Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2025
Полоска

По следам Кунгурского полка. Готовится к изданию книга


Красноармейцы 416-го полка братья Михаил и Павел Ладейщиковы. Фото: сайт «Забытый полк»
11 сентября 2022, вс

Наша работа над Книгой Памяти 416-го, Кунгурского, полка 112-й стрелковой дивизии, начатая в 2016 году, вступила в завершающую фазу.

В настоящее время готовим к вёрстке собранный материал, где информация более чем о 3-х тысячах воинов.Ещё раз уточняем, проверяем добытые в ходе поисковой работы сведения, вносим, если требуется,коррективы, дополнения, касающиеся судеб конкретных героев будущей книги.Расскажем о некоторых из них.

ИВАН НАУГОЛЬНЫХ

В канун Дня Победы на мою почту пришло письмо от живущего в городе Клин Московской области майора запаса (в отставке), выпускника Пермского ВАТУ (курсант 1975-1978 годов) и Даугавпилского ВВАИУ (слушатель 1986 – 1990) Анатолия Голубева. В письме, названном, как и рубрика в «Искре» - «По следам Кунгурского полка», Анатолий Витальевич пишет про своего деда-фронтовика Ивана Николаевича Наугольных. Впрочем, не будем письмо пересказывать, а приведём его полностью:

«Долгое время занимался выяснением судьбы без вести пропавшего в годы войны моего деда по материнской линии Ивана НиколаевичаНаугольных, 1909 года рождения. Из ранних разговоров с бабушкой Анной Васильевной Наугольных (1914-1997) знал, что мой дед воевал в Финскую войну, а в конце мая 1941 года был призван Пермско-Сергинским РВК Молотовской области на трёхмесячную переподготовку в Бершетские лагеря (возможно, был в штате 416-го, Кунгурского, стрелкового полка, как я думаю).

Также моя мама (старшая дочь Ивана Николаевича) Антонина Ивановна Голубева (Наугольных), 1935года рождения (87 лет, в настоящее время проживает с моей младшей сестрой в микрорайоне Висим г. Перми) рассказывала мне, что накануне отправки отца на переподготовку к ним приходил старший брат отца Семён Николаевич Наугольных (1898-18.08.1942г., убит в бою за деревню Петровки Тёмкинского района Смоленской области в ходе Первой Ржевско-Вяземской операции, 128 ОСБР, 3-й батальон). Хотя маме тогда было ещё только 6 лет, но она запомнила, что отец со старшим братом сидели до утра и вели разговоры о возможной войне с Германией.

Только после рассекречивания архивных документов Министерства обороны России стало возможным прояснить более детально судьбу моего деда.В именном послевоенном списке погибших и пропавших без вести по Пермско-Сергинскому РВК от 01.04.1947 года Иван Николаевич Наугольных значится под номером 4, где указана у него специальность – ружейный мастер. На тот период в 1947 году моя бабушка Анна Васильевна Наугольных проживала в деревне Карьи Насадского сельсовета, как и указано в этом списке. Но это донесение не содержит сведений, в каком подразделении И.Н. Наугольных воевал, да и год призыва указан только 1941-й (без точной даты).

Только после изучения ваших материалов (публикаций о 416-м сп в «Искре» - В.О.) и литературы о 416-м, Кунгурском, стрелковом полке узнал, что в ОБД «Мемориал» имеется донесение о безвозвратных потерях 22-й армии 112-й стрелковой дивизии от 28.09.1942 года. В этом донесении никак не мог найти информацию о своём деде. Только после внимательного просмотра каждой страницы этого донесения обнаружил на странице 249 под номером 2070 фамилию «Нагульных Иван Ник.» Так я установил, что в этом донесении неверно указана фамилия моего деда, вместо Наугольных - Нагульных, остальные факты верны: год, место рождения, сведения о жене (о моей бабушке). Так, наверное, в Книге Памяти Кунгура о 416-м стрелковом полке неверно тоже указана фамилия моего деда.

