Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.

Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2025

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №92/2025 от Сегодня

Комментарии

Где в Кунгурском округе 3 сентября не будет электроэнергии
А кто сможет правдиво объяснить, почему "верхняя" часть города была отключена на три часа? И это про...

04.09.2025 18:58:46
Как не переплачивать за вывоз мусора, когда живете на даче?
А как не переплачивать за мусор, если в деревне имеешь дом, но там не живешь и не ночуешь и не мусор...

29.08.2025 14:53:34
Опустевшие пеньки и новый торговый пятачок. У мини-рынка в Ч...
И чем же налоговая инспекция мотивировала свой запрет? Это что глупость или зависть или "миллионы",...

18.08.2025 22:03:44
Гостиный двор. Проект нормальный, по смете есть вопросы
Либо разработчики проекта неграмотные, если уже в который раз не могут согласовать проект. Тогда неп...

08.08.2025 16:27:30
Кунгурякам на заметку. От бумаги к цифровизации: почему элек...
Все эти восхваления электронных квитанций не ради удобства населения, а ради экономии на почтовых ра...

03.08.2025 20:48:17

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Улицы Кунгура меняются в лицах. Деповской околоток

Фотография к материалу: Улицы Кунгура меняются в лицах. Деповской околоток
Панорама Деповской
13 сентября 2025, сб

Посёлок Кирпичный расположен на юго-восточной окраине Кунгура, за железной дорогой. Своим названием он обязан некогда размещавшимся здесь предприятиям. Принято считать, что появление этого микрорайона так или иначе также связано с деятельностью трёх располагавшихся здесь кирпичных заводов. Однако это утверждение не совсем верно.

ТАМ, ЗА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ

Первые постройки в этой части города появились в начале ХХ века. Их возникновение было связано со строительством железной дороги Пермь-Екатеринбург, обустройством станции Кунгур и пристанционной инфраструктуры.

Сегодня лишь сохранившаяся фотооткрытка начала ХХ века напоминает нам о прошлом этой территории. Одними из первых здесь были возведены корпуса паровозного депо. Здания, построенные по проекту архитектора Феофана Евтихиевича Вольсова, были удивительными по красоте. Производственные помещения несли в себе черты господствовавшего в тот период в архитектуре стиля модерн и составляли единый ансамбль со зданием железнодорожного вокзала и постройками привокзальной площади.


Дом в начальной части ул. Деповской. Фото 2013 г.

Тогда же, в 1910-х годах, началась застройка прилегающей к строящемуся депо территории. Здесь возводились постройки различных железнодорожных служб, а также жилые бараки, в которых селились рабочие-железнодорожники. Большинство строений того времени до наших дней не дошли.

«ЗДЕСЬ ДЕПОВСКИЕ ПРАВЯТ БАЛ»

Паровозное депо станции Кунгур, вне всякого сомнения, было одним из знаковых предприятий того времени. Несмотря на каторжные условия труда, рабочие депо играли активную роль в политической жизни города. В 1912 году здесь (одной из первых в городе) возникла организация РСДРП.

После Октябрьской революции рабочие депо были застрельщиками всех мероприятий молодой Советской власти. Вооружённый отряд из машинистов и слесарей, возглавлявшийся кузнецом Краснопёровым, дрался с колчаковцами. Позднее вписал немало ярких страниц в историю освобождения Кунгура от белогвардейцев.

ЛЕНИНСКИЙ ПОСЁЛОК

После окончания Гражданской войны кунгурские железнодорожники стали восстанавливать разрушенное станционное хозяйство. В 1920-х годах неподалёку от депо (вдоль полосы железной дороги) стали возводиться (как правило, из бывших в употреблении подручных материалов: дерева, шпал и т.д.) жилые дома, в которых селились семьи рабочих депо.

Известно, например, что в декабре 1928 года разрешение на строительство здесь одноэтажного деревянного дома на каменном фундаменте с надворными постройками получил от железной дороги Григорий Герасимович Мельников. Так сложился небольшой посёлок, названный именем вождя мирового пролетариата.


Железнодорожный переход - Дорога жизни

НА УЛИЦЕ ДЕПОВСКОЙ

К 1938 году бывший Ленинский посёлок был преобразован в улицу Деповскую. К этому времени здесь уже насчитывалось шесть домов. Архивные документы сохранили имена проживавших здесь людей. В их числе: Пелагея Зиновьевна Исаева (№ 2), Григорий Васильевич Низов (№ 6), Андрей Павлович Поспелов (№ 10), Антон Фёдорович Трещёткин (№ 12), Филипп Николаевич Безматерных (№ 14).

В конце 1920-х - начале 1930-х годах в этой местности стали образовываться новые улицы. Однако, как отмечают очевидцы, их границы были достаточно условными. Так, например, в 1953 году адрес находящейся на значительном удалении от жилья железнодорожной хлебопекарни обозначался как Рельсовая-Деповская, без указания номера дома.

ДЕПОВСКАЯ. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Сегодня улица Деповская продолжает свой неторопливый бег во времени. Представляет собой типичный односторонок (небольшую улочку с расположением домов только по одной стороне) длиной 228 метров, протянувшийся на один квартал вдоль полосы железной дороги от бывшего «Текущего» до бывшего «Угольного», на протяжении многих лет снабжавшего кунгурских железнодорожников каменным углём.


Многоквартирный дом на Путевой

На улице размещаются восемь домов (с чётной нумерацией от № 2 до № 16). Большинство из них представляют небольшие частные жилые дома. Единственным исключением является дом № 16. Он барачного типа, был построен ещё в 1934 году. В настоящее время в нём проживает несколько семей.

А ЭТО УЛИЦА ПУТЕВАЯ. СЛЫШАЛИ О ТАКОЙ?

Самая молодая улица в этом микрорайоне - Путевая - была создана 21 января 1958 года. Она объединила дома, многие из которых ещё дореволюционной постройки, разбросанные в полосе отвода железной дороги.

Как отмечала в своё время газета «Искра», «улица Путевая не обычная дорога с домами вдоль, а ломана-переломана в пространстве, островками на ней стоит жильё».


В заключительном секторе улицы Путевой

Сегодня общая протяжённость этой улицы составляет 550 метров. Она объединяет 17 строений, разделённых на три сектора. Первый начинается за гаражным комплексом к востоку от мелькомбината и включает дома № 1-10. Второй сектор - производственный. Здесь находятся бывший тупик птицефабрики «Комсомольская» (ныне - логистическая площадка на ул. Путевой, 11) и база торгового предприятия железнодорожников ОРС НОД-1. Третий сектор (дома № 13-а-19) начинается у полосы железной дороги, на перекрёстке с улицей Деповской, и идёт мимо начальной части улицы Рельсовой и Рельсового переулка, завершаясь на перекрёстке с улицей Боровой.

Обе улицы, что Деповская, что Путевая, практически незнакомы кунгурякам. Между тем, добраться до них весьма просто. Стоит лишь «прогуляться» по пешеходному переходу через железную дорогу в районе автобусной остановки «Имени В.П. Гусева».

Сергей Мушкалов,
директор Кунгурского музея-заповедника

Газета «Искра» № 90 (17325) от 06.09.2025 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 2
Просмотры: 218   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 2)

Комментарии



Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Через социальные сети:


Войти | Регистрация



 

Похожие

Полоска
Наверх