Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №134/2024 от Вчера

Комментарии

Насыщенный визит губернатора. Сегодня, 1 ноября, в Кунгуре -...
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...

14.11.2024 18:46:45
О теплоснабжении, отключениях электричества, мусоре и замене...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...

08.11.2024 11:23:41
Губернатор Прикамья с рабочим визитом посетил Кунгурский окр...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...

07.11.2024 18:35:05
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...

09.10.2024 10:12:28
Где в Кунгурском округе 8 октября не будет электроэнергии
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...

08.10.2024 22:30:38

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Мамин-Сибиряк: кунгурские корни

02 ноября 2012, пт

Мамин-Сибиряк: кунгурские корни

Кунгур тесно связан с именем писателя Мамина-Сибиряка. И не только потому, что с 1952 по 1990 годы центральная городская библиотека носила его имя. Связь гораздо глубже. Благодаря усилиям екатеринбургского краеведа Аркадия Коровина (1923-2000), который свыше 30 лет занимался поисками исторических корней семьи Маминых, выяснилось, что они - на кунгурской земле.

 Фото: fotofond.ru

25 октября исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского писателя, певца Урала Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852-1902).

Корреспондент "Искры" Владислав Одегов. 

Кунгур тесно с ним связан. И не только потому, что с 1952 по 1990 годы центральная городская библиотека носила его имя. Связь гораздо глубже. Благодаря усилиям екатеринбургского краеведа Аркадия Коровина (1923-2000), который свыше 30 лет занимался поисками исторических корней семьи Маминых, выяснилось, что они - на кунгурской земле. Вот как об этом рассказывает, излагая выводы поисков Коровина, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника Александр Смирнов в литературно-краеведческом альманахе «… Быть просто человеком» (Нижний Тагил, 2002):

«Первое упоминание о предках Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к 1670 году, когда на реке Исток, между Исетью и озером Карасьим, объявилась семья Петра сына Никифорова Захарцева. Сам он, его брат Павел, сын Еремей приехали из Кунгурского уезда. Петр Никифорович был священником и появился на исетской земле на волне церковной православной колонизации, несшим коренным народам Урала новую веру и грамоту. Семья Петра Захарцева стала основательницей поселения Карасий исток.

Еремей тоже пошел в священники и по месту своего исхода получил прозвище Кунгурец. У Еремея Петровича было несколько сыновей. Интересно, что Козьма в честь деда получил фамилию Никифоров, а вот Василия звали то «попов сынок», то «мамкин сын» - был сильно привязан к матери. Так и стал он Василием Еремеевичем Поповым-Маминым и заложил деревню Рябиновку, получившую потом в его честь название Мамина деревня.

У Василия Еремеевича и его жены Ирины родилось пятеро сыновей, но еще до того деревне Маминой и ее обитателям пришлось пережить набег башкир. В 1709 году были сожжены церковь и восемь домов. Василий спасся и дал начало роду Маминых. Уже в 1730 году тут числилось от 15 до 20 домов. Однако зарегистрировано селение как Никоново. Все сыновья Василия Попова-Мамина тоже стали священнослужителями.

Егор Васильевич возглавил приход церкви в селе Щербаковском на Исети. Он и его дети оказались свидетелями Пугачевского восстания (1773-1775). А сыновья Никита, Матвей и Лук4а даже стали пугачевцами, пристав к движению казачьей вольницы.

Матвей Егорович, крепкий уральский мужик, женился дважды, несмотря на священный сан, любил выпить, и в архивных документах он значится как «часто временно упивающийся». Однако между этими частыми «упиваниями» он заимел от двух жен 11 детей. И, когда выросли, все его сыновья тоже служили православию. Петр стал в 1812 году пономарем в церкви села Исток, к тому времени у него родились 3 сына и дочь: Иоанн, Симон, Матвей и Анастсия.

Матвей Петрович Мамин – дед писателя – родился 12 ноября (25 по новому стилю) 1799 года. Закончив екатеринбургскую бурсу, участвовал в строительстве Вознесенской церкви, которая до сих пор украшает столицу Среднего Урала. Женился он на Вассе Мыльниковой, девушке из рабочей среды. В 1827 году у них родился сын Наркис, произошло это еще в Екатеринбурге. Позже Матвей с семьей переезжал из села в село, получал новые церковные приходы. Наркис Матвеевич с детства впитал традиции семьи Маминых и их верность служению русской православной церкви, поэтому выбор его был предопределен, он пошел путем своего отца и дедов.

Матвей Петрович умер в 1861 году, когда сын Наркис уже имел приход и служил в церкви Висимо-Шайтанского завода Демидовых, а внуку Мите было почти 9 лет. Дмитрию также была уготована судьба священника, но он смог убедить отца, что в современных условиях семинария стала «губителем молодых умов». Окончив 4 класса Пермского духовного училища, он уезжает в Санкт-Петербург, мечтая стать врачом. Но столица сформировала у него интерес к журналистике и писательству.  Талант же раскроется на уральской земле в 1880-е годы.

