Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.
![]() Памятник буровой установке УРБ-3АМ 20 июля 2025, вс
148 лет назад, 17 июля 1877 года, был основан легендарный Кунгурский машиностроительный завод. Он начал действовать в качестве учебных производственных мастерских Кунгурского Губкинского технического училища. Завод работал до 2019 года, был закрыт, распилен на металлолом. И остался в истории Кунгура. Он был знаменит отличными техническими кадрами и оборудованием, важным для разных отраслей страны. Особенно много эксклюзивной продукции заводчане выпускали для нефтяной промышленности. Сегодня, в день рождения машзавода и в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне вспомним, как начиналось освоение производства нефтяного оборудования. Это было в 1943 году. Публикуем отрывок из главы «Завод № 426 - нефтяникам», напечатанной в книге «А он работает, живёт», выпущенной в 2002 году, к 125-летию машзавода. Книга подготовлена директором Кунгурского музея-заповедника Сергеем Мушкаловым и специалистами предприятия. ДЛЯ ФРОНТА И ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ Кунгурский машзавод стал называться Государственным союзным заводом № 426 в октябре 1941 года, когда его перевели в подчинение Народного комиссариата тяжёлого машиностроения. 22 сентября 1942 года Кунгурский машиностроительный завод был передан в Наркомат нефтяной промышленности. Но предприятие продолжало выпускать военную продукцию. В 1943 году производство мин увеличилось по сравнению с 1942 годом в 3,2 раза, а выпуск стальных головок вырос (по сравнению с 1941 г.) в 4,5 раза. Уже в 1943 году было освоено производство 11 видов нефтяного оборудования. Завод выпускал паровые насосы для перекачки горячих нефтепродуктов, заливочные головки для цементации нефтяных скважин, станки-качалки, тракторные подъёмники, приводы, лебёдки, запчасти. Три вида продукции Кунгурского машзавода - турбобур Т14-7, редукторный привод к лебёдке ЛТ-8 и передвижная мачта ПЭА-20 на 20 тонн - не имели аналогов в стране. ПЕРВЫЕ ТУРБОБУРЫ Нефтяникам нужны были турбобуры, но завод не имел токарных станков с расстоянием между центрами 8000 миллиметров для обработки валов и станков для расточки корпусов. Валы обрабатывали с двух настроек, второй конец устанавливали на специальной стойке за станком. Для расточки корпусов турбобуров были приспособлены две станины от токарных станков. Производство турбобуров освоили токари Василий Потанин, Иван Казаков, Николай Русинов, формовщица Евдокия Новикова, фрезеровщица Нина Худых, расточники Василий Федотов, Николай Лебедихин, Семён Бабушкин, мастер-сборщик Михаил Гусев и другие. Первый кунгурский турбобур был испытан 10 сентября 1943 года на буровой скважине № 195 треста «Краснокамскнефть». Как отмечали члены приёмной комиссии, «турбобур показал себя ввиду малых его размеров и веса чрезвычайно удобным в транспортировке и обслуживании». НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, УЧЁБА Чтобы обеспечить выпуск нового нефтяного оборудования, на заводе установили 90 новых металлорежущих станков. Были организованы автогенно-заготовительное и электросварочное отделения, участки резинопокрытия, отливки турбинок, сборки и испытания нефтяного оборудования. В связи с возросшей потребностью в болтах и гайках образован метизный участок. На 85% увеличена мощность электростанции. Рабочие предприятия освоили технологию глубокого сверления валов турбобура, глубокой расточки труб, вулканизации деталей, отливки тонкостенного стального литья турбинок. Оснащение завода дополнительным оборудованием, трудовая активность работающих позволили предприятию значительно увеличить выпуск продукции. Если в 1941 году объём производства составил 10,5 млн рублей, в 1942 году - 17,1 млн рублей, то в 1943 году на заводе было выпущено продукции на 27 млн рублей.
Расширение производства потребовало квалифицированных рабочих. За год на предприятии обучили разным профессиям 427 человек. В том числе было подготовлено 75 станочников-универсалов, 23 слесаря-монтажника, 5 электросварщиков. Кроме того, при городской школе № 4 была открыта вечерняя школа рабочей молодёжи, где обучалось 39 машиностроителей. НАГРАДЫ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1944 года группа работников Кунгурского машиностроительного завода была отмечена высокими наградами Родины. Орден Трудового Красного Знамени получил кузнец А.И. Лузганов. Орденами «Знак Почёта» были награждены начальник механического цеха Л.Д. Веретенников, заведующий производством завода Н.Д. Немировский, сталевар Н.В. Лашов. Медали «За трудовую доблесть» удостоены расточник Н.В. Лебедихин, формовщица Е.Е. Новикова, токарь А.И. Степанов, главный механик Н.К. Суслов. В мае 1944 года орденом Красной Звезды был награждён за безаварийную работу мастер заводской электростанции И.Т. Горбунов. Высокими правительственными наградами были отмечены И.И. Исаев, И.И. Пасюта, И.Л. Климов, возглавлявшие предприятие в годы войны. ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В 1944 году на заводе значительно увеличился выпуск оборудования для нефтяной промышленности. В течение года было изготовлено 76 турбобуров, 38 паровых насосов, 42 подъёмные лебёдки, 70 станков-качалок. Завод содержал два детских сада на 220 мест, ясли на 57 детей, а также 4870 квадратных метров жилого фонда, в том числе - два общежития. В январе 1945 года на завод поступил срочный заказ: наладить выпуск поршней и гильз к тракторам. Как сообщала газета «Искра», «рабочие поняли всю важность обеспечения предстоящей посевной кампании достаточным количеством запасных частей для тракторов и сельхозмашин». Литьё деталей производил литейный цех. Механическую обработку наладили в механическом цехе № 2. «Это была, - вспоминал Л.Д. Веретенников, - сложнее продукция, чем изготовление боеприпасов. Токарей не было. Из первого механического цеха более опытные токари переводились на изготовление этого заказа, а в первый цех набирались новички, которых надо было обучать». Весной 1945 года в связи с возросшей потребностью страны в буровой технике Кунгурский машиностроительный завод полностью перешёл на выпуск нефтепромыслового оборудования. ИСТОРИЯ АГРЕГАТОВ В 1977 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в развитие производства буровой техники и достигнутые трудовые успехи завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени. С начала 1990-х годов машзавод переориентировался на производство агрегатов для текущего и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин. В 1996 году создан новый ремонтно-буровой агрегат АРБ100, не имеющий аналогов в стране. В 1998 году создана многофункциональная установка МБУ125 грузоподъёмностью 125 тонн, предназначенная для бурения ротором и забойными двигателями эксплуатационных и разведочных скважин, ремонта и восстановления нефтяных и газовых скважин. БУРОВАЯ УСТАНОВКА КАК ПАМЯТНИК Сейчас о славном прошлом предприятия напоминают ветераны, книги, публикации в газетах и памятник. 27 сентября 2024 года в Кунгуре торжественно открыт памятник буровой установке УРБ-3АМ, смонтированной в 1962 году на шасси автомобиля МАЗ-200. Памятник расположен возле автотранспортного колледжа. Агрегат, ставший памятником, привёз бывший директор машзавода Николай Иванович Попов из Казахстана от нефтяников, у которых установка долго работала и чудом сохранилась. Подобные агрегаты, спроектированные и сделанные на заводе, отправлялись по всему Советскому Союзу и за рубеж, в 110 стран мира, где с их помощью добывали нефть и воду. Людмила Пятилова Газета «Искра» № 75 (17311) от 17.07.2025 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
![]() ![]() |
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеКунгурская прокуратура проводит «горячую линию» по вопросам льготного обеспечения граждан19.07.2025, 14:56
![]() ![]() |