Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2024
Полоска

Анна Самойловских. В эвакуацию на родину


09 марта 2025, вс

«Искра» продолжает рубрику «К 80-летию Великой Победы» (начало в № 11, 17 от 1 и 15 февраля 2025 года). Сотрудники музея-заповедника рассказывают в ней о том, как кунгуряки участвовали в Великой Отечественной войне, как приближали Победу на фронте и в тылу.

Тыловой Кунгур в годы Великой Отечественной войны дал приют тысячам эвакуированных, в их числе оказалась и уроженка нашего города Анна Ивановна Самойловских, московский художник-график. Именно благодаря её работам - наброскам, этюдам, эстампам - мы, живущие в XXI веке, можем наглядно представить, каким был Кунгур в суровые военные годы, ведь видовых и сюжетных фотографий того периода известно очень мало. В фондах Кунгурского музея-заповедника хранится обширная коллекция работ А.И. Самойловских, созданных в годы войны. Среди них есть и блокноты с зарисовками и набросками, сделанными буквально на одном дыхании. Всё это уникальное свидетельство о жизни Кунгура и кунгуряков в годы лишений и утрат.

Когда летом 1941 года А.И. Самойловских (в то время уже видный мастер советской графики) собиралась в Москве в дальнюю дорогу, то она и предположить не могла, что местом её эвакуации станет родной Кунгур. Две недели длилась изнурительная поездка в переполненном вагоне и, наконец, до боли знакомая железнодорожная станция… Кунгур, город детства и юности художницы. 10 августа 1941 года в блокноте «Для эскизов» появился первый набросок - автопортрет с подписью: «Кунгур. Начало эвакуации».


«Кунгур», 1943 год

Вопрос с жильём удалось решить быстро. Хотя в Кунгуре и не осталось никого из родных, А.И. Самойловских смогла устроиться на постой в тот самый дом, где она появилась на свет в 1901 году. И вновь адрес «Кунгур, улица Мамонтова, дом 36» стал её адресом. Именно на него приходили письма, адресованные художнице. А вела она обширную переписку, общалась и с теми, кто остался в Москве. Рассказывала им о своём житье-бытье, узнавала новости о друзьях, как по-прежнему живущих в столице, так и уехавших в эвакуацию. В своём письме, отправленном в конце 1941 года видному художественному критику и коллекционеру Павлу Давыдовичу Эттингеру, она поделилась сомнениями о выборе места работы. Ей хотелось быть полезной людям, поэтому планировала устроиться санитаркой в один из эвакогоспиталей Кунгура. Но, с другой стороны, Анна Ивановна переживала, что не останется времени для творчества. На что Павел Давыдович ей ответил: «Не сомневаюсь, что когда вы будете работать в госпитале у вас появятся много мотивов для писания и рисования». И он оказался абсолютно прав! Все три года, проведённые в Кунгуре во время войны, Анна Ивановна не расставалась с блокнотом и карандашом. А в свободное время от дежурств она выходила на пленер, и в результате появился цикл акварелей «Город Кунгур - моя Родина». Несколько работ изображают наш город с высоты птичьего полёта, такого эффекта художница добилась, поднявшись на колокольню Тихвинского храма, который в годы войны был передан Народному комиссариату обороны.


«Наш родной домик», 1943 год

В Кунгуре А.И. Самойловских начала трудовой путь в эвакогоспитале № 2566 с должности санитарки, после окончания медицинских курсов стала медсестрой. Позднее она говорила: «Время, когда я была медсестрой, вспоминаю с благодарностью, потому что, когда приходила к раненым, измученным, истерзанным, и находила чувство благодарности за малейший пустяк, всё личное забывалось, всё делалось для людей».

Анна Ивановна стала бытописателем жизни эвакогоспиталя № 2566, работавшего в здании Кунгурского лесотехникума на правом берегу реки Сылвы. В её набросках и этюдах мы видим, как учебные кабинеты превратились в больничные палаты, где плотными рядами вместо столов стоят кровати, рядом с которыми ютятся тумбочки, загромождённые вещами. Что удивляет - обилие комнатных растений, создающих ощущение домашнего уюта.


«Обед», 1944 год

Для А.И. Самойловских любой момент госпитальной жизни мог превратиться в сюжет для рисунка или акварели, будь это работа приёмного покоя, общение раненых между собой и с лечебным персоналом, чтение книг и газет, игра в шахматы… Есть и портреты-зарисовки. Правда, очень жаль, что обычно не указаны имена позирующих. Лишь очень редко рукой художницы на обороте сделаны трудночитаемые надписи, где угадывается фамилия раненого бойца. О том, что изображена не простая больница, а военный госпиталь говорят такие приметы как наличие ночного дежурного - не медсестры в белом халате, а солдата в военной форме, стоящего по стойке смирно. Подобные работы Анна Ивановна создавала, когда сама дежурила в ночную смену.

Жизнь эвакогоспиталя была очень насыщенной, позитивный настой у выздоравливающих помогали поддерживать добровольные помощники - школьники, студенты, рабочие, которые в свободное время читали им книги, помогали писать письма, ухаживали за тяжёлобольными. Всё это отразила медсестра-художник в своих работах. Один из набросков в её блокноте изображает музыкантов духового оркестра, а в записной книжке, подписанной как «Годы войны в Кунгуре», есть краткий текст: «Марковский, нач. клуба танк. учил». Известно, что духовой оркестр эвакуированного в Кунгур Киевского танкового училища осуществлял масштабную концертную деятельность, в том числе выступая и в эвакогоспиталях перед ранеными бойцами. Скорее всего, именно один из таких моментов и зафиксировала Анна Ивановна Самойловских в своём беглом наброске.


«Играют в шахматы», 1944 год

Годы войны в Кунгуре для московского художника-графика стали временем самосовершенствования. Анна Ивановна много читала, словно пытаясь наверстать упущенное. В 1943 году она даже составила список «Что прочесть», который сейчас хранится в Кунгурском музее-заповеднике. В нём - произведения отечественной и зарубежной классики, мемуары, автобиографические записки, переписка выдающихся композиторов, поэтов. Скорее всего, не всё обозначенное в этом списке удалось найти в библиотеках Кунгура и позднее, вернувшись из эвакуации в Москву, Анна Ивановна продолжала не только читать заинтересовавшие её книги, но и дополнять этот перечень. Например, там указана повесть «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова, которая впервые была опубликована только в 1946 году.

В военные годы мастера изобразительного искусства, куда бы не забросила их судьба, продолжали заниматься выставочной деятельностью. Весной 1944 года в Молотове и Свердловске состоялась межрегиональная выставка «Урал - кузница оружия», участницей которой стала А.И. Самойловских. После возвращения в Москву ряд работ, выполненных ею в эвакуации, были переработаны и переведены в другой материал. Появился цикл авторских литографий, названный «Эвакогоспиталь на Урале».

Ольга Ренёва,
зав. Музеем истории купечества

Газета «Искра» № 25 (17261) от 06.03.2025 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Общество    


Рейтинг: 2
Просмотры: 468   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 2)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх