Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Шаг в прошлое. Дом нотариуса Глушкова


07 сентября 2016, ср

В Кунгуре сохранился единственный в городе столетний дом, построенный в стиле модерн. Особняк на углу кунгурских улиц Уральской (в старину - Преображенская) и Ленина (Успенская), несмотря на потрёпанный временем фасад, до сей поры привлекает взгляд необычностью архитектуры и орнаментов.


Креатив начала века

В начале ХХ века кунгуряки с удивлением взирали на дом, вырастающий на углу Преображенской, который строил местный нотариус.

- Душа моя, Александро Константинович, - любопытствовал сосед по усадьбе. – Мужик ты вроде от сохи, а учудил какую-то нелепицу. У тебя плотники с утра «казёнки» хлебнули, или отвес плотницкий пропили? Полы по комнатам где выше, где ниже. Все окна разновеликие. Фасад – набекрень. Вроде как тулуп из разных кусков сшитый.

- Мозги у тебя набекрень, Маркел Михалыч, - отвечал нотариус Глушков. – Это стиль модерн, модное явление в искусстве. Его главный лозунг – «Красота спасёт мир». Зачем мне пять одинаковых комнат, если я, допустим, хочу здесь залу в полтора этажа, где главное – свет, здесь рабочий кабинет, где главное – тепло, а там – жилые комнаты, где главное – уют? Учись креативно мыслить, темнота.

После завершения строительства в доме разместилась нотариальная контора владельца, здесь же по найму селились и квартиранты.

Дом на Ленина, 43. Фото советских годов

«Сатрапы и мироеды»

Среди постояльцев Глушкова жил ссыльный большевик Яков Кондратьевич Далингер с большой семьёй. Временами у него с нотариусом случались лёгкие политические перепалки.

- Слышь ты, Аника-воин, - выговаривал квартиранту Александр Константинович. – Бросай народ смущать. Ко мне в контору люди на аудиенцию идут. Сделку оформить, от пожара застраховаться, завещание написать. А ты вкруг дома топчешься и бурчишь всякую пропаганду супротив монархии. Сообщу куда следоват, и полетишь в ссылку ещё дальше Урала! На вогульском стойбище проповедовать.

- Константиныч, ты сам из крестьян, нешто не видишь, на Руси власть сатрапская? – горячился большевик Далингер. – Гнать в шею кровососов! В 1905 году за малым пороху не хватило. Поп Гапон гадом оказался, да ещё люди по скудоумию на царя-батюшку пронадеялись. Думали, услышит, думали, даст по шапкам зажрамшимся капиталистам. Я сам с другими приказчиками петицию подписывал. Просили установления восьмичасового рабочего дня, оплаты сверхурочных, ежегодных отпусков. И где я теперь? Сослали с глаз подальше как неблагонадёжного, мироеды.

- Яша, ты капиталистов на все корки честишь, а на кого в агентстве швейных машин Зингера сейчас вкалываешь? На потомков сына немецкого эмигранта, американца Исаака Меррит Зингера. Он четыре семьи сменил, 24 ребёнка нарожал, а наследство в 22 миллиона долларов целиком последней семье отошло. Прочие дулю на блюдечке получили. Стало быть, ты пособник мироеда, - язвил Глушков и уходил восвояси.

«За державу обидно»

Выходец из крестьянской семьи, Глушков сумел окончить «курсы юриспруденции», что приравнивалось к нынешнему институтскому образованию. Занимался общественной работой.

Служил гласным (то бишь, депутатом) Кунгурской городской думы, и даже  избирался на пост городского головы. Но в последней должности пробыл очень недолго. В июне 1917 года он заявил о своей отставке, вызванной требованиями дать право голоса при выборах в городскую думу 18-летним солдатам. Решение об уходе юрист Александр Глушков объяснил так:

- Принять требование – значит, нарушить действующий закон. Отвергнуть его – значит,  жертвовать спокойствием города.

Добрая вдова

Последней хозяйкой дома в стиле модерн была Александра Степановна Черноусова. После смерти второго мужа, купца Ивана Черноусова, вдова продолжила его дело. Торговала бакалеей, рыбой, мукой. Много времени отдавала благотворительности. Александра Степановна состояла попечителем 2-го приходского женского училища, членом попечительского комитета Зыряновской богадельни. В годы Первой мировой, а затем Гражданской войны, была товарищем председателя Дамского комитета при местном отделении Всероссийского общества Красного Креста.

Гражданская война трепала и бросала Кунгур, впрочем, как всю бывшую Российскую империю. В 1918 году в городе стояли войска будущего красного маршала Блюхера. Красноармейцы охотились на священнослужителей, разоряли купеческие амбары, «прижимали к ногтю» и самих владельцев амбаров. Осенью, в канун 1919-го года Блюхер был вынужден уйти в сторону Шали, и Кунгур перешёл в руки частей Белой Гвардии под командованием Колчака.
На ещё одной усадьбе, принадлежавшей Черноусовой, по Никольской (ныне Октябрьской) улице, принимали пожертвования для колчаковцев. Кунгуряки, сочувствующие белогвардейцам, несли деньги, продукты питания, вещи.

Опять власть меняется

Белогвардейцы возвращали купцам мастерские, фабрики, имущество,  экспроприированные беднотой. Наконец-то освятили новый кунгурский собор - Богоявленский, ставший главным на Соборной площади (этот собор большевики взорвут в 1937 году).

Что интересно, Александру Черноусову ни одна власть не обижала. Слухи  уверяют, якобы при Черноусовой в «доме Глушкова» работали «номера» для мужчин, истосковавшихся по женской ласке. Какой солдат, будь он красный или белый, откажется провести в них ночь-другую, чтоб отвлечься от ужасов войны? Но подтверждений этому не сохранилось.

Красная Армия окончательно и бесповоротно выбила колчаковцев из Кунгура 1 июля 1919 года. За Уральские горы вместе с отступавшими в Сибирь колчаковцами ушли владелец «номеров Щербакова» (нынешнее здание администрации района) Михаил Щербаков, семья виноторговца Якова Колпакова, обувщик-кожевенник Платон Гашев, купец первой гильдии Семён Сартаков, мануфактурщик Григорий Ковалёв, купцы Зыряновы, Чулошниковы, Пятунины и отпрыски из клана чаеторговцев Грибушиных – вдова Михаила Михайловича Мария Семёновна с детьми.

«Блудная дочь»

Александра Черноусова тоже поддалась общему паническому настроению и влилась в поток беженцев. В её отсутствие особняк по улице Преображенской реквизировали в пользу победивших Советов.

Справедливости ради следует отметить, что большевики впоследствии не вешали на всех подряд ярлыки «контры» и «белых недобитков», не чинили поголовных истребительных репрессий. После нескольких лет мытарств на чужой стороне Александра Черноусова вернулась в Кунгур. Её не тронули. Она дожила свой вдовий век вполне легально, даже получила советский паспорт.

Правда, особняк ей обратно не отдали.

Фото нынешних дней. Разнокалиберные окна, часть из них заколочена. И это - фасад дома

Архитектура здания

Возведено в редком для Кунгура стиле модерн в архитектуре. Направление зародилось в  конце 19 века (1890-е годы), но просуществовало лишь до Первой мировой войны. Для стиля модерн характерны отказ от простых линий и углов, невероятные изгибы, использование металла и стекла. Лестницы, террасы, карнизы украшались цветами, листьями, игрой волнообразных форм. Основные особенности модерн в архитектуре -   естественность, отсылающая к эстетике природы, декоративные украшения, использование восточных мотивов.

Особняк Глушкова является объектом культурного наследия регионального значения с 1993 года.

Если верить табличке, дом в стиле модерн охраняется государством

Интересные факты  

В 1930-е годы здание носило почтовый адрес - улица Ленина, 45 (нынешний адрес редакции «Искры»). Позднее нумерация дома изменена на № 43.

Дом нотариуса Глушкова – практически единственный в Кунгуре, выполненный в стиле модерн. Элементы модерна носил также дом в Засылвенской части по улице Уральской, 23, но до наших дней они не сохранились

Что здесь было

1908 год – начата перестройка ранее стоявшего здесь здания.

1910 год -  хозяином является нотариус Александр Константинович Глушков.

1916 год - в доме размещается нотариальная контора и съёмные квартиры. Затем дом  продают другому владельцу.

1919 год – особняк изъят советской властью у купчихи Александры Черноусовой и некоторое время пустует. 

1923 год – особняк муниципализирован и отдан под многоквартирный дом.

1983 год - износ дома по оценке экспертов составляет 74%. Его планируется снести, и на этом месте построить Дом быта. Затем принято решение оставить здание в качестве памятника архитектуры.

Настоящее время – в здании находятся жилые квартиры.

Дмитрий Спиридонов

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 10
Просмотры: 7400   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.6/5 (Всего голосов: 10)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх