27 июня 2021, вс
Кунгурячка Валерия Агеева - о жизни в Омске, куда её в 1919 году забросил вихрь Гражданской войны. Как мы уже сообщали, в 2020 году издана книга «Агеевы», основу которой составили дневники Валерии Арсеньевны Агеевой (Зайончковской) (1904 - 1983). Оставшись сиротой в 13 лет после убийства своих родителей карательным отрядом большевиков, она рассказала о своей жизни в Кунгуре, Перми, Омске в 1918-1921 годах. На «Грибушинских чтениях-2021» её воспоминания легли в основу доклада научного сотрудника Кунгурского музея истории купечества Марии Трубиновой «Омский дневник В.А. Агеевой (1919-1921)». При его обсуждении и родилась мысль «пройтись» по адресам, где бывала в то время наша землячка. Идею поддержала исследователь из Омска Светлана Шалыгина. НА БЕРЕГУ ОМИ В Омске Валерия, с приютившей её семьей Ольховых, оказалась в конце лета 1919 года. Сперва беженцы устроились в гостинице, в «плохоньком номере», а потом сняли квартиру на улице Гасфортовской (в 1921 году переименована и стала называться К. Либкнехта). Валерия не называет номера дома, где они остановились, но, судя по её дневниковым записям, он находился недалеко от реки. «У нас на Омке каждый день какие-нибудь интересные и сногсшибательные зрелища, - пишет она 20 июня 1920 года. - То утопленника выкинет, или что-нибудь в этом роде. А сегодня крестили баптистов на берегу. Я уж обязательно лечу к забору, если увижу из окна, что на берегу собирается народ».
- Нашла улицу, где жила Валерия, на карте 1917 года. Я думаю, они жили на берегу Оми, - сообщает Светлана Шалыгина. «МЫ ВИДЕЛИ КОЛЧАКА…» 14 ноября 1919 года в Омск вошли красные, о чём Валерия пишет в дневнике: «Мы уже у красных. Удивительно, что Омск сдали без малейшего сопротивления. Еще утром я ходила за молоком, и всё было спокойно…». Все симпатии Валерии на стороне белой армии, она даже готова встать в её ряды: «Теперь я ничего так не желаю, как принести какую-нибудь пользу на войне, - пишет Валерия 7 сентября 1919 года. - Говорят, что там всем нам найдётся дело. Хоть бы только помогать сёстрам милосердия, даже исполнять какую-нибудь чёрную работу, я бы и то была счастлива». И кое-что она делает, о чём рассказывает дневниковая запись от 12 октября 1919 года: «Сегодня я с утра ходила по городу и продавала газетку в пользу раненых генерала Каппеля…» В этот же день она собирала пожертвования для армии Колчака: «Я сегодня до завтрака ходила с четвёртой старшей хозяйкиной внучкой. Но после завтрака она устала и не пошла, и я до обеда ходила одна. Военные совсем не жертвуют, скупердяи. Особенно много мы с Галей выручили в лазарете у Ал. Ил. (Александры Ильиничны Вележевой - В.О.)… сравнительно с другими сборщицами, я собрала мало. Когда я пришла обедать, то сейчас же бросилась на кровать: страшно устала, и ноги болят»». В этот же день Валерия видела адмирала Колчака: «… Он заходил в собор. Только рука его, которой он отдавал честь, закрывала его лицо».
ОТПЕВАЛА АРХИЕПИСКОПА СИЛЬВЕСТРА Успенский кафедральный собор, о котором пишет Валерия, «считается уникальным историческим памятником, входящим в число крупнейших достопримечательностей России, - отмечает Светлана Шалыгина. - Внесён в каталог мировой храмовой культуры. Собор находится в областной собственности и взят под охрану государства». И наша землячка Валерия Агеева пела в церковном хоре этого собора несколько месяцев (с декабря 1919 года по март 1920 года). У этого собора непростая судьба: по решению властей он был взорван в 1935 году. Воссоздали - в 2007-м. При строительных работах было обнаружено захоронение архиепископа Сильвестра (Ольшевского), которого в 2000 году Русская православная церковь прославила в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Архипископ Сильвестр (1860 -1920) - соратник адмирала Колчака: 29 января 1919 года привёл его к присяге как Верховного правителя России. Долгое время считали, что он был арестован в Омске красными в конце 1919 года и погиб после жестоких пыток 26 февраля 1920 года. Однако несколько лет назад были найдены документы, согласно которым архиепископ умер от болезни 10 марта 1920 года (красные после взятия Омска его действительно арестовывали, но по требованию горожан освободили). Дневниковые записи Валерии Агеевой это подтверждают. Она пишет о болезни соратника адмирала Колчака: «Теперь в Соборе служат совсем без архиерея. Сильвестр заболел тифом, а Вениамина арестовали. Сколько за Сильвестра ни молятся, он всё равно умрёт» (7 марта 1920 года). Более того, Валерия участвовала в похоронах Сильвестра: «Я сегодня пришла из церкви только в третьем часу, - пишет она в дневнике 14 марта. - Архиерея только сегодня похоронили… Я едва на ногах держалась. Вчера за всенощной нас замучили: 100 раз пришлось «Господи, помилуй» петь. Сегодня все двери на улицу были открыты настежь, но народу было такое множество, что стояли и на улице, и нас на клиросе совсем стеснили, сколько регент ни ругался…».
В БЕЖЕНСКОМ КЛАССЕ Другое историческое здание в Омске, где часто бывала Валерия Агеева - это Первая женская гимназия. «Я поступила в Первую женскую гимназию, - пишет она в дневнике 17 октября 1919 года. - Юлия Мих. (Юлия Михайловна Ольхова, её опекун - В.О.) поступила туда учительницей, и Зину (дочь Ольховых - В.О.) зачислили первой кандидаткой, как дочь учительницы. А меня приняли сразу, как сироту, не имеющую в городе ни одного родственника». 24 сентября новые подробности о гимназии: «Зину приняли в новый беженский класс. Я тоже перейду туда». Гимназия, построенная в 1882 году, располагалась в центре города. «Автор проекта - Эдуард Эзет, - пишет Светлана Шалыгина. - Отличительными особенностями здания стали фигурная кладка наличников оконных проёмов и пояса, разделяющего здания по этажам, а также фигурная кладка входных дверей. В эклектичной архитектуре гимназии классические моменты сочетались с элементами древнерусского зодчества. На первом этаже разместился зал для уроков танца, гимнастики и проведения вечеров. На второй этаж, где расположилась церковь в честь Введения Богородицы в храм, вела кованая лестница, сохранившаяся до наших дней. В 1883 году тем же Эзетом справа от гимназии был построен пансион для девочек, приезжавших для обучения в гимназии из разных сибирских городов. В 1905 году была выстроена пристройка, соединившая здания гимназии и пансиона. В советские годы в здании Первой гимназии поочерёдно располагались: агрономо-педагогический техникум, эвакогоспиталь, редакция газеты «Молодой сибиряк», дом политпросвещения и др. В наши дни в здании на ул. Ленина, 10, располагаются мастерские Союза художников, а также офисные помещения и магазины». Валерия Агеева в этом историческом здании училась чуть более трёх месяцев. 18 декабря 1919 года она пишет: «Нашу гимназию выселяют в один день и занимают под военное учреждение, причём вся гимназическая обстановка остаётся у них». Поводом для такого решения, по словам В.Агеевой, стало то, что проверяющий профессор Гойдбарг увидел в расписании уроков Закон Божий. Начал орать, что гимназия не желает исполнять их постановлений; что она служит Колчаку и что с этой минуты ни один человек из педагогического состава не останется на прежнем месте, а все предадутся суду. До арестов дело, к счастью, не дошло, но 25 декабря занятия проходили уже на новом месте - в здании Высшего начального училища. «КРИСТАЛ ПАЛАС», ИРТЫШ, БАНЯ…
Валерия Агеева Живя в Омске, Валерия достаточно хорошо изучила улицы города, о чём свидетельствует, например, эта несколько ироничная запись: «Здесь все замечательно красивые названия улиц: Кривощёковская, Кривая, Козий пер., Мокрый пер., Непроезжая, Сиротская. Нет, кажется, ни одной улицы, которая бы проходила напрямик через весь город. Идёшь, идёшь и упираешься в тупик» (1 января 1920 года). Валерия бывала во многих исторических зданиях города, существующих и ныне: театре драмы, театре миниатюр «Кристал Палас», гостинице «Россия»… Интересно описывает свои походы: - в баню: «Вчера после долгих хлопот и сборов сходили в баню. С нового года там не бывали. Ведь скажи человеку, который не жил в такое время, что можно по полугоду сидеть без бани, так не поверят» (12 сентября 1920 года); - за продуктами в деревню, что за Иртышом: «На мосту через Иртыш (она ехала поездом - В.О.)начали стрелять для острастки, чтобы закрывали окна. Ночь была лунная, Иртыш не шелохнётся, и Луна длинной лентой отражается в нём. Прелесть как красиво» (25 июля 1920 года). Это, конечно, далеко не полный список омских мест, упомянутых в дневниках Валерии Агеевой. Следует назвать ещё Любинский проспект (центральная улица города, носит имя Ленина), Загородную рощу, вокзал, тюремный замок и т.д. Была, видела, описала. Владислав Одегов Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
3247 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеКунгуряк Владимир Турицын в свои 90 лет читает историческую литературу, сочиняет стихи26.06.2021, 08:37
3688 0
|