Фото из архива "Искры" 20 октября 2021, ср
Воспоминания экс-редактора «Искры» Веры Серебренниковой Редакционные будни. Это не только кропотливое написание журналистских «шедевров», чаепития и посиделки, но и особый творческий дух, который витал в стенах редакции. Много поколений «искровцев» сменилось в этих стенах. Здесь умели работать, умели и весело отдыхать. О журналистском труде, победах в конкурсах на страницах «Искры» написано много материалов, а сегодня расскажем о редакционной «кухне». ВСЁ НАЧАЛОСЬ С КОРРЕКТУРЫ В «Искру» меня принял редактор Павел Иванович Ладыгин в 1977 году. На должность корректора. Было мне тогда всего 17 лет. Надо сказать, что работу в «Искре» многие в то время начинали либо с корректора, либо с корреспондента сельхозотдела. И те, кто прошёл «корректорско-сельхозную школу», оказывались, как правило, самыми жизнеспособными в творческом плане.
А учить меня премудростям корректуры было поручено Анатолию Петровичу Пономареву. Он мог и заметку написать, и юмореску, и фельетон, выпускал в нашей газете «Литературную страницу». И в корректуре толк знал.
- Грамотность для корректора важна, - учил он меня, - но куда важнее внимательность. Корректор, как сапёр на минном поле. Ошибки «зарыты» в текстах, а ты должна их «обезвредить». Найти. Но «обезвредить» не всегда получалось. Были опечатки и серьёзные, и смешные. Одна из самых серьёзных, за которую я получила от редактора хорошую взбучку - ошибка на первой полосе в передовице (так назывались материалы на политическую тему). Фамилия председателя Совета министров СССР Косыгина А. Н была напечатана - КосыгиГИн. Из курьёзных ошибок, пожалуй, больше всего запомнилась ошибка в объявлении: «Продаём 3-комнатную брагоустроенную квартиру». Как я могла её пропустить? Но по этой ошибке от рекламодателя никаких нареканий в адрес газеты не было. Видимо благодаря опечатке он быстро продал свою квартиру, может ещё и цену добавил. Интересная закономерность, подмеченная не только мной - когда читаешь газету в полосе, ошибки почему-то не замечаются. Но когда на следующее утро приходишь в редакцию, и берёшь в руки свежую газету - ошибка сразу же попадается на глаза, буквально в первые секунды. Что за феномен такой? Анатолий Петрович, мой наставник по корректуре, был разносторонним человеком. И по работе всё успевал, и женщин веселить умел. Нашу машинистку Ирину Трошину он называл Ирэн. Причём говорил это с таким искренним восхищением, что у неё и плечи расправлялись, и подбородок от гордости высоко поднимался. Умел он комплименты делать. Зато нас, молодых сотрудниц (а в 80-х годах коллектив начал обновляться - одна за другой пришли Людмила Белобородова, Людмила Михайлова, Марина Шамурина), мог иногда и деликатно «приземлить». Особенно когда мы, считая себя самыми крутыми, говорили, видимо, совсем какую-то чушь. - Детский лепет на лужайке, - произносил он свою неизменную фразу и смотрел на нас свысока, как на неразумную малышню. Мы не обижались. Разве можно обижаться на Петровича?
«РАДИ НЕСКОЛЬКИХ СТРОЧЕК В ГАЗЕТЕ…» Творческий процесс в конце 70-х был трудоёмким. Не зря же в гимне журналистов тех времён есть такие строчки: «Трое суток шагать, трое суток не спать Искровцы, конечно, трое суток за заметкой «не шагали», но то, что целый день можно потратить на 150-200 строк в газете - реально было. Представляете, в отдалённую деревню за 50 километров нужно было добраться (машина в редакции не всегда была), поговорить с людьми и записать их речь в блокнот! Вернувшись в редакцию, от руки написать текст на бумаге (компьютеры появились позднее). А затем секретарь-машинистка наши каракули на печатной машинке воспроизводила. Так как секретарь-машинистка в редакции была одна, на столе у неё всегда было несколько рукописных журналистских текстов. Очередь. Далее - отпечатанные тексты попадали на стол к ответственному секретарю. А здесь - как повезёт. Либо заметку сразу поставят в газету, либо ответсек сократит её (как мы говорили «порежет»), но что ещё хуже - перечеркает всё и вернёт переписывать заново.
Помню, заместитель редактора Алексей Михайлович Порозков (он же был тогда и ответсеком) вернул мне небольшую заметку. Я чуть не расплакалась, ведь потратила на неё полдня. Вечером, правда, он зашёл в кабинет, извинился, и добродушно произнёс: - А как же ты журналистике захотела научиться? Такая вот школа. Позднее, когда ответсеком в «Искре» стал Владислав Одегов, у него был другой «приёмчик». Общеизвестно, что большинство журналистов не совсем дисциплинированы, и свои «шедевры» начинают строчить в самый последний момент, когда уж всё пора в газету сдавать. Владислав Васильевич моралей не читал и журналистике не учил. Но он планомерно так начинал прохаживаться по коридору у твоего кабинета (в редакции существовало тогда правило: «Двери кабинета должны быть открыты»). И его настойчиво-вопросительные взгляды в разы повышали производительность труда недисциплинированных журналистов. А сколько проблем было с телефонной связью? Сотовых телефонов и интернета тогда не было. Были стационарные телефоны. Но в отдалённых населённых пунктах связь могла отсутствовать несколько дней. Или, если и была, то из телефонной трубки раздавалось одно шипение. И если записал ты в своём блокнотике неразборчиво фамилию механизатора, то выяснить её правильное написание - задача из фантастических. Так и работали мы в безинтернетовскую эпоху. Намного позднее пришла и сотовая связь и интернет, значительно облегчив работу журналиста. И лишь в воспоминаниях осталась та суровая романтика журналистских будней конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века. Вера Серебренникова Искра Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
2605 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВ зале администрации Кунгурского округа прошла торжественная церемония, посвященная 100-летию газеты «Искра»19.10.2021, 16:28
2719 0
|