Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2025
Полоска

Дочь белоэмигранта Козьмы Зверева нашла родных на Урале


Галина Кузьминична Асеева (Зверева) и Ираида Васильевна Ефимова. Фото: И.В. Ефимова
15 августа 2020, сб

Жительница С-Петербурга Галина Асеева, родившаяся в Японии, с помощью краеведа Ираиды Ефимовой и кунгуряков нашла уральских родичей своего отца Козьмы Зверева, Георгиевского кавалера (1888 – 1944).

«Мы жили в Японии…» - так называется заметка, вышедшая в газете и на сайте «Искры» в августе 2019 года. В ней мы рассказали о том, что жительница Санкт-Петербурга Галина Кузьминична Асеева, в девичестве Зверева, появившаяся на свет в 1933 году на японском острове Хоккайдо в семье русских белоэмигрантов, просит помочь найти своих кунгурских родственников по линии отца Козьмы Родионовича Зверева. И они – нашлись.

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ

- Спешу поделиться с вами радостью!2 июля получила сообщение из Екатеринбурга от родственников Георгиевского кавалера Козьмы Родионовича Зверева, - сообщила жительница Санкт-Петербурга, член Ассоциации краеведов Ленинградской области Ираида Ефимова, которая и обратилась в Кунгур за помощью в розыске от имени Галины Кузьминичны. – Заметку «Мы жили в Японии…», - размещённую на сайте «Искры», прочла его внучатая племянница Евгения Дульцева. Она уже на пенсии, но продолжает работать начальником сметного отдела, и дома у неё три внука - продолжение рода Георгиевского кавалера К.Р. Зверева.

Галина Кузьминична полчаса разговаривала по телефону со своей обретённой на склоне лет двоюродной сестрой Екатериной Павловной, 1931 г.р. -дочерью сестры своего отца Ксении.

…Да, спустя 100 лет семья воссоединилась! И мне приятно сознавать, что я имею к этому прямое отношение! 

Возможно, нам удастся сделать для них онлайн-встречу.

РОДОМ ИЗ ШАМАР, КУНГУРСКОГО УЕЗДА

Родственники поведали Галине Кузьминичне, что её отец Козьма Зверев родом не из Кунгура, а из Шамар (ныне так называется поселок в Свердловской области), из большой крестьянской семьи (родные брат, две сестры, пять сродных братьев и сестёр). Но к Кунгуру имеет самое прямое отношение: Шамары до революции входили в Кунгурский уезд, и именно из Кунгура его призвали в царскую армию. Слова «Кунгур», «кунгурский», очевидно, звучали в семье Зверевых, живущих на чужбине, в Японии, довольно часто, поэтому и Родина отца в сознании его дочери Галины ассоциировалась именно с Кунгуром. Поэтому сюда и обратилась она за помощью в розыске. Наверно, не случайно и то, что и кунгуряки помогали ей найти новых родственников, а также узнать некоторые интересные подробности из жизни отца.

«ЛИЧНОЙ ХРАБРОСТЬЮ СОДЕЙСТВОВАЛ УСПЕХУ АТАКИ…»

Как сообщила Ираида Ефимова, первым на заметку «Мы жили в Японии…» очень оперативно откликнулся краевед из Екатеринбурга Юрий Курепин. 4 августа 2019 года он сообщил, что он давно собирает сведения о Георгиевских кавалерах Урала и знает о К.Р. Звереве. По сведениям краеведа, Козьма Зверев воевал в 334-м Ирбитском полку, подпрапорщик. Награждён 11 декабря 1916 года Георгиевским крестом 3-й степени, №180256 «от Имени Его Императорского Величества Государя Императора, Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем». Как сказано в наградных документах – «за то, что в боях 10-20 августа 1916 года у станции Зборуве, при штыковой схватке, личной храбростью и мужеством, содействовал успеху атаки».

Вот какой герой наш земляк! Юрий прислал копию документа о награждении, благодаря чему мы знаем и воинское звание К.Р. Зверева в то время, когда он совершал подвиг.

КОЗЬМА ИЛИ КУЗЬМА?

Читатели, наверное, обратили внимание на разное написание имени К.Р. Зверева. В заметке «Мы жили в Японии…» он -Кузьма, так же его именуют в документе о награждении Георгиевским крестом, а вот в справке о рождении дочери Галины, выданной в японском городе Хакодате, он – Козьма. Как пишет «Википедия»и другие энциклопедии, «Кузьма, Козьма, Косма, Косьма – мужское имя, происходящее от греческого «мир». Таким образом, в этих разночтениях нет ошибки, вот и отчество у его дочери Галины – Кузьминична…

Козьма Родионович Зверев (1888 – 1944)
Фото: архив Г.К. Асеевой (Зверевой)

БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОМОЩЬ

Директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов и автор этих строк «за помощь в поиске материалов о нашем земляке Звереве Козьме Родионовиче» получили Благодарности от его дочери Галины Кузьминичны Асеевой (Зверевой). Эти благодарности, а также небольшой подарок, путеводитель «Павловск. Дворец и парк» по её поручению нам вручила, отправив из Питера бандероль, Ираида Ефимова. Музею также подарена справка о рождении Г.К. Зверевой (копия), в переводе с японского с такой надписью: «В музей города Кунгура, родину Зверева Козьмы Родионовича, от его дочери Асеевой (Зверевой) Галины Кузьминичны. Октябрь 2019 года. г. Санкт-Петербург».

Не остались в долгу и кунгуряки. Мы выслали Галине Кузьминичне буклеты с видами Кунгура. Директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов сделал на них дарственную надпись с приглашением потомков Козьмы Родионовича, особенно его дочери Галины, побывать в нашем городе.

Владислав Одегов

P.S. «В настоящее время идёт сбор материала для очерка о земляке-герое, Георгиевском кавалере К.Р. Звереве по месту проживания его родни - в селе Шамары Шалинского района Свердловской области».

 


    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Я – из белоэмигрантской семьи»

О Козьме Звереве и его семье Ираида Ефимова рассказала в своём очерке «100 лет спустя…». События, описываемые в нём, происходят в Кунгуре, Харбине, Хоккайдо, Дайрене, на Сахалине, в Ленинграде, Санкт-Петербурге. Очерк, пишет его автор, «посвящается моему земляку с Урала – Георгиевскому кавалеру Козьме Родионовичу Звереву (05.10.1888 – 07.01.1944)». Такое посвящение не случайно: Ираида Васильевна -тоже наша землячка: родилась и училась в Лысьве, несколько раз бывала в Кунгуре и Кунгурском районе. С её разрешения мы публикуем фрагменты воспоминаний Галины Кузьминичны Асеевой (Зверевой).

Вся семья Зверевых в сборе перед войной. В центре – дед по линии матери Терентий Иванович Гвоздев, «хранитель русских традиций в семье»
Фото: архив Г.К. Асеевой (Зверевой)

- Я из белоэмигрантской семьи, мой отец – Георгиевский кавалер, раненный на Первой мировой войне, ушёл из Кунгура при отступлении белых, он с ними прошёл всю Сибирь, ушёл в Китай. В Харбине познакомился с семьей моей матери – они тоже с Урала, потом он поехал лечиться на Хоккайдо в теплых источниках – у него нога болела с ранения, там и обосновались они с моей матерью Дарьей Терентьевной, там у них мы и родились – нас было у родителей шестеро…

Папа умер в японской тюрьме в русское Рождество 7 января 1944 года. За что его посадили? По обвинению в шпионаже в пользу СССР…

Я смогла попасть на кладбище, где похоронен отец, когда мне исполнилось 70 лет…В 2003 году меня пригласили в Японию в честь 10-летия Общества содружества Японии с Россией. Организовала поездку японская журналистка Осанай Митик. Я выступала в университете с воспоминаниями о моём детстве в Хакодате, меня сопровождали волонтёры - две девушки-японки, знающие русский язык. В числе мероприятий было посещение русской православной церкви в Хакодате, русского кладбища. Кладбище это ухоженное, красивое… Каменное надгробье на могиле моего папы в хорошем состоянии, - его поставила мама.

Я нашла и место, где был наш дом, в котором мы жили до переезда в Дайрен, - там остался только колодец, а дом был разбит в конце войны. Мы, старшие дети, были в то время в Дайрене, очень переживали, когда 5 августа 1945 года американцы сбросили атомную бомбу на Японию, мы не знали что с мамой, жива ли она…

Мы учились в гимназии в Дайрене, когда туда пришли советские войска, и оказались на территории СССР. Мама оставалась в Японии до 1957 года с младшими дочками – Надеждой, 1938 года рождения, и Ольгой, 1940 года рождения. Мама нам писала письма в Дайлян, посылала посылки, пока мы там были. Оля и Надя уже были взрослыми девушками, но плохо говорили по-русски, с акцентом и ошибками…

А у меня сложилась судьба так: в 1946 году в Дайрене открыли советскую школу, я в ней училась вместе с детьми советских служащих. Нам стали говорить про коммунизм, везде повесили лозунги, и я всем сердцем поверила в победу коммунизма… После школы в 1949 году меня направили во Владивосток в ремесленное училище, где я выучилась на радиооператора, вступила в комсомол… После училища меня направили на Сахалин работать на телеграфе. Потом я работала в портовом посёлке Москальво начальником почты, вступила в партию….

В Москальво условия были ещё суровее, приходилось жить безо всяких удобств. Родила ребёнка – ещё тяжелее стало: надо было стирать пелёнки, воду принести, воду вынести, печку топить… Поэтому я все силы приложила, чтобы переехать к сестре Татьяне в Ленинград. Уехала я одна с сыном, - он здесь и пошёл в первый класс в школу. А я снова стала учиться и пошла работать в порт Ленинграда. А муж, Евгений Иванович Асеев, со мной не поехал, мы расстались, но с его роднёй я поддерживаю отношения до сих пор…

P.S. «В настоящее время И.В. Ефимова  собирает материал для очерка о земляке-герое, Георгиевском кавалере К.Р. Звереве по месту проживания его родни в селе Шамары Шалинского района Свердловской области».

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 4
Просмотры: 3566   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.3/5 (Всего голосов: 4)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх