Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Как мы выпускали кунгурскую «Искру», когда не было интернета


Фото из архива "Искры"
20 октября 2021, ср

Воспоминания экс-редактора «Искры» Веры Серебренниковой

Редакционные будни. Это не только кропотливое написание журналистских «шедевров», чаепития и посиделки, но и особый творческий дух, который витал в стенах редакции. Много поколений «искровцев» сменилось в этих стенах. Здесь умели работать, умели и весело отдыхать. О журналистском труде, победах в конкурсах на страницах «Искры» написано много материалов, а сегодня расскажем о редакционной «кухне».

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С КОРРЕКТУРЫ

В «Искру» меня принял редактор Павел Иванович Ладыгин в 1977 году. На должность корректора. Было мне тогда всего 17 лет. Надо сказать, что работу в «Искре» многие в то время начинали либо с корректора, либо с корреспондента сельхозотдела. И те, кто прошёл «корректорско-сельхозную школу», оказывались, как правило, самыми жизнеспособными в творческом плане.


Анатолий Петрович Пономарев и Вера Серебренникова

А учить меня премудростям корректуры было поручено Анатолию Петровичу Пономареву. Он мог и заметку написать, и юмореску, и фельетон, выпускал в нашей газете «Литературную страницу». И в корректуре толк знал.


Слева направо: Марина Шамурина, Людмила Михайлова, Вера Серебренникова

- Грамотность для корректора важна, - учил он меня, - но куда важнее внимательность. Корректор, как сапёр на минном поле. Ошибки «зарыты» в текстах, а ты должна их «обезвредить». Найти.

Но «обезвредить» не всегда получалось. Были опечатки и серьёзные, и смешные. Одна из самых серьёзных, за которую я получила от редактора хорошую взбучку - ошибка на первой полосе в передовице (так назывались материалы на политическую тему). Фамилия председателя Совета министров СССР Косыгина А. Н была напечатана - КосыгиГИн.

Из курьёзных ошибок, пожалуй, больше всего запомнилась ошибка в объявлении: «Продаём 3-комнатную брагоустроенную квартиру». Как я могла её пропустить? Но по этой ошибке от рекламодателя никаких нареканий в адрес газеты не было. Видимо благодаря опечатке он быстро продал свою квартиру, может ещё и цену добавил.

Интересная закономерность, подмеченная не только мной - когда читаешь газету в полосе, ошибки почему-то не замечаются. Но когда на следующее утро приходишь в редакцию, и берёшь в руки свежую газету - ошибка сразу же попадается на глаза, буквально в первые секунды. Что за феномен такой?

Анатолий Петрович, мой наставник по корректуре, был разносторонним человеком. И по работе всё успевал, и женщин веселить умел. Нашу машинистку Ирину Трошину он называл Ирэн. Причём говорил это с таким искренним восхищением, что у неё и плечи расправлялись, и подбородок от гордости высоко поднимался. Умел он комплименты делать. Зато нас, молодых сотрудниц (а в 80-х годах коллектив начал обновляться - одна за другой пришли Людмила Белобородова, Людмила Михайлова, Марина Шамурина), мог иногда и деликатно «приземлить». Особенно когда мы, считая себя самыми крутыми, говорили, видимо, совсем какую-то чушь.

- Детский лепет на лужайке, - произносил он свою неизменную фразу и смотрел на нас свысока, как на неразумную малышню. Мы не обижались. Разве можно обижаться на Петровича?


В отделе писем. Слева направо: Вера Серебренникова, Тамара Болотова, Вера Медведева, Борис Садилов, Клавдия Пржиалковская, Марина Шамурина

«РАДИ НЕСКОЛЬКИХ СТРОЧЕК В ГАЗЕТЕ…»

Творческий процесс в конце 70-х был трудоёмким. Не зря же в гимне журналистов тех времён есть такие строчки:

«Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…»

Искровцы, конечно, трое суток за заметкой «не шагали», но то, что целый день можно потратить на 150-200 строк в газете - реально было. Представляете, в отдалённую деревню за 50 километров нужно было добраться (машина в редакции не всегда была), поговорить с людьми и записать их речь в блокнот! Вернувшись в редакцию, от руки написать текст на бумаге (компьютеры появились позднее). А затем секретарь-машинистка наши каракули на печатной машинке воспроизводила.

Так как секретарь-машинистка в редакции была одна, на столе у неё всегда было несколько рукописных журналистских текстов. Очередь. Далее - отпечатанные тексты попадали на стол к ответственному секретарю. А здесь - как повезёт. Либо заметку сразу поставят в газету, либо ответсек сократит её (как мы говорили «порежет»), но что ещё хуже - перечеркает всё и вернёт переписывать заново.


Два редакционных поколения. Первый ряд (слева направо): Анатолий Петрович Пономарёв, Александр Павлович Шадрин, Алексей Михайлович Порозков, Елена Александровна Юрьева, Мария Захаровна Мануильская, Наум Александрович Хаунен, Иван Александрович Юрьев, Борис Яковлевич Садилов. Второй ряд (слева направо): Клавдия Аверьяновна Пржиалковская, Людмила Михайлова, Татьяна Гомон, Вера Гилева, Ирина Трошина, Вера Медведева, Вера Серебренникова, Тамара Шахурина, Владислав Одегов, Людмила Белобородова.

Помню, заместитель редактора Алексей Михайлович Порозков (он же был тогда и ответсеком) вернул мне небольшую заметку. Я чуть не расплакалась, ведь потратила на неё полдня. Вечером, правда, он зашёл в кабинет, извинился, и добродушно произнёс:

- А как же ты журналистике захотела научиться?

Такая вот школа.

Позднее, когда ответсеком в «Искре» стал Владислав Одегов, у него был другой «приёмчик». Общеизвестно, что большинство журналистов не совсем дисциплинированы, и свои «шедевры» начинают строчить в самый последний момент, когда уж всё пора в газету сдавать. Владислав Васильевич моралей не читал и журналистике не учил. Но он планомерно так начинал прохаживаться по коридору у твоего кабинета (в редакции существовало тогда правило: «Двери кабинета должны быть открыты»). И его настойчиво-вопросительные взгляды в разы повышали производительность труда недисциплинированных журналистов.

А сколько проблем было с телефонной связью? Сотовых телефонов и интернета тогда не было. Были стационарные телефоны. Но в отдалённых населённых пунктах связь могла отсутствовать несколько дней. Или, если и была, то из телефонной трубки раздавалось одно шипение. И если записал ты в своём блокнотике неразборчиво фамилию механизатора, то выяснить её правильное написание - задача из фантастических.

Так и работали мы в безинтернетовскую эпоху. Намного позднее пришла и сотовая связь и интернет, значительно облегчив работу журналиста. И лишь в воспоминаниях осталась та суровая романтика журналистских будней конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века.

Вера Серебренникова
Фото из личного архива автора

Искра Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Общество    


Рейтинг: 19
Просмотры: 2604   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.8/5 (Всего голосов: 19)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх