Водонапорная башня и памятник Ленину на привокзальной площади. 1960-е годы 15 апреля 2018, вс
Ещё пару десятилетий назад в лексиконе кунгуряков был в ходу топоним Станция. Так жители города называли железнодорожный вокзал и его окрестности, составляющие станцию Кунгур. Позднее это понятие сменилось на другое. И сегодня очень часто можно слышать: «Живу на Вокзале», понимая под этим обширный микрорайон, выросший вблизи объектов железнодорожной инфраструктуры. ЭТО БЫЛО НАЧАЛО Одним из ярких событий начала ХХ века стало строительство железной дороги Пермь - Екатеринбург. Магистраль, которая прошла через Кунгур, была сдана в эксплуатацию в октябре 1909 года. Одновременно с прокладкой железнодорожного полотна шли работы и по обустройству привокзальной площади. Здание вокзала, водонапорную башню и ряд прилегающих построек, возведённых в распространённом в ту пору стиле модерн, спроектировал архитектор Феофан Евтихиевич Вольсов. Он же стал автором проекта и первых расположенных здесь жилых домов. «КАЗЁННЫЕ ДОМА» Железнодорожные коттеджи, как их тогда называли, были построены после 1910 года и представляли собой ряд одноэтажных деревянных жилых домов, вытянувшихся на несколько кварталов вдоль полосы отвода железной дороги. В оформлении их фасадов также были использованы декоративные элементы, выполненные в стиле модерн. Эти дома, квартиры в которых получили специалисты железной дороги, и по сей день используются под жильё. Вместе с другими станционными постройками они сохраняют неповторимый колорит той эпохи. К сожалению, до наших дней не сохранился дом начальника станции. Удивительное по красоте здание было возведено на берегу Кротовского озера. В советский период в нём размещался детский сад железнодорожников. Позднее работал Центр здоровья души и тела имени Швейцера. В мае 2013 года обветшавшее здание было снесено. На его месте возвели многоэтажный жилой дом. ОТ ВОКЗАЛЬНОГО ОДНОСТОРОНКА ДО УЛИЦЫ БАЧУРИНА «Казённые дома», построенные в 1910-х годах, и составили основу первой улицы этого микрорайона. К 1918 году она получила своё первое название - Вокзальный односторонок, а в 1931 году была переименована в Вокзальную. В 1934 году на ней насчитывалось уже 50 домов.
Значительное развитие улица Вокзальная получила в 1950-х годах. Во-первых, она значительно увеличилась по длине, протянувшись вдоль полосы железной дороги от перекрёстка с улицами Бочкарёва и Крайней до деревни Беркутово. Во-вторых, на ней началось строительство многоквартирных жилых домов.
В последующие годы застройка микрорайона продолжалась. В середине 1970-х годов появился на Вокзальной и первый пятиэтажный жилой дом (ул. Бачурина, 13). Он был возведён для рабочих и служащих кирпичного завода. В 1959 году дорога по улице Вокзальной была выложена брусчаткой. Позднее часть дорожного полотна (до железнодорожного вокзала) была заасфальтирована. Полностью в асфальтовое покрытие улица оделась лишь к середине 1980-х годов. Поспособствовало этому строительство нового автомобильного моста через Сылву. В феврале 1985 года, в канун празднования 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, улица Вокзальная получила имя Героя Советского Союза Василия Ивановича Бачурина, работавшего в предвоенные годы в паровозном депо станции Кунгур. ИСТОРИИ УЛИЦЫ БАРАНОВСКОЙ Улица Барановская впервые была зафиксирована на плане г. Кунгура 1895 года. Правда, её трассировка проходила тогда совсем в другой части города (в районе бывшей нефтебазы) и совпадала с проложенными там впоследствии железнодорожными путями. В 1910-х годах существовавшая лишь на бумаге улица «проявилась» в начавшем застраиваться посёлке возле железнодорожной станции и значилась первоначально как «Продолжение Барановской». К 1914 году на ней имелось уже 8 домовладений. Одно из них принадлежало городскому обществу, остальные - частным лицам. Самое значительное, оценённое в 1200 рублей, принадлежало некоей Брониславе Иосифовне Пац. Владельцами других были А.Д. Федотов, М.П. Вшивцева, Л.П. Нечаев, а также трое крестьян: Е.И. Спирин, Я.А. Пакин и А.И. Шаталина. Одними из первых поселилась здесь семья Барановских. (Весьма, кстати, любопытное совпадение). Леонтий Францевич Барановский служил по железнодорожному ведомству, а его супруга, Мария Егоровна, содержала чайную-столовую при станции Кунгур (первое, между прочим, предприятие общественного питания в здешнем микрорайоне). Правда, первоначально адрес их дома гласил - Близ Вокзала. Но уже в 1918 году значился как Барановская, 4. В 1910-х годах появились на улице и первые казённые дома. В них размещались не только квартиры, но и различные учреждения. Так, один из домов до середины 1950-х годов занимала амбулатория железнодорожников. Улица Барановская сохранилась и по сей день. Правда, несмотря на столетнюю историю, её границы «простираются» в пределах всего одного квартала вдоль железнодорожной ветки, уходящей вглубь соснового бора.
«ДОЧЕРИ» УЛИЦЫ БАРАНОВСКОЙ В 1920-х годах в развивающемся пристанционном посёлке была выделена ещё одна улица - 2-я Барановская. Она проходила параллельно улице Вокзальной до пересечения с Косарихинским логом (ныне - ул. 9-го января). С 1 марта 1931 года эта небольшая улочка была разделена на две самостоятельные улицы. Одна из них получила странно звучащее сегодня, но идеологически актуальное в тот период название - МОПРа. Эта аббревиатура расшифровывается как Международная организация помощи борцам революции. (Она была создана в 1922 году. Действовала в более чем 70 странах вплоть до Второй Мировой войны, в СССР - до 1947 года). К 1938 году на улице МОПРа насчитывалось 13 домов. Примерно столько их имеется и на сегодняшний день. Единственной организацией, имеющей здесь прописку, является Клуб железнодорожников. Вторую улицу, выделенную из состава бывшей 2-й Барановской, назвали в честь Международного женского дня. Как и улица МОПРа, улица 8-го Марта совсем небольшая. Включает всего два квартала. В 1950-х годах чётная сторона улицы была застроена двухэтажными кирпичными домами. Сергей Мушкалов, директор Кунгурского музея-заповедника Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
4767 1
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |