Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Кунгурский полк: всё меньше белых пятен. Журналистское расследование


Иван Андреевич Спирин (1913-1943)
30 ноября 2016, ср

С помощью Тамары Спириной, дочери  офицера 416-го полка Ивана Андреевича Спирина, узнали новые подробности из жизни героического соединения.


Наше расследование о героическом 416-м  полке 112-й стрелковой дивизии («По следам Кунгурского полка», «Кунгурский полк: судьбы воинов», «Равнение на героев», «Этот взгляд, словно высший суд…») продолжаем с помощью Тамары Спириной, дочери офицера Кунгурского полка Ивана Андреевича Спирина (1913-1943). Тамара Ивановна откликнулась на наши публикации, пришла в редакцию с документами, поделилась воспоминаниями.

Владислав Одегов


Место дислокации – «военный городок»

Как мы уже выяснили, в летние месяцы Кунгурский полк выезжал в Бершетские лагеря, а вот место его зимних квартир в городе называли лишь предположительно – поселки Дальний и Кирова. Ясность внесла Тамара Ивановна Спирина: полк стоял на месте, которое кунгуряки знают как бывший военный городок. По данным историков, там еще в начале XX века размещался батальонный двор. В годы Великой Отечественной войны здесь обосновалось, значительно расширив территорию за счет Вознесенского кладбища, Киевское танковое училище. Но, выходит, и до него тут были казармы, где жили воины 416-полка.

- После получения похоронки на отца, мама не раз прибегала на то место, где стоял полк, - рассказывает Тамара Ивановна. – Там был и штаб полка. И солдаты там жили, их много было.

 

Клуб полка – в центре города

А вот клуб полка находился в городе, в старинном здании, где после войны много лет размещался РДК (районный дом культуры), а сейчас – Театр молодежи.

В военном 1941-году там проводили ёлку для детей воинов Кунгурского полка.

- Это был единственный раз, когда детей военных собрали, - вспоминает Тамара Ивановна. -  Ёлку проводили солдаты (очевидно, из частей 7-й запасной стрелковой бригады – В.О.). - Мне подарили тряпичную куклу с фарфоровой головой. Всю жизнь ее хранили…

Помнит Тамара Ивановна еще одну «точку» в городе, связанную с Кунгурским полком. Это здание лесотехникума: здесь располагались курсы младших лейтенантов, одним из преподавателей был ее отец - Иван Андреевич Спирин.

 

Последнее собрание в Бершети

Еще об одной важной подробности из жизни Кунгурского полка рассказала Тамара Ивановна. Перед отправкой полка на запад в середине июня 1941-го года, как было объявлено «в связи с предстоящими учениями», в Бершети, где тогда дислоцировался полк, прошло открытое партийное собрание. В нём приняли участие и жены офицеров полка (семьи тогда тоже жили в летних лагерях). Говорили о многом, но в воздухе уже пахло войной, и жена Ивана Спирина сказала:

- Будет зима, у нас ни картошки, ни маркошки, ни полена дров. Многие были нам мужьями, а останутся только именами…

Иван и Ольга Спирины с сыном Леонидом

 

И холод, и голод…

Как в воду глядела Ольга Ульяновна. С войны возвратятся считанные единицы воинов Кунгурского полка, а на их семьи обрушатся и холод, и голод…

 - Нам первый раз привезли дрова в 1941-м году только перед Октябрьской, а до этого мы жили в холодной квартире по Ленина, 5, - вспоминает Тамара Ивановна. - Где что мама найдет, то и жгли. Я поэтому вся испростыла и хиридала. Отец хорошо рисовал, был целый старинный альбом.  Но рисунки не сохранились. Когда я болела, брат Леня все променял на хлеб. В альбоме были мамины портреты, и папа ей стихи посвящал ей… Леня променял на хлеб и плоскогубцы папины, и ремень. Мы очень плохо жили...

 

Как выходили из окружения

В то время они, конечно, не знали о тех тяжелых испытаниях, которые выпали на долю их отца и мужа, а также на всех воинов Кунгурского полка. Некоторые подробности станут известны только в 60-годах, когда к ним в гости приедет боевой товарищ отца, старшина Иванов.

Подразделению, которым командовал старший лейтенант Спирин (предположительно минометной ротой), 19 июля 1941 года удалось прорваться сквозь кольцо окружения. Очень долго ходили по лесам. Съели все ремни, даже голенища у сапог, последнее, что пошло в пищу, -  планшетка Ивана Спирина.

- Старшина Иванов говорил, что только благодаря отцу вышли все воины из его группы, - сказала Тамара Ивановна

 

Примерный командир

И это, конечно, не случайно. Офицер Спирин был не только хорошо подготовлен теоретически - закончил Московское военное училище, но и обладал боевым опытом – до июня 41-го уже участвовал в двух войнах (с Японией и Финляндией). К тому же был прекрасным спортсменом: чемпионом Уральского округа по лыжам, альпинистом. В семье сохранилась грамота за подписью маршала Советского Союза, которой младший командир тов. Спирин еще до войны был отмечен «за отличное выполнение зимнего восхождения на вершину Эльбруса».

Почетная грамота Ивану Спирину – за восхождение на Эльбрус

О многом в его характере говорит письмо на родину, отправленное им из госпиталя за месяц до смерти: «Я живу сейчас хорошо, чувствую себя тоже хорошо, но нахожусь в госпитале, ранен в голову, надеюсь в скором будущем быть дома, а затем снова на фронт. Дорогая Оленька, обо мне не беспокойся, скоро встретимся…».

Вот какие командиры возглавляли подразделения Кунгурского полка! 

 

И снова в бой

После выхода из окружения Иван Спирин еще более двух лет будет бить фашистов, станет капитаном, заместителем командира механизированной бригады. Воевал отважно. Об этом мы можем судить по опубликованным на сайте материалам о награждении командира минометной роты моторизованного стрелково-пулеметного батальона 71-й танковой бригады, ст. лейтенанта Ивана Спирина медалью «За боевые заслуги» (за подвиг в сентябре 1942 года). Из наградного листа узнаем о том, что отважный воин уже имел ранение. Трагическое известие придет в семью в конце декабря 1943 года: Иван Андреевич Спирин умер в госпитале от ран, полученных в боях с фашистами на смоленской земле, и похоронен в городе Спас-Деменске.

 

Женсовет полка

Еще одна важная страница в истории Кунгурского полка – его женсовет. Руководила им Фаина Георгиевна Галкина, туда входили также Екатерина Валуева и Ольга Спирина. У Ольги Ульяновны на руках было двое детей: Леня (1935 года рождения) и Тамара (1939). Она трудилась закройщиком на швейной фабрике, где шили обмундирование для воинов – от нижнего белья до полевых сумок. (По окончании войны предприятие будет известно как артель «Вперед», имени 18-й партконференции, потом его объединят с трикотажной фабрикой). Чем занимался женсовет?

- Во время войны разносили похоронки по семьям, хлопотали об огородах, дровах, делили посылки, приходящие из Америки, - рассказывает Тамара Ивановна. – Дрова выкатывали из ледяной Ирени. На всю жизнь запомнила жидкость, которую они покупали, чтобы греть ноги. Это денатурат синего, как чернила, цвета. Работа в женсовете была не из легких, и все, кто туда входил, не имели права ни на какую помощь и привилегии. Сами так решили, чтобы их никто не корил.  Когда стали приходить посылки из Америки, мы с Леней так плакали, уговаривали маму, чтобы она вышла из женсовета.  Другим давали квадратные баночки с нарезанной колбасой, кофты, брюки, а  нам было не положено… И землю под огород всегда из-за этого получали последними.

 

Памяти отцов - достойны

Как бы ни было трудно, Ольга Ульяновна подняла детей на ноги, воспитала, дала образование. Они выросли достойными памяти своего отца, им передались по наследству и его способности. Леонид (1935-2008) с юности увлекся спортом, и в 16 лет уже был чемпионом Кунгура и Пермской области по конькам. После армии закончил Свердловский спортивный техникум, где и работал завучем. А Тамара Спирина, закончив Кунгурское педучилище и Свердловский пединститут, 33 года проработала учителем математики и черчения в Кунгурской коррекционной школе.

- Достойными людьми выросли и дети других воинов Кунгурского полка, - говорит Тамара Ивановна. – Им за нас не должно быть стыдно.

 

В списке – 591 воин

В «Книгу памяти города Кунгура» (2005 год), как мы уже говорили, занесено 135 фамилий воинов, призванных служить в 112-ю дивизию. Имя Ивана Спирина тоже в этой Книге, но в ней указано лишь последнее место его службы. В «Книге памяти» наверняка есть аналогичные примеры, вопрос – сколько? До этой публикации в моем списке воинов 112-й дивизии, призванных Кунгурским, Юго-Осокинским, П-Сергинским военкоматами (в основном в 416-й полк) - 586 человек. Сегодня он увеличился еще на несколько имен. Это, прежде всего,  Иван Спирин, а также старшина Иванов, Галкин, Валуев (имя, отчество, к сожалению, пока неизвестны). Тамара Ивановна вспомнила еще несколько фамилий людей, отцы которых воевали в Кунгурском полку: Третьяков, Рудаков, Соколов, Лыгалов, Бабиков, Лепихин, Медянкин, Барышников, Подшивалов. Некоторые фамилии есть в списке, но, те ли эти  люди, о которых говорит Тамара Ивановна, сказать утвердительно пока нельзя. А вот нескольких фамилий в списке не было: Медянкин, Барышников, Иванов, Валуев, и, таким образом, вместе с Иваном Спириным он сегодня возрос до цифры 591.


Фото: архив Т.И. Спириной

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru  

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 12
Просмотры: 3316   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 12)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх