Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №123/2024 от Сегодня

Комментарии

И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...

09.10.2024 10:12:28
Где в Кунгурском округе 8 октября не будет электроэнергии
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...

08.10.2024 22:30:38
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
К сожалению в данный момент не нахожусь в Кунгуре, но уже месяц прошел после публикации и никакой ин...

08.10.2024 15:57:02
Мост «раздевают». На старом Иренском мосту в Кунгуре идут по...
Крымский мост построили за два года, а это 18 км, ремонтировать мост будем тоже два года, а потом че...

08.10.2024 15:46:03
В осень с платком. Началось голосование в акции "День п...
Добрый день. Похоже на накрутку голосов.

20.09.2024 16:55:42

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Железнодорожному вокзалу Кунгура 115 лет

Фотография к материалу: Железнодорожному вокзалу Кунгура 115 лет
На перроне вокзала ст. Кунгур. 1 ноября 1909 года
02 ноября 2024, сб

С чего все начиналось…

115 лет назад 1 ноября 1909 года в Кунгуре был открыт железнодорожный вокзал и началось движение по железнодорожной линии Пермь-Екатеринбург. С тех пор город стал важным пунктом Транссибирской магистрали.

К концу XIX века встал вопрос о строительстве железнодорожной ветки Пермь-Екатеринбург, т. к. горнозаводская дорога уже не справлялась с потоком грузов. В 1904 году Федор Федорович Скурский, директор Кунгурского технического училища Губкина, осуществив необходимые расчеты, обосновал целесообразность ее проведения через Кунгур - и своим докладом убедил в этом Министерство путей сообщения.

Строительство железнодорожной магистрали, соединившей Кунгур с Пермью и Екатеринбургом, началось в 1905 году. Дорога сооружалась подрядным способом. При прокладке полотна часть насыпей была искусственной. Для их возведения использовали местный строительный материал. На строительстве железной дороги наряду с местными рабочими трудились выходцы из Киевской и Гродненской губернии. Железная дорога между Пермью и Екатеринбургом, протяженностью 369 километров, обошлась казне более чем в 34 миллиона рублей.


Земляные работы на линии железной дороги Пермь-Екатеринбург около Кротовского озера. 1900-е гг.

Как и во многих других городах, уездных и губернских центрах, стальная магистраль проходила на достаточном удалении от основной городской застройки. Не был исключением и Кунгур, железнодорожная станция которого тогда находилась в нескольких километрах от города, вошедшая в городскую черту уже в советский период.


Вокзал. Работы на подъездном пути. 1900-е гг.

Одновременно со строительством железнодорожного полотна возводилась и сопутствующая железнодорожная инфраструктура. В 1906 году было начато строительство «каменного вокзала III класса с большим буфетом». Проект здания вокзала был разработан симбирским архитектором Ф. Е. Вольсовым, руководитель проекта - инженер И. А. Быховец.

Архитектура Кунгурского вокзала выполнена в стиле эклектики, характерной для тех времен, с элементами модерна и классицизма. Среди небольших строений окраинной привокзальной слободки оно стало главной доминантой и одним из красивейших памятников архитектуры XX века.

Его архитектура интересна тем, что железнодорожные пути расположены значительно выше привокзальной площади, поэтому под серединой вокзала сделали подвальный этаж. Он предназначался для служебных помещений, в том числе для хранения багажа и почты. Посредине вокзала разместили широкое и высокое крыльцо с навесом и тамбуром. С платформой зал соединяется через два прохода.


На перроне вокзала ст. Кунгур. 1 ноября 1909 года

Основной этаж имел два просторных зала, слева для пассажиров третьего класса, справа - для первого и второго. После того, как классы пассажиров были упразднены, в левом крыле вокзала был открыт ресторан, который считался одним из лучших в городе. Сейчас на его месте располагаются служебные помещения. Кассы находились в том же месте, что и сейчас. Рядом с ними располагался телеграф.

Фасады вокзала - как ориентированный на город, так и выходящий на платформу - похожи, за исключением расположения входов. Украшением фасадов служат большие арочные окна, освещающие залы ожидания. Наружные стены вокзала украшает кирпичный декор и натуральный серый камень; своды залов ожидания оформлены пышной лепниной, которая прекрасно сохранилась.

Станционные постройки - водонапорная башня, локомотивное депо и мастерские - также построены в одном архитектурном стиле.


Первый поезд на Кунгурском вокзале. 1 ноября 1909 года. Автор - З.П. Ковалёва

Открытие постоянного железнодорожного движения через станцию Кунгур состоялось 1 ноября 1909 года. Встреча первого состава, состоявшего из почтовых и багажных вагонов, прошла торжественно в присутствии высокого начальства. Скорость такого поезда не превышала 35 верст в час.

Благодаря строительству железной дороги Пермь - Екатеринбург, ставшей частью главного хода Транссибирской магистрали, Кунгур был включен в железнодорожную сеть России, что способствовало успешному развитию города в последующие десятилетия. Транссиб, как и Сибирский тракт, связывает европейскую часть государства с Сибирью и странами Азии, а Кунгур стал важным пунктом этого пути.

Ю.И. Касьянова, главный специалист
архива Кунгурского округа

Газета «Искра» № 122 (17212) от 31.10.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 1
Просмотры: 165   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 1)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Полоска
Наверх