Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Пермский край,
город Кунгур
Нам 100 лет!
Тест
Блок строй ноябрь 2021

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №54/2022 от 21.05.2022

Комментарии

Восстановление старинных зданий в Кунгуре продолжается
Очень показательно восстановление именно этого здания, что на фото. Чуть-чуть подновили наличники, а...

19.05.2022 18:56:43
Восстановление старинных зданий в Кунгуре продолжается
Подобные инициативы достойны поддержки, но исторический облик все же дело планомерной работы властей...

19.05.2022 11:08:49
Плита на проверку. Кто и как должен проводить техобслуживани...
Я был дома, когда пришли с проверкой газа сказал смотрите но денег нет, они даже проходить не стали,...

18.05.2022 15:15:27
В Кунгуре после двухлетней паузы прошёл праздник Первомай
Надеюсь, что следующий Первомай пройдет в истинном ключе и будет нести свое исходное предназначение.

04.05.2022 13:30:12
Кунгуряки возражают: были и другие варианты по благоустройст...
Поддерживаю замечание. Еще необходимо убрать позорный забор по Красной от Ленина до Гоголя, и добав...

22.04.2022 11:25:21

Городская справка

Доска объявлений
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

110 лет действует Свято-Алексеевская церковь в селе Кособаново

Фотография к материалу: 110 лет действует Свято-Алексеевская церковь в селе Кособаново
Храм в селе Кособаново в Ильин день - 2 августа 2020 года. Фото: Людмила Пятилова
21 октября 2020, ср

На территории Мазунинского сельского поселения Кунгурского района из трех ранее действующих церквей осталась одна - Свято-Алексеевская церковь в селе Кособаново. Это один из четырех храмов Кунгура и Кунгурского района, который никогда не закрывался. В октябре 2020 года Свято-Алексеевской церкви исполнилось 110 лет.

В клировой ведомости Кособановской церкви  от 1915 сказано: «Церковь построена в 1907 году тщанием прихожан. Здание деревянное на каменном фундаменте в одной связи с колокольней, снаружи обшита тёсом и окрашена белой краской. Крыша на ней железная, окрашена зелёной краской. Внутри вся церковь отштукатурена. Престол один - во имя образа Божией матери Живоносный источник и святителя Алексия, Митрополита Московского, освященная 26 октября 1910 года».

Очень трагичной оказалась судьба одного из священнослужителей Кособановского храма отца Палладия. Отец Палладий - это Горбунов Павел Андреевич. Родился он 15 декабря 1885 года в деревне Даньково Щучанского района Челябинской области. Окончил сельскую начальную школу. В 1905 году он становится монахом Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Осинского уезда Пермской губернии. В монастыре он исполнял должность чтеца, был певчим монастырского хора. В 1923 году монахи Белогорского монастыря были обвинены в сопротивлении Советской власти и Палладий по «Делу монахов Белогорского монастыря» осуждается на 1 год лишения свободы. В 1926 году Епископ Пермский и Соликамский Аркадий рукоположил Павла Горбунова в иеромонахи, и в этом же году он начинает служить на должности приходского священника в селе Дубовое Березовского района Пермской области. А в 1931 году его переводят в Кособановскую церковь. 6 июля 1937 года его арестовали. Он проходил обвиняемым по «Делу духовенства г. Кунгура и его окрестностей». 29 (22)октября 1937 года тройка при УНКВД Свердловской области за антисоветскую агитацию и контрреволюционную пропаганду вынесла приговор - 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. Дальше судьба этого священника неизвестна.

В 30-е годы прошлого века наступили смутные времена, особенно для православной церкви. Кругом закрывались, поджигались, осквернялись большие и малые храмы. Не избежала этой участи и Кособановская церковь. По словам старожилов, в это лихолетье новая власть сбросила колокола со Свято-Алексеевского храма. С тех пор долгие годы не слышало село колокольного перезвона.

А в 1941 началась Великая Отечественная война. После ухода на фронт членов сельскохозяйственной артели «Красный доброволец», которая находилась на территории села Кособаново, Юго-Осокинский райисполком хотел принять решение о закрытии Свято-Алексеевской церкви и передаче здания храма для хранения зерна. Объясняли это тем, что строительство зерносклада в колхозе было прекращено из-за нехватки рабочих рук, а зерно хранить было негде. По словам Агнии Алексеевны (псаломщицы Кособановского храма), которая узнала это из рассказа бывшей церковной старосты Шляпиной Надежды Ильиничны, представители Райисполкома все же решились провести собрание членов артели. Спор с властями разгорелся жаркий, кособановцы категорически были против закрытия церкви. Голосовали несколько раз, но результат был один - единогласно «против». Так и уехали райисполкомовцы ни с чем.

После того, как в 1937 году осудили иеромонаха Палладия, Кособановский храм остался без священнослужителя. Местные жители вспоминают, что пришел во время войны в село монах Серафим, поселился в церкви и молился за всех. Местные жители в благодарность кормили и оберегали его. А в 1945 году прислали в храм своего священника - Петра Григорьевича Солина. Как и многие церковники, отец Петр к тому времени тоже уже имел судимость, которую отбывал в ссылке в Средней Азии. Именно он, проработав в Кособаново два года, снова возродил службу. (Воспоминания церковной старосты Култышевой З.П.) Однако, этому предшествовало ещё одно событие. В 1945 г. Председатель Юго-Осокинского райисполкома Голышев попытался воспрепятствовать открытию церковной службы в с. Кособаново, хотя решение об этом уже было принято. Церковь начала функционировать только после вмешательства Молотовского облисполкома.

Шли годы, церковнослужители сменяли друг друга, но у храма сложились уже свои традиции. Одна из традиций - престольный праздник. В Кособаново - это 27 сентября праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день вся родня из окрестных деревень приезжала к своим кособановским родственникам, и большой дружной семьей праздновала этот праздник. (Воспоминания церковной старосты Федотовой А.А.)

С годами Свято-Алексеевская церковь становилась более значимой, ведь после войны закрытие церквей не прекратилось. Так в октябре 1963 года Пермский сельский облисполком представил материалы на снятие с регистрации церкви в селе Блины. Всю церковную утварь кособановцы, по договоренности с жителями Блинов, ночью перевезли в свой храм и в приход Кособановской церкви влились блиновцы. До сих пор жители Кособаново, рассказывая о своих иконах, не забывают упомянуть, откуда они привезены.

Сейчас в других селах тоже начинают восстанавливаться храмы, поэтому прихожан стало мало, но приезжают в Свято-Алексеевскую церковь и горожане. Один из них - Кузнецов Владимир (военный в отставке) не только приезжает на службу, но и всячески помогает храму. Именно благодаря ему Кособановский храм вновь обрел голос – четыре колокола украшают колокольню.

Из бесед со служителями церкви и старожилами села многое стало известно, но невыясненных вопросов, всё же осталось еще много. Ни в рассказах, ни в документах не были найдены имена строителей и архитектора храма, не выяснены имена священников и церковнослужителей на некоторых этапах вековой истории, не найдены имена погребенных возле здания церкви.

В 1970 году известные кинорежиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков начали снимать многосерийный телевизионный фильм «Тени исчезают в полдень». Действия картины разворачивались в небольшой сибирской деревне Зеленый Дол, а снимали часть фильма в селе Кособаново. Многие сцены были отсняты на фоне Свято-Алексеевской церкви. Местные жители вспоминают, что в самой церкви съемки не велись, но все эпизоды, которые были сделаны в Кособаново, проходили рядом с храмом.

Из краеведческого реферата Игоря Грошева (Юговская школа, 2011 год)
Источник: kungur.permarea.ru

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:


Рейтинг: 6
Просмотры: 2381   Комментарии: 0

Рейтинг: 3.8/5 (Всего голосов: 6)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

PodpiskaПолоска
Наверх