Фото из архива "Искры" 26 ноября 2021, пт
На днях в Перми поднялись цены на проезд в общественном транспорте - с 26 до 33 рублей. Доводы перевозчиков понятны: топливо и запчасти дорожают, инфляция скачет и так далее. Поднимать стоимость проезда - мера непопулярная, но для наших реалий, увы, обычная. Случайно я прочитал размышления экономиста, почему бесконечное тупое повышение цен на билеты - это путь в никуда, почему оно никогда не улучшит состояния транспортной отрасли в целом. Объяснение грамотное, разумное как дважды два. Повышение стоимости проезда, говорит эксперт, ведёт только к тому, что люди реже пользуются общественным транспортом. Пассажиропоток падает. Никаким подорожанием билетов автобусникам этих потерь не возместить. Вчера они везли двадцать человек за рубль, сегодня они везут одного пассажира за пять рублей. Убыток? Убыток. Не секрет, что городские пассажироперевозки - планово-убыточное предприятие. Транспортникам всегда будет не хватать денег. Они всегда будут нуждаться в субсидиях из бюджета, независимо от того, частное это предприятие или муниципальное. Но субсидий им не дают. Говорят: «Вертитесь сами!» В чём же тогда польза дешёвых городских перевозок, спросите вы? Экономист говорит: «Дешёвые перевозки повышают так называемую трудовую мобильность жителей. Люди же ездят не просто так, верно? Они едут из пункта А в пункт Б с конкретной целью. Если им доступен дешёвый транспорт, люди принесут своей территории гораздо больше пользы, чем, если будут лежать дома у телевизора. Вот и всё, ребята». Допустим, я живу в центре города и работаю там же. Мне предлагают подработку по вечерам где-нибудь на окраине. Всё бы хорошо, но я прикидываю, сколько денег прокатаю туда-сюда, - и понимаю, что мне невыгодно ежедневно мотаться на окраину, расходы на проезд съедят ощутимую часть моего заработка. И я отказываюсь от подработки, а мог бы вечерами работать, отчислять налоги, и эти деньги шли бы в казну. Казна возмещала бы автобусникам убытки за низкую стоимость билетов. Все были бы довольны. Но я остаюсь лежать у телевизора. Все остаются при своих интересах, прибыли не получает никто. В том и смысл «трудовой мобильности» граждан. Если людям доступны билеты на общественный транспорт - они будут создавать «движуху», больше ездить, крутиться и что-то делать. Если же билеты стоят дорого, люди начинают экономить на поездках. Они сидят дома и смотрят сериалы. Страдают от этого все - сами люди, бюджет и перевозчики. И территория страдает тоже. Именно поэтому повышение цен на билеты - тупиковый путь. Правда, есть один момент. Выгода от дешёвых городских билетов справедлива только стран с нормальной экономикой. Для стран, где развито производство, где предприниматели не бегают от налогов, чиновники не воруют, инфляция находится в рамках приличий, а цены на топливо не подскакивают каждые полгода. Досадно, да? Дмитрий Спиридонов, Искра Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
3356 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеЗа время проведения первого этапа ВПН переписчики в Пермском крае обошли порядка 387 тысяч домов22.11.2021, 09:05
1907 0
|