Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №128/2024 от Вчера

Комментарии

Насыщенный визит губернатора. Сегодня, 1 ноября, в Кунгуре -...
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...

14.11.2024 18:46:45
О теплоснабжении, отключениях электричества, мусоре и замене...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...

08.11.2024 11:23:41
Губернатор Прикамья с рабочим визитом посетил Кунгурский окр...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...

07.11.2024 18:35:05
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...

09.10.2024 10:12:28
Где в Кунгурском округе 8 октября не будет электроэнергии
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...

08.10.2024 22:30:38

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Николай и Римма Водопьяновы из Кунгурского района отметили бриллиантовую свадьбу - 60 лет совместной жизни

Фотография к материалу: Николай и Римма Водопьяновы из Кунгурского района отметили бриллиантовую свадьбу - 60 лет совместной жизни
Николай Сергеевич и Римма Дмитриевна Водопьяновы
22 февраля 2017, ср

Николай Сергеевич и Римма Дмитриевна Водопьяновы из села Кинделино драгоценных камней даже в руках не держали. Их венчальные кольца стоили 60 копеек, а медовый месяц прошёл в обыденных колхозных заботах. Вчера, 20 февраля, они отметили бриллиантовую (алмазную) свадьбу – 60 лет совместной жизни. В тот же день Николаю Сергеевичу исполнилось 88 лет.

Печка, кот, половики

В доме Водопьяновых всё на своих местах. Русская печь, дощаные переборки, выкрашенные масляной краской, половики и упитанный пушистый кот клубочком в кровати. На почётном месте стоит стиральная машина-автомат. Долгие годы Водопьяновы носили воду с колонки. Теперь провели водопровод в дом, правда, пока не подсоединили к нему ни машину, ни умывальник. Канализационного слива тоже нет. Хозяева набирают воду в ванну, опускают в него стиральный шланг, а потом сливают мыльную воду в другую ванну и выносят на улицу. Тем не менее, даже такой прогресс им в радость. Жизнь их никогда не баловала.

- Пока нет денег на трубы. Недавно потратились, новый банный котёл купили, - поясняет Римма Дмитриевна. – У нас две баньки. Та, что в огороде, топится «по-чёрному». Во дворе другая, чистая. Сменили котёл вместо прогоревшего, в ней моемся. Ещё окошки охота поменять с уличной стороны. На кухне уже пластиковую раму вставили, хорошая.

Дети фронтовиков

Николай Сергеевич и Римма Дмитриевна – местные уроженцы из крестьянских семей. Отец Николая Сергеевича погиб под Москвой в Великую Отечественную. Отца Риммы Дмитриевны комиссовали с фронта по ранению, с перебитыми руками. Раны зажили, но руки остались висеть как плети. По хозяйству Дмитрий Александрович ничего делать не мог. В семье у него было шестеро детей, Римма - третья по старшинству. Родилась в 1937-м году. Жилось впроголодь. И сейчас перед глазами лепёшки из тёртой свёклы, куда добавлялась горстка муки. После этого «барского кушанья» даже противень не мыли. Ребятня его вылизывала до блеска. Платья подрастающим девочкам шились из перекрашенных бязевых простыней.

На двоих супруги окончили 12 классов. Римма Дмитриевна отучилась в Зарубинской четырёхлетке, потом три года в Каширинской школе. Устроилась в колхоз телятницей. Николай Сергеевич четыре класса окончил в Кинделино, пятый сдавал «экстерном» в Кунгуре.

- Без пяти классов ребят в армию не брали, - усмехается Николай Водопьянов. – Приехал в Кунгурский райисполком, он в особняке Кузнецова был, на улице Карла Маркса, написал диктант. Получил свидетельство о пятиклассном образовании. В солдаты тогда призывали на три года, а я прослужил почти четыре, с 1949-го по 1953-й. Сначала в эстонском Таллине, потом в польском городе Щецин (Штеттин). Шоферил в танковой части в роте материального обеспечения. Возил продукты на грузовиках «Зис-5» и американском «студебеккере». После армии шесть лет работал в Кинделино на сылвенском лесосплаве, пока был не женат. После свадьбы пошёл слесарем в кинделинский колхоз «За мир». Во-первых, сплавщиков много гоняли по командировкам, то в Кировскую область, то в Свердловскую. Во-вторых, нам пахотной земли не давали, раз не колхозники. Где хозяйство держать?

Сватовство «заочно»

До свадьбы Николай Сергеевич и Римма Дмитриевна друг дружку в глаза не видали. Будущий жених жил в деревне Вшивково (ныне не существует) неподалёку от Кинделино. Невеста (в девичестве Лепихина) выросла в Родионово, что рядом с Заспалово. В Родионово теперь тоже никто не живёт. Интересно, что во Вшивково было много молодых парней, а девушек не хватало. В Родионово, наоборот, налицо был избыток девчат на выданье, зато холостых мужчин раз-два и обчёлся. Вшивковские ребята вечерами бегали в Кинделино, а родионовским девчонкам было ближе в Зарубино. За Риммой Дмитриевной ухаживал другой парень, и Николай Сергеевич дружил с другой «милкой». Если бы не родители - никогда бы им не встретиться.

- К нам в деревню пришли мать Николая Анна Петровна и его крёстная, - вспоминает Римма Дмитриевна. – Мы сидели в избе, сумки ткали. Гостьи явились без шума и подарков, но я сразу догадалась, что сватать будут. Убежала на кухню прятаться. Родители между собой быстро сговорились. Бывало, что родня невесты отказывала сватам, но по уважительной причине. У нас причин не нашлось. Когда всё решили и назначили, Николай приехал сам показаться. Впервые на жениха посмотрела.

Свадьбу сыграли как полагается. 27 января 1957 года расписались в сельсовете, а 20 февраля венчались в Заспаловской церкви, которая даже при коммунистах не закрывалась. Венчание пришлось точь-в-точь на день рождения Николая Сергеевича. С тех пор 20 февраля у него двойной праздник. Гуляли во Вшивково под гармонь двое суток. Денег работникам колхоз не платил, но выделил напрокат лошадей для удалого катанья. Все яства на пиру были домашние. Кололи свиней, овец, куриц. Напекли пирогов, достали овощи, грибы, ягоды, соленья. Купили чуть-чуть магазинного вина ради «затравки» и украшения стола, прочие веселящие напитки – исключительно собственного приготовления. Бражка, наливки, настойки.

Молодожёны поселились в родительском доме мужа. Работать на ферму ходили в Кинделино за два километра. Постепенно народ из Вшивково начал разъезжаться. Главная беда – зимой деревне не хватало воды. Оба здешних озерца перемерзали до самого дна, а скота в каждом дворе битком. Чем поить? Семья переехала в Кинделино… вместе с домом.

Дом ношу я на спине

Эпизод с переездом Водопьяновых достоин отдельного упоминания. По словам Николая Сергеевича, жилищу не меньше 200 лет. Но изба на четыре окошка, обшитая тёсом, стоит ровнёхонько как по линейке. На родине во Вшивково она была двухэтажной. Низ - кирпичный, второй этаж - бревенчатый. Смекалистый Николай раскатал по брёвнышку верхнюю часть, нижнюю разобрал на кирпичи и сложил из них фундамент в Кинделино. На эту основу приладил сруб второго этажа, соорудил крышу, и готово.

- В начале 70-х, когда избу раскатывали и перевозили, плотники удивлялись, что ни единой гнильцы в пазах нет, - отмечает Николай Сергеевич. – Дом уже тогда больше века насчитывал, а лес блестящий, звонкий. Словно вчера рубили. Ведь раньше строевому лесу долгую выдержку давали. Несколько лет сушили дерево в тени на ветерке, чтоб не потрескалось, не покривилось. Кирпич тоже свой, из местной глины. У деда кирпичный завод во Вшивково был.

Своего деда Степана Леонтьевича хозяин знает по рассказам родителей. Лавочник, зажиточный человек, он в царское время торговал «красным товаром», то есть тканями. Держал лавки во Вшивково, Насадке и Серге. Обжигал кирпич, причём глину брал не заморскую, а прямо из-за своего огорода. После Октябрьской революции новая власть, естественно, всё отобрала и Степана Водопьянова раскулачила. Только двухэтажный дом остался в память о прежних временах.

Схоронили двух детей

У супругов было трое детей. Старший сын Владимир работал в кунгурской исправительной колонии №40. В апреле 1994 года во время бунта заключённые захватили майора Водопьянова в заложники и убили. Другой сын Юрий служил в милиции. Погиб в автомобильной катастрофе около села Кыласово, когда в его машину врезался пьяный водитель. Осталась лишь младшая дочь Людмила, она живёт в Перми, и внуки от всех троих детей.

За всю свою жизнь Николай Сергеевич и Римма Дмитриевна практически не выбирались дальше Кунгура. На кого подворье бросишь? Пока позволяли силы, держали корову, кур, телят, овец. Высаживали на огород 30 вёдер картошки. Кому случалось садить картошку, тот представит, какой площади должно быть распаханное поле. От работы в колхозе супругов тоже никто не освобождал. Римма Дмитриевна награждена орденом Трудовой Славы III степени.

- В пять утра вставали, шли на ферму. Доили, кормили стадо, чистили стойла, - рассказывает Римма Дмитриевна. - Вернёшься домой, со своей скотиной управишься, там глядишь – время к обеду, снова на ферму пора. Вечером – ещё раз. Пока всё не переделаешь, спать не ляжешь. В сенокос забот полон рот. Сено корове косили вручную, возле Вшивково. Разве сейчас кто-то так робит? Если выпал выходной, весь на стирку угробишь. Иногда ночью шли тайком стирать на ферму, там всегда была горячая вода. Но начальство это запрещало. Постираешь, принесёшь вещи домой, развесишь, приляжешь на 10 минут – и пора с петухами вставать.

На ссоры времени не было

Колхоз предлагал работникам бесплатные путёвки на курорты и в санатории. Да разве можно спокойно отдыхать, когда дома то огород, то сенокос? И кому на ферме доверишь свою группу бурёнок, где всякую корову знаешь по имени и характеру? Чужой человек обязательно напутает, испортит и недосмотрит. Один раз Римма Дмитриевна уехала в соликамский санаторий, но до того заскучала, что сбежала оттуда раньше срока.

Молоко супруги покупают в местном СПК «Кинделино». Нравится. А к магазинным фаршам и полуфабрикатам душа не лежит. Мясо в них ненастоящее.

- На всё Кинделино четыре частных коровы остались, - горюют старики. – Где добрый кусок мяса возьмёшь? Покупные пельмени – не еда.

Николай Сергеевич и Римма Дмитриевна вместе уже полвека и ещё десять лет. Нельзя уйти от хлебосольных юбиляров, не спросив: в чём секрет долгой семейной жизни? Ведь их сосватали «заочно», как в Средней Азии. Значит, права пословица, что стерпится-слюбится?

«Новобрачные» смущённо переглядываются. Пожимают плечами.

- Выходит, судьба так сложилась. Это в бразильском кино хвостами вертят, сойдутся да разойдутся. А мы всю жизнь работали, ругаться времени не было…

Дмитрий Спиридонов
Фото автора

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Общество    


Рейтинг: 7
Просмотры: 3074   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 7)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Полоска
Наверх