18 января 2013, пт
Все ли исторические здания в нашем городе следует сохранять для потомков? И все ли они представляют собой культурную ценность? Дискуссия кунгуряков Ольги Реневой и Станислава Чуприянова.
Фото из архива редакции "Искры"
Все ли исторические здания в нашем городе следует сохранять для потомков? И все ли они представляют собой культурную ценность? Дискуссия кунгуряков Ольги Реневой и Станислава Чуприянова.
ЗА
Ольга Ренёва, заведующая музеем истории купечества Кунгура:
«Ценность – в историческом единстве среды»
Одно из направлений экономики Кунгура связано с развитием туризма. Еще в 1970 году наш город был включён в список исторических городов РСФСР. А два года назад Кунгур вошёл в Ассоциацию малых туристских городов. Туристов сюда влечёт не только Кунгурская Ледяная пещера с её сказочной красоты гротами, но и слава Кунгура, сохранившего свой самобытный провинциальный колорит. Недаром здесь снимались киноленты, повествующие о купеческой России, в том числе и знаменитые «Приваловские миллионы». В этом фильме Кунгур сыграл роль совсем другого уральского города – Ирбита, где старинная архитектура сохранилась фрагментарно.
Ещё несколько лет назад гости нашего города, в том числе и специалисты в области градостроительства и архитектуры, восхищались рядовой застройкой центральной части Кунгура, не изуродованной реконструкциями. С восторгом рассказывали о своих прогулках по старым улочкам города.
Сейчас ситуация меняется буквально на глазах. Всё меньше остаётся зданий, сохранивших свой фасадный декор. Из-за нашей бедности деревянные окна заменяются на дешёвые пластиковые стеклопакеты, которые обезличивают дома и другие сооружения. В результате таких реконструкций безвозвратно исчезают наличники, обезображиваются фасады. Причём подобные изменения происходят не только с рядовыми постройками, но и со зданиями, имеющими статус памятников. Печальные примеры последнего времени – дома в стиле модерн по улице Ленина, 43, по улице Уральской, 23.
Ценность архитектурного наследия Кунгура, в первую очередь, заключается в органичном сочетании зданий, играющих роль доминант, с рядовой застройкой, служащей фоном для своих величавых соседей.
Нарушив единство этой среды, мы потерям не только отдельные сооружения, но и утратим славу купеческого города, по улицам которого можно совершать неторопливые прогулки, любуясь фасадами старинных домов.
ПРОТИВ
Станислав Чуприянов, преподаватель художественного колледжа:
«Старое – не обязательно ценное»
В кругах людей культурных, косящих под таковых и просто примазавшихся, частенько наблюдается забавное явление. Выбирается и активно пиарится некий фетиш, коему начинают поклоняться. При упоминании ряда фамилий, картин, книг и прочих шедевров, присутствующие мимикой и жестами стараются выразить все признаки безудержного восхищения. Почему? А как в том анекдоте: «Здесь так принято».
Еретика, посмевшего усомниться в какой-то особой художественной ценности, допустим, «Чёрного квадрата», гневно топчут, иногда даже с высокой трибуны, и забрасывают банановой кожурой вперемешку с яблочными огрызками. Ну, у высших приматов так положено по правилам хорошего тона.
К числу подобных святынь принято относить и архитектурно-историческое наследие. Никаких особых аргументов не приводится, кроме ОНО СТАРОЕ И ПОЭТОМУ ЦЕННОЕ И КРАСИВОЕ. Задним числом выдумываются обоснования, новые архитектурные стили, типа «барокко с элементами неоклассицизма, а вон та загогулина между окон, ну прям, как есть, вылитый ампир».
Почему-то в наше время предпринимателей до 1917 года чуть ли не причисляют к лику святых. И стартовый капитал они честно зарабатывали с нуля, и с товарами не химичили, и своим работникам были прямо папа с мамой в одном лице. Видимо, по умолчанию предполагается, что и среднестатистический купеческий особняк есть образец изящества и вкуса.
Вот здесь позвольте с вами не согласиться. Всё же у купцов явно лучше обстояло с технологией купи-надуй-продай, чем с красотой и чувством меры. Разглядывая некоторые дома купеческой постройки, это хорошо чувствуется. Вычурно, по возможности, повыкаблучистее, чем у соседа-конкурента, фронтоны, карнизы, лепнина, а красоты нет.
Но мы этого не замечаем, нам с детства вдолбили это – образец, мы молчаливо соглашаемся. У нас так принято.
© iskra-kungur.ru Поделиться:
|