Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Улицы Кунгура меняются в лицах. Улица Транспортная


Панорама начальной части улицы
27 ноября 2022, вс

История этой улицы, расположенной в микрорайоне «Железнодорожный», насчитывает чуть более ста лет. Её появление было обусловлено застройкой территории, прилегающей к станции Кунгур.

ЭТО БЫЛО НАЧАЛО

Первые шесть домов на территории будущей улицы появились в 1910-х годах. В «Раскладке городского оценочного сбора с недвижимых имуществ домовладельцев г. Кунгура» за 1914 год их адрес значится как «Близ Вокзала в полосе отчуждения». Самый дорогой из домов принадлежал Павлу Антоновичу Мытарзину и оценивался в 240 рублей.

Строились здесь, как правило, специалисты железной дороги. В 1910 году поселилась здесь семья Фёдора Федотовича и Анастасии Яковлевны Жуковых. Одними из первых поселенцев были Андрей Осипович и Ирина Кузьмовна Кошурниковы. Их сын - Фёдор Андреевич Кошурников (1904-1981) - стал одним из первых комсомольцев Кунгура. В 1920-1930-х годах находился на комсомольской и профсоюзной работе. Впоследствии был директором совхозов, кирпичного завода, заместителем начальника ОРСа-НОД-1. Выйдя на пенсию, с увлечением занимался изучением истории железнодорожного узла. Стал одним из создателей народного музея станции Кунгур. Кроме того, был председателем исторической секции Кунгурского краеведческого музея и членом совета старых большевиков.

В ПОИСКАХ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Дома, принадлежавшие Жуковым и Кошурниковым, сохранились и по сей день. Правда, за время своего существования они неоднократно меняли свой адрес. Так, например, в 1918 году они относились к Вокзальному односторонку (ныне - улица Бачурина). Чуть позднее - к улице Крайней.


Панорама со стороны Кротовского озера. На территории будущей улицы ещё растёт лес. Начало ХХ в.

28 февраля 1931 года часть улицы Крайней, проходившей по южной окраине соснового бора, была выделена в самостоятельную улицу, которая получила название «Транспортная». Была она в тот период совсем небольшой и представляла собой всё тот же односторонок, начинавшийся в районе современной остановки «Имени В.П. Гусева» и завершавшийся у берегов Кротовского озера. Практически в неизменённом виде этот квартал сохранился и по сей день.

ДАЧА И.Т. КОВАЛЁВА

В 1930-х годах к Транспортной улице отошла и территория бывшей дачи известного кунгурского купца Иосифа Титовича Ковалёва. Она находилась между домами бывшего Вокзального односторонка и опушкой леса.

По воспоминаниям П.П. Колпакова, дача «тянулась через весь квартал и была обнесена высоким забором. Внутри стоял новый большой особняк из 8 комнат на бутовом фундаменте, с двумя верандами и мезонином. Дом опоясывали служебные помещения. В глубине дачи находилась беседка и два флигеля. Дача охранялась сторожем, для которого была построена сторожка из 2-х комнат. У ворот был привязан большой злой чёрный пёс».

Но к началу 1930-х все дачные постройки уже обветшали и были снесены. На их месте со временем появились жилые дома кунгуряков.

1930-Е. КАК ЭТО БЫЛО

В 1930-х годах, в связи с интенсивным развитием пристанционного посёлка, улица значительно расширила свои границы. Её протяжённость выросла на два квартала, до перекрёстка с улицей Крупской. Строились здесь как многоквартирные бараки для железнодорожников, так и частные жилые дома. В 1931 году, например, построила свой дом (№ 10) Анна Фёдоровна Скачкова.


Панорама улицы из-за Кротовского озера. 1960-е гг.

Позднее улицу Транспортную увеличили ещё на два квартала. Один из них ограничивала улица Ворошилова (ныне - ул. Красногвардейцев). Второй - улица 9-го Января. В этих границах улица остаётся и по сей день. Её протяжённость составляет 1430 метров.

К 1938 году на улице имелось 27 домовладений. Три из них находились в ведении города. Остальные - в частной собственности. В числе их владельцев - Семён Еремеевич Алешков (№ 2), Тимофей Степанович Колчин (№ 6), Павел Степанович Сатюков (№ 11), Василий Иванович Порозов (№ 17), Антон Варфоломеевич Капустин (№ 19), Иван Францевич Шекало (№ 27), Яков Митрофанович Подчасов (№ 35), Ксения Павловна Кочергина (№ 55).

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В послевоенные годы улица продолжала развиваться. В 1948 году на ней поселились Михаил Васильевич Агров (№ 4-а), Алексей Антонович Вологжанин (№ 5-б), Павел Степанович Воронцов (№ 5-в), Дмитрий Степанович Умпелев (№ 5-г). В 1949-м - Пётр Георгиевич Катаев (№ 5-а) и Пётр Дмитриевич Петухов (№ 15-б).


Дом связи. 1957 г.

Во второй половине 1960-х годов облик центральной части улицы начал меняться. На берегу Кротовского озера был возведён первый четырёхэтажный жилой дом. Позднее появилась неподалёку и первая пятиэтажка (ул. Транспортная, 43). Затем рядом с ней, на месте снесённых частных домов, - ещё одна (№ 43-а). Новые жилые дома строились здесь и в последующие годы.


Первый 100 квартирный дом на улице Транспортной

И, конечно же, история улицы Транспортной - это и те замечательные кунгуряки, что проживали на ней в разные годы. В их числе - железнодорожник Александр Иванович Лунёв, мастер Пункта технического осмотра ст. Кунгур Марк Митрофанович Митяев, ветеран машзавода, участник Великой Отечественной войны Александр Андреевич Усольцев, учитель математики школы № 86 Нина Николаевна Ширяева, учитель истории школы № 21 Лидия Евстратьевна Блинова, фельдшер железнодорожной больницы Людмила Михайловна Васильева.


Две части улицы связывает между собой небольшой пешеходный мост в районе Кротовского озера

Сергей Мушкалов,
директор Кунгурского музея-заповедника

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 2
Просмотры: 7605   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 2)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх