточка»
В октябре 1941 года Галина Георгиевна получила на почте последнюю весточку от мужа - посылку. Она вызвала бурю эмоций: «Непонятно. Загадочно, что за посылка, откуда». Были разные предположения: «На пути к почте встретила Пряхину, жену военнослужащего. Она меня своим заявлением огорошила, сказав: «Это вам посланы вещи погибшего мужа». На обратном пути вновь встречается она и, ощупав мою посылку, говорит: «Видите, тут вот его сапоги». Отвечаю: «Как же погибшие могут отправлять сами посылки, если написано их собственной рукой?».
Дома все становится понятно: «Все что-нибудь посылают своим семьям, дают знать о себе. Мужу послать нечего. И он нашел выход из положения. Найден какой-то разбитый чемоданчик. В него положены две общие тетради, несколько маленьких блокнотиков, подсигар, папиросная бумага, гвозди, молоток, щипцы и записка. Завернут чемоданчик в половину белой шторы с кистями с двери (клубной). Зашито черными нитками. Написан адрес. Это мне была последняя весточка. В записке указано место нахождения: район Полоцка, Невеля и Великих Лук».
«Погиб в боях»
Галина Георгиевна всю жизнь ждала своего мужа, хотя и знала о его судьбе: «Погиб в боях в районе дер. Репище. Был ранен в ноги. Положен на лафет – привязан. Выходили из окружения, началась бомбёжка...»
Судьбы воинов: лейтенант Семён Омельчук
Как известно, в рядах Кунгурского полка сражалось около 3200 воинов, в живых после остались считанные единицы. Галина Георгиевна пишет о семерых, называет новые имена, в том числе Омельчука, которого не было в нашем списке воинов 416-го СП. По базе данных ОБД «Мемориал» установили, что Семён Ильич Омельчук, 1911 года рождения, уроженец Украинской ССР - лейтенант, командир батареи 416-го полка. 27 июня 1941 года в районе Невеля попал в плен, освобожден из которого 5 мая 1945 года.
Лейтенант Александр Пряхин
Упоминание в воспоминаниях «жены военнослужащего Пряхиной» помогло нам узнать о судьбе ещё одного офицера 416-го полка. По данным ОБД «Мемориал», капитан Александр Иванович Пряхин, 1905 года рождения, уроженец Горьковской области считается «пропавшим без вести» (дата выбытия между октябрём и декабрём 1941 года).
Рудаковы
Галина Георгиевна упоминает четверых воинов 416 полка, носящих такую фамилию. Медсестра Мария Андреевна – погибла в 1941 году, её муж, Владимир Петрович, попал в плен и был освобожден. Назван также Леонид Феофилович Рудаков. 22 июня 1974 года в «Искре» была опубликована небольшая заметка «Под Краславой», подписанная – «В. Рудаков, Л. Рудаков, участники боев под Краславой» (Это, очевидно, Владимир Петрович и Леонид Феофилович). В музее Кунгурского сельхозколледжа видел фото, где запечатлен ветеран 416-го полка Л.Ф. Рудаков. В книге «Поколение победителей» о нём сказано: «Рудаков Леонид Феофилович (1908 – 1984). Волховский и 3-й Белорусский фронты. Капитан. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й ст., медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Работал столяром на кунгурской фабрике «Мелодия».
Упоминает Галина Георгиевна ещё одного Рудакова, но без инициалов.
Ветеран Кунгурского полка Леонид Феофилович Рудаков (1908-1984). Фото: Кунгурский сельхозколледж
Политрук Чертов, Храмцов
Кто такой Храмцов, которого также называет Г.Г. Михеева, узнать пока не удалось. А вот про Чертова мы нашли некоторую информацию в ОБД «Мемориал». Его фамилия указана в «Списке раненых политработников» по 22-й армии. В документе названы его имя и отчество - Герман Георгиевич, звание и должность - политрук, инструктор пропаганды 416 СП 112 СД.
Благодаря воспоминаниям Галины Георгиевны наш список воинов 416-го стрелкового полка, который мы составляем с весны 2016 года, увеличился ещё на несколько фамилий. По уточненным данным, в нём сейчас 649 человек.
Владислав Одегов
Искра Кунгур © iskra-kungur.ru
Поделиться:
|