Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Запасная стрелковая бригада из 4-х полков располагалась вблизи Кунгура в годы войны. Расследование


Николай Литовченко (1926-1974, в центре на верхнем снимке) служил в 29-м запасном стрелковом полку, стоявшем в деревне Березово. Фото: архив М. Федоряки
23 декабря 2015, ср

В годы Великой Отечественной войны на кунгурской земле солдат готовили в 7-й запасной стрелковой бригаде, состоявшей из 4-х полков. Одна из частей находилась в деревне Берёзово Кунгурского района.

Здравствуйте. Ознакомился со статьей "В годы войны под Кунгуром стоял запасной стрелковый полк. Журналистское расследование» 26 февраля 2015, чт (В «Искре» материал «Забытый полк» опубликован 17 февраля – В.О). Особый интерес у меня статья вызвала еще и тем, что мой дед с декабря 1944-го по май 1945 года служил в 29-м запасном стрелковом полку 7-й запасной стрелковой бригады. В состав 7 зсбр, помимо 29 зсп, входили и  6,  49, 374 зсп. Скажите, нет ли у вас каких -либо фото полка, мест его дислокации и т.п., а также непосредственно информации о 29 запасном стрелковом полку?

Максим Федоряка

Владислав Одегов


6-й запасной…

Я поделился с Максимом информаций, накопленной за пять лет поисков. Они начались со статьи «Под сенью «Скорбящей» («Искра», 31 июля 2010 года), где впервые поставили под сомнение цифру 58 - официальную статистику о числе воинов, умерших в годы Великой Отечественной войны от ран и болезней в семи кунгурских эвакогоспиталях. И мы оказались правы: сейчас известно около 400 фамилий бойцов. В ходе поисков и открыли заново 6-й запасной стрелковый полк, стоявший возле деревни Полетаево, узнали о трагических страницах его истории: около 50 солдат, в основном молодых, умерли в кунгурских госпиталях от дистрофии и болезней. На наши публикации откликнулся фронтовик Алексей Лапотников, который начинал свой ратный путь в 6-м полку. 89-летний Алексей Васильевич (совсем недавно он ушел из жизни) рассказал об условиях жизни в этой части. А вскоре был открыт еще один полк, стоявший возле Полетаево, - 374-й («Искра», 21 апреля).

374-й, 49-й

Эти полки, как теперь выясняется, благодаря сообщению Максима Федоряки, входили в одну, 7-ю запасную стрелковую бригаду, где, помимо 6, 374, было еще два полка – 49-й и 29-й.

Ответ из архива Министерства обороны, говорящий о составе 7-й запасной стрелковой бригады, стоявшей на кунгурской земле. Источник: obd-memorial.ru

Таким образом, мы впервые со времен войны узнали о большом соединении, расположенном вблизи Кунгура! Что известно о 7-й запасной стрелковой бригаде? В 1943 году ею, судя  по опубликованному на сайте «Подвиг народа» наградному листу командира 6 запасного полка Григория Криклия командовал генерал-майор Харченко. Штаб бригады находился в Кунгуре – на это указывает в своих воспоминаниях участник войны Федор Инюшин: «Из особого отдела Свердловского военного округа был направлен в Кунгур, в особый отдел 7-й запасной стрелковой дивизии, где работал оперативным работником» («Искра», 24 ноября 2015 года) Федор Никонорович, называет бригаду дивизией, но, скорее всего, это одно и то же соединение.

О 49-м полку, входившем в бригаду, нам пока ничего не известно. Удалось узнать лишь фамилию одного бойца из этой части. Это красноармеец Иван Диардинец, 1906 года рождения, уроженец Сталинской (Донецкой) области, в полку был старшим поваром. Лечился в госпитале 1720 (школа № 10), умер 31 октября 1942 года, похоронен в Кыласово, из чего можно предположить, что 29-й полк стоял недалеко от этого села.

29-й

А вот о 29-м запасном полку информации уже больше. В материалах кунгурских экакогоспиталей есть данные о … солдатах, служивших в этой части. В 29-м полку служил дед Максима Федоряки по материнской линии, Николай Павлович Литовченко (1926 - 1976) - уроженец Украины. В армию его призвали 24 октября 1944 года. Звание - рядовой. После обучения в 29-м запасном стрелковом полкуучаствовал в войне с Японией. Награждён медалью «За победу над Японией». После войны работал на Пархомовском сахарном заводе.

Удалось нам узнать и место расположения 29-го полка и некоторые подробности жизни солдат. Заведующая отделом истории Кунгурского музея-заповедника Лариса Елтышева рассказала, что к ней обращалась Любовь Витальевна Левченко, которая интересовалась историей 29 запасного стрелкового полка. Дело в том, что ее приемный отец, фронтовик Виктор Матвеевич Четин, начинал свой ратный путь в этом полку! Я встретился с дочерью воина, и вот что удалось выяснить.

Виктор Четин – уроженец Коми-Пермяцкого автономного округа. Родился 4 апреля 1925 года, в армию призвали осенью 1943 года.

- Отец рассказывал, что часть стола у деревни Березово, - говорит Любовь Левченко. – Это была школа младших командиров. Осенью 1943 года, уже в заморозки, новобранцы  рыли землянки, таскали на себе крупные сосны с горы. Говорил о голоде, солдаты даже ели коренья. Вспоминал, как приезжал к нему, с котомкой сухарей, его отец,  Матвей Ильич. Квартировали три дня в деревне Березово у фронтовика, раненного в ногу. Эти сухари оказались, как нельзя, кстати и подкрепили молодого воина. Виктор благополучно завершил учебу, и его отправили на фронт.

  

Виктор Четин (1925-2013) во время службы в Иране (1945 год) и 80-е годы. Фото: архив Л.В. Левченко

Воевал на Третьем Украинском в 20-й гвардейской противотанковой бригаде. Участвовал в освобождении Киева, Каменск-Подольского, Бессарабии, Молдавии. Был разведчиком артиллерийских минометных частей. В одном из боев его ранили, и он четыре месяца пролежал в госпитале. После выздоровления отправили служить в Иран, где и встретил День Победы. Потом продолжил службу в Грузии, Батуми. Домой вернулся только в марте 1948 года. 35 лет проработал шофером. Последние годы своей жизни (умер два года назад) провел у дочери в Шадейке. За ратные подвиги награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны.

- Вместе с внуками он бывал в деревне Березово, где в 1943 году начинал свой путь на войну. Там еще были видны следы землянок, - говорит Любовь Витальевна.

Части в городе…

Полки 7-й бригады вряд ли могли стоять лишь в двух деревнях Полетаево и Березово, о чем нам известно «из первых рук». Старожилы Кунгура называют несколько точек в городе, где в годы войны видели воинские подразделения: район поселка машзавода, Кротовского озера, алебастрового завода.

…в Липово, Жилино, Пономаревке

Председатель Кунгурского районного совета ветеранов Тамара Васёва, опираясь на воспоминания старожилов, сообщила, что в годы войны солдаты и офицеры жили в пяти деревнях и селах: «Плеханово, Березово, Жилино, Пономаревка, Липово».

«Солдат обучали военному делу, - вспоминают старожилы. - В деревне Липово солдат разместили по дворам. Они спали на сеновалах, а офицеры в домах, пока не построили землянки. На липовской стороне, по берегу реки Бабка,  есть два поля, одно называлось «Наджилище», а другое «Надпопово». На этих полях солдаты выкопали землянки, сложили печки из кирпича, жили и учились. На Бабиной Горе за Липовским мостом учились копать траншеи. За Сылвой, в сторону Осинового озера, тоже проходили учения, там были стрельбища. Солдаты ходили строем, с песнями, особенно запомнилась песня «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» Около  Липово солдаты выкопали большую землянку, это был их «клуб». Там показывали фильмы, в то время электричества не было,  горели две керосиновые десятилинейные лампы.

В свободное время, особенно в воскресенье, устраивали танцы под баян. На танцы приходили девушки из ближних деревень: Липово, Дейково, Березово, Жилино, Пономаревки. Танцевали вальс, фокстрот, танго, польку, краковяк, пели военные песни: «Катюша», «В землянке» и др. Иногда офицеры приходили в деревню, собирались на угоре, около дома Сыромятниковых, пели разные песни, играли в игры: «Комсомольский ручеек», «Третий лишний», играли в мяч, танцевали. Жизнь есть жизнь. Может многие офицеры и солдаты пели и танцевали в последний раз.»

Слышал от кунгуряков о частях, стоявших в годы войны в Филипповке, Голдыревском. Вполне возможно, что и здесьтакже шла подготовка воинов соединений 7-й запасной стрелковой бригады. Но, могли быть и другие части. В документах кунгурских эвакогоспиталях, например, упоминаются бойцы, поступившие на лечение  из воинских частей под номерами 204, 440, 860 МСБ, 07822 (полевая почта). Поскольку многие из них, уроженцы Пермской области, призваны служить из Молотова, Кизела, Усть-Кишерти, Чернушки, Чусового, Березовки, Верхних Муллов и других населенных пунктов Прикамья, логично предположить, что эти части стояли недалеко от Кунгура. Так что поиск продолжается…


Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

 

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 6
Просмотры: 10469   Комментарии: 5

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 6)

Комментарии

Добавить комментарий
гость
23.12.2015 18:21:34
В Поповке, на Снежинке, тоже лес весь в старых окопах, маленькие мы в советское время играли там в войнушки, может быть тоже там шли какие то учения.еще родители рассказывали, что в Шадейке был блокадный деддом из Ленинграда, умерших деток хоронили в братскую могилу, интересно помнит ли кто об этом?
Капитан Немо
24.12.2015 09:51:25
Мой дед - Козьмин Петр Селиверстович, 1927 г.р, уроженец Восточно-Казахстанской области, п. Шеманаиха, с 1944 по 1952 г.г. проходил службу в г. Кунгуре. Был призван в армию в 17 лет (год себе приписал) сначала попал на ст. Юг (Бершеть) , потом часть перекинули в Кунгур. В Кунгуре проходил службу в учебке, где и остался старшиной роты. До самой своей кончины в 2003 г. сильно переживал, что не попал на фронт. Судя по его воспоминаниям, его часть (учебка) располагалась в м/р Элеватор, возможно на территории уже бывшего военного городка, но какой-то его части, т.к. дед рассказывал, что в то время еще действовало старое кладбище. А после войне возле д.д. Парашино и Полетаево еще долгое время размещались полевые лагеря их части. Дед лично видел и разговаривал с Жуковым, когда того во время опалы назначили командующим УрВО. Во время инспекции Кунгура Жуков остался недоволен в целом состоянием дел, перед строем "разнес" командира их части. После войны, части, расп. в Кунгуре, принимали большое участие в хозяйственной жизни города: строили дома (по ул. Микушева например) мостили дороги, работали кстати, с пленными немцами и румынами, которые в частности, мостили дорогу на Первомайку. Скудное питание было и сразу после войны, уже при Жукове (после 1947 г.) в этом смысле что-то наладилось. Дед говорил, что при его росте 167 см. он бывало весил 40-42 кг. Выручало местное население: где-то меняли продукты на обмундирование, где-то "шабашили". После ДМБ в 1952 г. остался в Кунгуре, начал работать на шпалозаводе - там в то время хорошие заработки были.
Айнагуль
12.10.2019 00:22:32
Мой дед, Майчинов Дюшеналы, получил контузию и лечился в госпитале Кунгура,в период с 01.01.1943 и 05.02.1943.Может в конце 1942 года. Точно в каком госпитале не знаю.Потом отправлен на Родину в Киргизскую ССР.Пожалуйста, помогите,Кунгурчане! Меня зовут Айнагуль Майчинова.
777
12.10.2019 19:17:18
Айнагуль,в Кунгуре уже вряд ли кто помнит,ушло практически целое поколение. А на сайтах обд,память народа и др Вы искали? память народа только выписка о Вашем деде 1894 гр о выбытии из части Между 01.01.1943 и 05.02.1943,видимо после контузии,в поисковиках бывает много ошибок в фио при составлении списков,попробуйте искать по имени. Мы так своего деда нашли,оказалось что не пропал без вести,как сообщали его жене-нашей бабушке и родным в 42г,а вышел из окружения ,в госпитале лечился и опять в бой и погиб в 1943 г. писарь допустил одну ошибку в фамилии,а по анкете не смотрели и всю жизнь его жена и дети тряслись от боязни что признают врагами,тогда было так.
Елена
10.02.2020 00:25:33
Мой дед сержант Середенко Иван Семенович 1896г.р. служил в 374 зсп в стояли селе Услички с 1941-43г, потом воевал на фронте дошел до Берлина. Есть фото с сослуживцами с именами и фамилиями.
 

Похожие

Подписка
Наверх