Церковь в Сылвенске, 30-е годы XX века. Фото Бориса Рябинина 17 марта 2014, пн
К числу исчезнувших святынь Кунгурского района принадлежит и храм одного из старейших населённых пунктов Сылвенско-Иренского поречья – села Сылвенск, первоначального известного как Воздвиженская пустынь. История насчитывает здесь три одноимённых церкви, освящённых в честь Воздвижения Животворящего Креста. Их судьба оказалась тесно связана с жизнью сначала монастырской вотчины, принадлежавшей Соликамскому Вознесенскому монастырю, а затем села, получившего своё наименование по местоположению на берегу реки Сылвы. Первый деревянный Крестовоздвиженский храм был построен в 1630-е годы, когда монахи и монастырские крестьяне только начали обживать этот край. Их мирный труд прервал Сеитовский бунт, в огне которого в 1662 году были уничтожены многие русские населённые пункты и православные храмы. Среди них оказалась и пустынь с Крестовоздвиженской церковью. Вскоре на месте пепелища уцелевшие вотчинники построили новый деревянный храм, формой и размерами повторивший своего предшественника. Именно здесь в середине XVIII века служил священник Ананий, родоначальник рода Поповых и дальний предок знаменитого учёного-электротехника А.С. Попова. Следы фундамента второй Крестовоздвиженской церкви были заметны ещё в конце XIX столетия, когда в память о некогда существовавших монастырских храмах на месте их алтаря стоял каменный столб с иконой Николая Чудотворца. Последний, третий по счёту, храм был построен кирпичным, пятиглавым. В отличие от предшественников, которые возводились за счёт монастырской казны, эта церковь сооружалась иждивением прихожан. Мастер, руководивший строительными работами, был знатоком своего дела. Новый храм он разместил рядом со старым, но таким образом, что его здание стало доминантой всей округи. И в начале ХХ века на одной из почтовых карточек был изображён белоснежный Крестовоздвиженский храм, возвышавшийся на крутом берегу реки Сылвы. Эта барочная церковь, завершённая в 1785 году, одновременно напоминала два храма города Кунгура. Она была построена двухэтажной и сильно вытянутой по оси восток-запад как Преображенская церковь. А вот завершением четверика с полуглавиями на фасадах и ярусной колокольней со шпилем напоминала Успенский храм. Её длина составляла 16 саженей (34 м), ширина – 5 саженей (10,7 м), высота – 15 саженей (32 м). Нижний храм был освящён в 1785 году в честь Николая Чудотворца, верхний – в 1801 году во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Постепенно храм, построенный на монастырской земле, обрастал легендами, которые были связаны с историей пустыни. В конце XIX века всем любопытствующим показывали сухой колодец, который был выкопан в давние времена. Местное предание гласило, что здесь во время одного из башкирских нашествий старцы пустыни спрятали от врагов все церковные ценности и засыпали их землёй. Прихожане Крестовоздвиженской церкви гордились не только древней историей своего храма, но и его иконами, утварью. Большинство богослужебных предметов были серебряными. Один из напрестольных крестов, украшенный финифтью, пожертвовал в 1864 году знаменитый кунгурский купец-чаеторговец М.И. Грибушин. А оклад из серебра на особо чтимую храмовую икону Николая Чудотворца был вкладом местного крестьянина Каллистрата Рогозина. В 1920-е годы большинство церковной утвари, а также ценные ризы с икон были изъяты под предлогом борьбы с голодом. В советский период Крестовоздвиженский храм разделил судьбу большинства культовых сооружений, когда-то существовавших на территории Кунгурского уезда. Сначала церковь была закрыта и её здание использовали как клуб. Позднее здесь находились машинно-тракторные мастерские. Затем опустевшее здание стало постепенно разрушаться, и местные дачники превратили его в каменоломню, растаскивая кирпич для своих хозяйственных нужд. Когда в 1990-е годы началось возрождение православия, стало ясно, что в Сылвенске восстановить храм уже не удастся. Тогда по инициативе протоиерея Олега Ширинкина с благословения епископа Пермского и Соликамского и с разрешения Моховской сельской администрации было решено храм полностью разобрать, а его кирпич использовать на восстановление колокольни кунгурского Свято-Никольского храма. В 2005 году на месте исчезнувшего храма была установлена ажурная одноглавая часовня. Так, не совсем печально, завершилась история одного из старейших культовых сооружений земли Кунгурской. Ольга Ренёва, Искра Кунгур © iskra-kungur.ru
Поделиться:
|
7607 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |