03 февраля 2012, пт
У Свердловской железной дороги 17 музеев, но кунгурский особый. На желдороге он был создан первым, у него богатейшие фонды.
Сейчас в экспозициях музея, который занимает три комнаты на втором этаже здания по ул. Бачурина, свыше тысячи экспонатов.
Отметил 45-летие музей кунгурских железнодорожников. Чествовать юбиляров 27 января пришли и приехали многочисленные гости, в том числе из Перми и Екатеринбурга.
- У Свердловской железной дороги 17 музеев, но кунгурский особый, - сказала директор музея истории, науки и техники Свердловской желдороги Светлана Одиноких. – На желдороге он был создан первым, у него богатейшие фонды.
Сейчас в экспозициях музея, который занимает три комнаты на втором этаже здания по ул. Бачурина (недалеко от ж/д клуба), свыше тысячи экспонатов.
- В их числе немало уникальных, - говорит заведующая отделом истории Кунгурского музея-заповедника Лариса Ёлтышева. – Это, например, материалы по строительству желдороги; есть альбом, где отражены все этапы этой грандиозной стройки. Это знаки, которыми награждали железнодорожников, орудия труда, модели паровоза и многое другое.
Ученые подсчитали: чтобы познакомиться со всеми богатствами Эрмитажа, затратив на каждый экспонат всего минуту, потребуется 11 лет. В нашем случае у посетителя уйдет на такой беглый осмотр музея свыше 16 часов. Не располагая таким временем, прибегаю к помощи Бориса Голдобина. Борис Михайлович более 15 лет руководил музеем, и знает здесь каждый экспонат. Один из них, висящий на стене большой макет Кунгура 1663 года, сделан его руками.
- А какой был самый первый экспонат?
Борис Михайлович на минуту задумывается и ведет к небольшому металлическому ящичку, открывает его.
- Это сундучок паровозника, или, по-народному «шарманка», - поясняет он. – Внизу лежала пища, которую машинист брал с собой в дорогу, во втором отделении, сверху, - документы.
Увидели мы и макет паровоза серии «ОВ», на котором до 1925 года водили товарные поезда, а затем, до 1955 года, использовали на маневровых работах.
Орудия труда, предметы быта: медный рукомойник, самовар с трубой, патефон… Чего тут только нет. И все дышит историей. Вот лапти. Их в 1972 году принес в музей монтер КИПиА З. Садыков. В такой обуви крестьяне-сезонники в 1910-1920 годах трудились в ремколонне (ремонтировали телефонно-телеграфную связь). Воссоздана в миниатюре и комната, где работал первый железнодорожный телеграф (1909 – 1929 годы).
Поэтапно отражены все важнейшие этапы истории: революция, гражданская и Великая Отечественная война, наши дни… Очень много портретов. Мы видим и основателей музея, и почетных железнодорожников, и кавалеров ордена Ленина, и участников Великой Отечественной войны. Одна из них, 89-летняя Валентина Сергеева, сегодня в музее.
- После войны пришла в железнодорожную больницу лечить зубы, но там, узнав, что на фронте я была начальником аптеки медсанчасти, привели меня в аптеку, - вспоминает она. – И там я проработала много лет.
Валентина Дмитриевна приходит в музей постоянно, оказывает посильную помощь, недавно, например, принесла электролампы. Встречается и с юным поколением. Есть что рассказать молодежи: воевала на Волховском фронте, под Сталинградом, прошла Украину, Молдавию, Югославию, Чехословакию, Австрию…
Уникальный музей создан 45 лет назад такими вот ветеранами и держится на них. Существует на общественных началах, что откладывает отпечаток на его жизнь. Три последних месяца в музее шел ремонт, и в первых рядах ремонтников тоже были ветераны-железнодорожники.
- Катастрофически не хватает денег, - сказала о главной сложности председатель совета ветеранов железнодорожников Александра Логинова. – Собирали, например, по крупицам на жалюзи… На свои деньги купили саморезы, лампочки приносим из дому. Благодарны всем, кто нам помогает.
А тут еще прошел слух о возможном новом переселении музея в бывший центр Швейцера. Слух, правда, на юбилее развеяла гостья из Свердловска Светлана Одиноких:
- Мы говорили на эту тему с начальником Свердловского отделения желдороги, - сказала она. – Переселение возможно только с согласия ветеранов, подчеркнул он, и только при условии, что прежде старинное здание, где сейчас нет ни окон, ни дверей, будет отремонтировано.
- Оставим прапраправнукам наш музей! – выражая общее мнение ветеранов, сказал почетный железнодорожник Иван Романов.
- Ведь школьники приходят сюда, им здесь интересно, – подчеркнул участник войны Анатолий Киряков.
И в этот праздничный день в музей пришли ребята из школы № 21. На этот раз не за информацией из жизни желдороги, а с поздравлениями. И течение получаса под аплодисменты зала дарили юбилярам песни. Аплодисменты в этот день звучали еще много раз. Когда чествовали музей, награждали его активистов…
© iskra-kungur.ru Поделиться:
|