Примечательно, что никто из детей Наркиса Матвеевича и Анны Семеновны Маминых не пошел в священники. Николай стал чиновником, Владимир – юристом, Дмитрий – писателем, а Елизавета вышла замуж за земского деятеля и литератора Дмитрия Аристарховича Удинцева, сама же учительствовала.

Наркис Матвеевич умер в начале 1877 года в Нижней Салде, где сейчас разыскана и восстановлена его могила. На нем завершилась более чем 200-летняя история служения семьи Маминых православной церкви – восемь поколений положила она на алтарь веры, девятое – принесло миру выдающегося уральского писателя. На Дмитрии Наркисовиче эта ветвь Маминых завершилась. Дочь Мамина-Сибиряка Елена (Аленушка) скончалась через два года после отца, в 1914 году, 22 лет от роду.

Таким образом, если по восходящей линии еще можно искать предков Д.Н. Мамина-Сибиряка – они затерялись в пространстве XVII  века на кунгурской земле, то по восходящей прямая линия прервалась, и родственники известны только среди боковых ветвей родословного дерева Маминых».

Дмитрий Мамин-Сибиряк оставил богатое литературное наследство, но «кунгурский след» в его жизни мало  исследован. Работа краеведа из Екатеринбурга создала хорошую основу для этого. Теперь кунгурякам должно быть вдвойне, втройне интересно все, что связано с именем великого писателя, имеющего кунгурские корни. Большую работу в этом направлении проводит бывший преподаватель Кунгурского автотранспортного колледжа, большой знаток творчества Мамина-Сибиряка Валерий Петрович Елохин. Именно он принес в редакцию книгу, с дарственной надписью Александра Смирнова, который рассказал о кунгурских корнях писателя. А также изданную в 2011 году в Нижнем Тагиле книгу краеведа-исследователя Андрея Пичугина «Елена Мамина», посвященную 120-летию со дна рождения единственной дочери писателя Елены Дмитриевны Маминой (1892-1914). Ей Дмитрий Наркисович посвятил свои «Алёнушкины сказки», на которых воспиталось не одно поколение детей. Дочь унаследовала творческие способности отца – писала стихи.

На заметку

В библиотеке Кунгурского музея-заповедника есть книги Мамина-Сибиряка

В Кунгуре снимались два художественных фильма, созданных по произведениям писателя: «Приваловские миллионы», «Дикое счастье».

Мамин-Сибиряк: кунгурские корни В окрестностях поселка Висим, где родился писатель. Поселок Висимо-Шайтанского завода стоял на границе владений Демидовых, обладавших Нижнетагильскими заводами таких же богачей Строгановых. Фото В. Холостых из книги «Милые зеленые горы»

© iskra-kungur.ru  

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 12
Просмотры: 4003   Комментарии: 4

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 4)

Комментарии

Добавить комментарий
княжна Дашкина
06.10.2014 10:53:04
За уши натянуто. Все фамилии татарские от имени отца. Мамины татарские князья.
Накаряков А.В.
04.04.2016 23:42:01
Наибольшая связь Д.Н. с Кунгуром в том, что он категорически отрицал поход Ермака В СИБИРЬ по Чусовой-Серебряной. Во время учебы в Перми Д.Мамин-Сибиряк домой ездил по суху, по сибирскому тракту, а в Пермь бывал и по реке, НО - вниз по течению. Чусовая - судоходная река с односторонним движением и в наши дни. Опросил много сплавщиков,- за 7-10 дней сплава НИ ОДНОЙ встречной моторки на горном участке не бывало. Автомашины по броду встречные - были, регулярно . . . А как связь с Кунгуром? Так Ермак В СИБИРЬ ходил по маршруту Сибирского тракта. Запаслись провизией на местных черноземах, сходили в пробный рейд, обогатились пушниной, а потом и всем войском по пути набегов татар из Тюмени до Соли Камской
Капитан Немо
05.04.2016 11:40:37
есть версия что Ермак ходил в Сибирь по Бабинскому тракту (по фамилии соликамского крестьянина Бабина, который разведал проход в Уральских горах, по которому вогулы из Сибири совершали набеги на строгановские вотчины на Урале) . Чусовское водный путь -тоже наиболее вероятен, т.к. Чусовая - единственная река, которая протекает ч.з уральские горы. Так же не стоит забывать, что освоение русских Урала происходило ч/з север современного Пермского края: Чердынь, Соликамск, а юг края бал плотно под Казанским ханством, где сидели наместники хана. Более вероятно, что Ермак шел севером, где были опорные пункты - русские остроги, базы (строгановские починки и варницы) . Боестолкновений с казанцами Ермак старался избежать, т.к. ватаги его были малочисленны, и в то время между Казанью и Москвой существовал "пакт о ненападении". Кучум - сибирский хан, был ставленник Бухары.
А.В.Накаряков
05.04.2016 20:58:49
А.Бабинов НЕ "открывал" дорогу,- он проследил дорогу оленеводов - манси, которые приезжали в Соликамск за солью . . . А про то что Ермак той дорой прошел нет ни в Строгановской, ни в Есиповской, ни в Ремезовской, ни в Кунгурской летописях,- нечего ему там было делать, там продовольствия для казаков не было О каких наместниках речь, коли в 1552 с Казанью было покончено.
 

Похожие

Полоска
Наверх