В Книге Памяти по Пермскому краю указано только то, что дед был призван в 1941 году и пропал без вести.

Так же я долго не мог найти в ОБД «Мемориал» сведения и о старшем брате моего деда (указаны выше в моём письме) - в донесении о безвозвратных потерях 128 ОСБР в фамилии Наугольных не было мягкого знака.

Только после рассекречивания архивных документов Министерства обороны России узнал, что мой дед, возможно, воевал в 416-м, Кунгурском, стрелковом полку, который вёл бои в районе Краславы (Латвия). А я ведь почти рядом проходил воинскую службу - в Даугавпилском ВВАИУ. Знал бы, то все бы места боёв 416-го стрелкового полка «облазил». К сожалению, фотографий моего деда нет (утеряны бабушкой в послевоенные годы при переезде из деревни Карьи в П-Сергу).

Моя мама рассказала мне, что где-то в декабре 1945 года (ей тогда было 10,5 лет) к ним приходил мужчина из деревни Комарово. Он долго разговаривал почти шёпотом с моей бабушкой о моём деде. И моя мама, подслушав этот разговор, поняла, что этот мужчина и мой дед, будучи ранеными, попали в плен к немцам. И ранены они были в бою при прорыве из окружения. Немцы их вылечили и отправили в концлагерь (в какой - мама не расслышала). Из разговора поняла, что в конце войны их концлагерь освободили англичане. Перед отправкой наших советских военнопленных в зону пребывания Красной армии англичане проводили агитацию, чтобы наши военнопленные не возвращались на Родину, говоря, что их ждут сталинские лагеря, а кого и расстрел. В день отправки англичане вновь вели среди наших освобождённых военнопленных сильнейшую агитацию, чтобы те не возвращались на Родину, даже пытались препятствовать этому. Также этот мужчина сказал, что наших военнопленных погрузили в эшелон, их команда шла строем на погрузку, но по приезде к месту назначения нашего деда в этом эшелоне не оказалось. Возможно, наше предположение, что мой дед Иван Николаевич Наугольных не вернулся на Родину. Просматривая опубликованные списки военнопленных 112-й стрелковой дивизии, деда не обнаружил».

«Возможно, моя информация окажется вам полезной для рубрики «По следам Кунгурского полка», - такими словами завершил Анатолий Витальевич письмо, к которому приложил копии документов, касающихся деда, со своими уточнениями.

Информация, содержащаяся в письме, конечно же, оказалась полезной. Мы внесли коррективы в базу данных и Книгу Памяти 416-го, Кунгурского, полка. Интересный комментарий дал на это письмо капитан второго ранга запаса Евгений Петров:

«Интересное письмо Вы мне переслали. А.В. Голубев осветил тему, с которой мы столкнулись впервые. Пока с "невозвращенцами" в 416 стрелковом полку мы не сталкивались. Версия интересная, но, насколько верная - неизвестно. С аналогичной историей я ознакомился где-то в 1995 году. Мы принимали в Кронштадте делегацию из Канады. Одна женщина хорошо разговаривала по-русски. Она и поведала, что её отец во время войны попал в плен, затем был освобожден войсками тогдашних союзников по второму фронту. Также под угрозой сталинских лагерей бывших военнопленных стали уговаривать не возвращаться на Родину. Её отец, в то время ещё довольно молодой, дрогнул и согласился. В результате оказался в Канаде, где познакомился с девушкой, которая всю войну батрачила на немецкого бауэра, будучи насильственно вывезенной в Германию.

Учитывая, что И.Н. Наугольных 1909 г.р., то, можно предположить, что умер он примерно в году 1989-м, ещё до развала СССР. Поэтому и сообщить о себе боялся. Если бы он дожил до середины 1990-х годов, то, вероятно, сообщил о себе. А, вообще, судьба незавидная. Оставить Родину, жену, ребёнка и всё начать с нуля за границей, забыв о том, кто ты и откуда.

Думаю, что если И.Н. Наугольных попал в плен в июле 1941 и всю войну провёл в концлагерях, то А.В. Голубеву надо пробивать его по базам данных военнопленных. Затем вычислять, кто их освобождал и т.д. Вполне возможно, что где-то за бугром у них есть родственники. Деду их в 1945 было всего 39 лет».

ИВАН БАРЫШЕВ

На днях получил письмо от Натальи Токаревой, научного сотрудника Суксунского музея: «Барышев Иван Михайлович у вас в списках. Посмотрите публикацию, добавьте к себе».

В рядах Кунгурского полка сражалось немало уроженцев соседних с нашим городом районов, в том числе Суксунского. Мы предоставили Наталье Николаевне список уроженцев Суксунского района, которые воевали или могли воевать в Кунгурском полку, и она поведала о судьбах некоторых из них. И – вот ещё одна судьба. В приложенной к письму фото публикации Юлии Китаевой (Барышевой) в суксунской газете «Новая жизнь» от 13 мая 2022 года сказано о том, что «благодаря раскопкам, которые ведут поисковые отряды «Сокол» и «Скиф» в ходе весенней «Вахты Памяти» в урочище Малое Князево Старорусского района Новгородской области найдены незахороненные останки и расшифрован медальон Барышева Ивана Михайловича, родного брата моей прабабушки…»

Ивана Михайловича Барышева мы включили в свои списки воинов 416-го полка, ориентируясь на известную нам дату его призыва (23 июня 1941 года), но теперь выясняется, что он не мог быть бойцом 416 стрелкового полка: не был призван на сборы или мобилизован по спискам, а прибыл в РВК добровольно и воевал в составе 154-й отдельной морской стрелковой бригады, направленной в 3-ю ударную армию Северо-Западного фронта.

Да, бывают и такие коррективы…

БРАТЬЯ ЛАДЕЙЩИКОВЫ

Красноармейцы 416-го стрелкового полка братья Павел Фёдорович Ладейщиков (1914-1941) и Михаил Фёдорович Ладейщиков (1910 – 1941) были в наших списках. Оба – уроженцы Неволинского сельсовета, призваны на 45-дневные сборы в 416-й стрелковый полк, по документам Кунгурского военкомата известна точная дата призыва Павла – 8 июня 1941 года. Оба сложили свои головы на полях сражений… Родственники пытаются выяснить их судьбы и выложили на поисковых сайтах фото. А 12 января 2012 года на форуме Поисковых движений опубликовано сообщение внучки одного из братьев, где называется фамилия ещё одного воина полка:

«Ещё мы знаем, что Павел Александрович Голдин, служивший с ними, видел,когда перед очередным боем приезжала кухня. По всей вероятности, Голдин служил на кухне 416 стрелкового полка, и с войны не вернулся…»

В нашей базе данных есть сведения о красноармейце 416 стрелкового полка Петре Александровиче Голдине (родился в 1910 году в Кунгурском районе, 20 июля 1941 года попал в плен в городе Невель, содержался в шталаге IВ). Дальнейшую его судьбу мы не знаем, но, возможно, что именно о нём говорит внучка М. Ладейщикова, называя его Павлом? Или это его брат? Вопросы, вопросы…

НИКОЛАЙ БРЕХОВ

Недавно Книга Памяти пополнилась фотографией зам. командира стрелковой роты 416-го стрелкового полка младшего лейтенанта Николая Михайловича Брехова (1912 – 1941). Фото предоставил член поискового отрада «Venta» (Латвия) Алексей Мишин. О Николае Брехове нам известно немного. Со слов его жены, 13-14 июня 1941 убыл из Кунгура в Прибалтику в качестве начальника воинского эшелона. Был ранен сразу по прибытии (видимо, при нанесении авиаудара с воздуха во время разгрузки эшелона 22.06.1941). Попал в окружение в составе дивизии. Данных о выходе из окружения нет...

Владислав ОДЕГОВ

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 5
Просмотры: 7093   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 5)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх