Общий вид Белогорского монастыря до революции 1917 года. Фото: Кунгурский городской архив 26 августа 2017, сб
Уникальные документы, хранящиеся в городском архиве, рассказывают о неизвестных до сих пор страницах из истории Белогорского монастыря в 1918-1923 годах. Белогорскую обитель закрыли в 1923 году. Как это происходило, стало известно из сохранившихся в городском архиве уникальных документов Кунгурского уездного бюро юстиции, многие из которых носили гриф «секретно». Протоколы допросов, списки, анкеты на монахов, справки, переписка и многое другое. Изучая следственные дела, исписанные небрежным торопливым почерком, невольно погружаешься в то тяжёлое время гонений и преследований и одновременно открываешь неизвестные до сих пор страницы из истории Белогорского монастыря. «Постановили церковь ликвидировать» Из протокола заседания президиума Осинского уездного исполкома от 22 февраля 1923 года: «Постановили приходскую церковь СОВЕРШЕННО ЛИКВИДИРОВАТЬ, не оставляя зачатков, а весь находящийся при нём штат - расселить». Военнообязанных было решено препроводить в военкомат, невоеннообязанных - в отдел труда для определения на какие-либо работы, инвалидов и лиц преклонного возраста направить к местам их жительства. Кроме этого, местные власти решили «церковное имущество, убранство и ценности распределить по окрестным церквям». Однако Пермский губисполком позже пересмотрел это решение и вынес постановление о передаче всего церковного имущества в государственный фонд. Вообще, в Перми были недовольны ведением следствия по Белогорскому монастырю в Осинском уезде. Арестовали монахов Из отчёта Пермского ГПУ, направленного в Москву с пометкой «Особо секретно» и «срочно»: «В марте 1923 года местными судебными властями было произведено обследование Белогорского монастыря, в котором оказалось свыше 100 человек монашеской братии. Увидев приезд Советских властей, часть из них разбежалась, а остальные 70 человек остались на месте. 25 марта все они были арестованы и препровождены в Осинский рабдом. Что же касается самого следствия, то таковое велось местной милицией, и, благодаря их слабому следственному аппарату, не вполне закончено». В мае того же года после весенней распутицы и разлива местной реки монахов направили в Пермский губернский отдел ГПУ (Государственное политическое управление) для дальнейшего проведения следствия. В список арестованных лиц попали монахи в возрасте от 18 до 76 лет, в основном из близлежащих уездов и губерний. Образование большинства из них - начальная церковно-приходская школа, два десятка человек не умели даже читать. Как указано в протоколе от 5 ноября 1923 года: «Одни из них шли в монастырь вследствие темноты, неразвитости, другие, как калеки, искали пристанища - крова и пищи». В дальнейшем в отношении этой группы лиц факта преступления не установлено. В результате расследования из 71 подозреваемых монахов при фильтрации органами дознания в городе Осе 18 человек были освобождены как благонадёжные и ввиду их болезненного состояния, а также несовершеннолетие, 7 монахов освобождены из-под стражи из-за преклонного возраста, один из арестованных сбежал. Из оставшихся ещё 6 человек освобождены под подписку о невыезде из г. Перми, двое престарелых умерли. Судьбы нескольких проследить не удалось. Тем не менее, до конца следствия осталось 14 монахов, руководящих жизнью монастыря, которых характеризовали как «людей вполне развитых, способных хорошо разбираться в положении вещей и отдавать отчёт о своих поступках». Настоятель Иван Ветер Главным подозреваемым был настоятель Ветер Иван Ефремович, 31-летний, русский-малоросс, уроженец Екатеринославской губернии, из семьи хлебопашцев, окончил 2 класса начальной сельской школы, последние 4 года работал законоучителем на Белой Горе. В 1915 году он был зачислен в число послушников, а 21сентября 1919 года пострижен в монашество, 26 сентября 1921 года рукоположен в сан иеродиакона, 28 октября 1921 года - в сан иеромонаха. Из протокола обвинения уполномоченного секретного отделения Пермского губотдела ГПУ от 1 июня 1923 года: «Настоятелю монастыря И. Ветер и другим 70 человекам предъявлено обвинение в разных преступных действиях, заключающихся в обмане и обирании местного крестьянства, неподчинении издаваемым декретам и распоряжениям Советской власти и других действиях». «Мечтал стать 5-й лаврой России» Из протокола допроса свидетеля Курякина Николая Ивановича, 27 лет, служащего, свидетеля: «Знаю, что Белогорский монастырь основан в память о чудесном спасении от покушения на Николая II во время его пребывания в Японии с 1891 году, в апреле месяце. Основание монастыря относится к июню 1891 г., хотя уже в 1890 г. миссионер Луканин поставил на горе деревянный большой крест с целью, чтобы создать здесь монастырь. Апрельское покушение ускорило лишь этот план. Цель создания миссионерского монастыря ясна - борьба с раскольничеством в окружающих волостях. Но ясно также и то, что, возникнув под таким звучным ярлыком как «в память чудесного спасения бывшего царя», монастырь отчасти забыл своё скромное предназначение. И под покровительством святейшего Синода и даже Николая II, взял совершенно иное направление, мечтая стать 5-ой лаврой в России. Это было видно по всему. Во-первых. Громадные средства, отпускаемые великими избранниками божьими монастыря - пребывание в монастыре Великой княгини Елизаветы Федоровны, обещание Николая II посетить монастырь после Германского войска. Опекунство над монастырём, говорят, самого Саблера, пребывание в монастыре Гришки Распутина, который даже снимался в Белогорской фотографии вместе с Варлаамом и Серафимом и т.д. Во-вторых. Крепкий кадр монархистов при монастыре: Варлаам, Серафим, Антоний, Сергий и др. главки монастыря, которые все состояли в Союзе «Русского народа». В-третьих. Попечительство крупных коммерсантов. Например, братья Жирновы Павел Степанович и Дмитрий Степанович, обыватели города Перми, которые, между прочим, подарили монастырю 800 десятин земли. Павел вложил много средств на постройку большого собора». Плюс завод, мастерские, ферма… Насельники жили натуральным хозяйством, размах которого удивляет. Подследственные рассказывали, что монастырь имел большие хозяйственные предприятия, такие как огромный кирпичный завод, паровой, лесопильный, разные кустарные и иконостасные мастерские, пчеловодную пасеку, мельницу, сельскохозяйственные машины всех родов, молочную ферму, развивалось скотоводство и землепашество, был богатый рыбный пруд и т.д. Деньги изъяты… Ключевым в расследовании был вопрос о расхищении имущества. Обвиняемые на допросах давали разные ответы, кто обвинял белых, кто красных. В результате 24 августа 1923 года было вынесено постановление о передаче старшему следователю Губсуда для срочного выделения из обвинительного материала на заведующего Совхозом Кузнецова И.И, военкома Двинских и заведующего Инвалидной колонией Лузина по обвинению их в связи с монахами и расхищении имущества. Из акта об изъятии денежных советских знаков образца 1922 года от 27 марта 1923 года, видно, что в старой Белогорской церкви были изъяты деньги, в переводе на знаки образца 1923 года, 3884 рубля 35 копеек, которые записаны в приход Осинской уездной комиссии по ликвидации монастыря. Любовь Долгорукова, директор Кунгурского городского архива Искра Кунгур © iskra-kungur.ru
► СПРАВКА Белогорский монастырь был основан в Осинском уезде Пермской губернии для противодействия расколу, для обращения старообрядцев в лоно Православной Церкви. За короткое время обитель стала первой в епархии как по числу братии, так и по известности среди православного и единоверческого населения, привлекала многочисленных паломников. В июне 2017 года исполнилось 100 лет со дня освящения Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Этот праздник предшествовал ряду тяжелых событий в истории монастыря: летом 1918 года красногвардейцами были убиты настоятель обители архимандрит Варлаам (Коноплев) и многие ее насельники. Монашествующие, уцелевшие в первой волне репрессий, были частью отправлены на окопные работы, некоторые мобилизованы на военную службу. Оставшееся имущество монастыря было отчуждено в пользу Военсовхоза. После прихода в Пермскую губернию войск адмирала А.В. Колчака братия снова собралась на Белой Горе, восстановила поруганные храмы и строения обители. Но вскоре на территории Осинского уезда была восстановлена власть большевиков, монастырь продолжил свое существование в форме трудовой коммуны. В 1923 году обитель была окончательно закрыта. Её восстановление стало возможным в 90-е годы. В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря. Примечание. В 20-е годы прошлого столетия местность, где находится Белогорский монастырь, административно входила в Осинский уезд. Сейчас Белая гора - на территории Калининского поселения Кунгурского района. Поделиться:
|
5576 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеОни из поколения победителей. Жизненные истории двух кунгуряков – Галины Михеевой и Ивана Заозерова24.08.2017, 09:02
2718 0
ЖИЗНЬ ЗНАМЕНИТЫХ КУНГУРЯКОВ: ДЕСЯТЬ ПУТЕШЕСТВИЙ КИРИЛЛА ХЛЕБНИКОВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ12.08.2017, 12:06
3179 0
|