Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2025
Полоска

Кунгурские памятные места. Алебастровый, завод и посёлок


Об алебастровом заводе и посёлке напоминают лишь одинокий дом...
18 октября 2024, пт

Более шестидесяти лет на кунгурской земле работало предприятие, которое производило качественную продукцию для строек и медицинских учреждений страны.

Всякий раз, спускаясь из посёлка Нагорного по Иренской горе, невольно обращаю внимание на одинокий домик, стоящий за дорогой на взгорке. Домик, можно сказать, исторический - это всё, что осталось от богатой инфраструктуры работавшего здесь долгие годы Кунгурского алебастрового завода. О том, каким были завод и выросший вместе с ним посёлок, можно теперь узнать лишь из публикаций и книг историков и краеведов. Напоминает о предприятии и местности, где оно стояло, и название железнодорожной остановки, что неподалеку - Гипсы.

К ОДИНОКОМУ ДОМИКУ ведут две наезженные дороги. Поднялся по одной. Меня встретили две собачки, как и полагается, облаяли незнакомца. Трудно представить, что когда-то здесь, как пишут историки, помимо завода, были клуб, ясли, детский сад, столовая, электростанции, баня. Сейчас тут лишь атрибуты современной жизни: антенны на крыше дома, металлический бачок под мусор.

За домом увидел теплицу из карбоната. У завода же было подсобное хозяйство гораздо более масштабное - с землями, стадом животных, овощехранилищем, складами, мельницей. Сельхозпродукцию выращивали на горе, там, где сейчас участки садоводов-мичуринцев. Есть на этой горе и моя маленькая «дача». Путь к ней пролегает через берёзовую рощу, где летом можно и грибов насобирать, и веничек сорвать. Вокруг на горе - масса карстовых воронок, больших и маленьких, которые, конечно же, были, и во времена жизни завода. Из книги Сергея Мушкалова «Кунгур фабрично-заводской» (Пермь, 2024) узнал, что некоторые из них в годы Великой Отечественной войны использовались для устройства землянок. Вот что рассказал об этом автор в очерке «Алебастровый»:

«На Иренской горе, - вспоминает А.С. Гладких (сын директора завода Степана Ефимовича Гладких - В.О.), - со стороны завода было много карстовых воронок, которое командование решило для ускорения дела приспособить под землянки. Копать ямы было не нужно, поскольку они уже имелись на месте, достаточно установить в нужных местах деревянные столбы, обшить их досками и в результате получить тёплое помещение, если снаружи под стены и на потолок насыпать той же земли. Оставалось сколотить нары в два яруса, изготовить нужное количество скамеек - и казарма в роту солдат готова. Таким образом были устроены и все другие помещения для приёма, обучения и тренировок необходимого количества солдат».

В ОЧЕРКЕ «АЛЕБАСТРОВЫЙ» Сергей Мушкалов называет имя ещё одного директора предприятия - Льва Михайловича Сандрацкого. На сайте «Подвиг народа» нашёл информацию о том, что указом Президиума Верховного совета СССР от 29.07.1945 начальник Кунгурского алебастрового завода Уральского треста стройматериалов Народного комиссариата путей сообщения Лев Михайлович Сандрацкий был награждён орденом «Знак Почёта» с формулировкой: «За успешное выполнение заданий Правительства по ремонту подвижного состава, выпуску запасных частей, боеприпасов и вооружений в период Великой Отечественной войны».


Коллектив рабочих Кунгурского алебастрового завода. 1944-1945 годы

К сожалению, мы пока мало что знаем об этом человеке. В Пермском государственном архиве социально-политической истории хранятся документы коммунистов, эвакуированных в годы войны в наш край. Из них узнал, что Лев Сандрацкий до войны работал механиком на сахарном заводе в городе Бердичеве (Житомирская область).

Некоторое время, очевидно, до Л. Сандрацкого возглавлял Кунгурский алебастровый завод Моисей Маркович Хусид. На это указывает его статья «Завод нуждается в помощи», опубликованная в областной газете «Звезда» 11 октября 1944 года. Автор статьи (её скан размещён на сайте Пермского государственного архива социально-политической истории), как следует из подписи, - директор предприятия. А на сайте «Архивы Прикамья» опубликована, со ссылкой на архив Кунгурского округа, информация о М.М. Хусиде как о директоре Кунгурского алебастрового завода в годы Великой Отечественной войны. Сказано, правда, немного: родился в 1892 году, а вот где и откуда прибыл - неизвестно.

ЕЩЕ ОДИН любопытный штрих из истории предприятия и посёлка: здесь жили и трудились не только местные жители, но и спецпоселенцы. Информацию о спецпосёлке «Алебастровый завод» я нашёл на сайте Пермской региональной благотворительной общественной организации «Центр исторической памяти» (pmem.ru/index.php?id=2013). Информации, правда, немного - приведены цифры всего за два года. Основная категория спецпоселенцев - советские немцы. На 1 января 1950 года их проживало в посёлке 104 человека (38 семей, в том числе детей до 16 лет - 35), через год - соответственно 57 человек (20 семей). Когда было создано спецпоселение и когда перестало существовать, - не указано.

АЛЕБАСТРОВЫЙ ЗАВОД за годы своего существования находился в ведении нескольких организаций. Сергей Мушкалов в очерке «Алебастровый» называет две - Министерство путей сообщения и городской кирпичный завод (с 1961 года). Директор завода М. Хусид в своей статье, упомянутой выше, называет ещё одну - систему Облпромстрома (очевидно, в годы войны).

Вхождение алебастрового завода в отрасли строительных материалов можно понять, но какая связь может быть между ним и Министерством путей сообщения? Связь скорее, внутренняя, глубинная. Во-первых, алебастрового завода могло и не быть, если бы в 1909 году возле Иренской горы не проложили железную дорогу. Как пишет Сергей Мушкалов в очерке «Гипсы» («Читаем Кунгур, как книгу», 2018 год), «в 1912 году карьеры, утроенные в Иренской горе с целью добычи камня для устройства насыпи железной дороги и заброшенные по завершении работ, получили вторую жизнь. Здесь начал работу Кунгурский алебастровый завод». Во-вторых, у завода было и то, что свойственно железной дороге: своя узкоколейка, проложенная до карьера, по которой ходил мотовоз. Директор М. Хусид в своей статье, рассказывая о переживаемых заводом трудностях, говорит о том, как их можно решить, в том числе с помощью железной дороги.


...да частичное название остановочного пункта Гипсы на железной дороге

ГИПСЫ - такое имя носит остановка (остановочный пункт) на железной дороге, неподалеку от места, где стоял алебастровым завод. Напоминает ли название о предприятии? Конечно, но вообще-то Гипсы, как пишет Сергей Мушкалов в одноименном очерке, это, прежде всего, название местности: «Первоначально местность, известная сегодня как Гипсы, представляла собой луга, в весенний период заливаемые водами реки Ирени. Ограничивала территорию гряда холмов, издавна прозванная местными жителями Иренской или Бабиной горой».

На остановке «Гипсы», живя в посёлке Нагорном, я бывал сотни раз: провожал и встречал детей-студентов, каждое лето раза три-четыре еду отсюда на утренней электричке за грибами до остановки «Камаи» и обратно. Народу со мной в поезд садится немного: два три человека, часто бывает, что, кроме меня, никого и нет. Но были, оказывается, времена, когда жизнь здесь кипела, а Гипсы были не остановочным пунктом, а разъездом. «В 1940 году разъезд Гипсы был включён в городскую черту Кунгура, - пишет С. Мушкалов. - К этому времени он стал важным объектом городской инфраструктуры. Здесь, в частности, находились разгрузочные площадки крупнейших предприятий города - кожкомбината и машиностроительного завода. Кроме того, на разъезде производилась посадка пассажиров на начавший курсировать в этот период пригородный поезд до Перми. В 1950-х годах на проходящий через Кунгур железной дороге была устроена вторая колея. Разъезд потерял своё прежнее значение. Здесь, в частности, были практически полностью (за исключением алебастрового завода) прекращены все грузовые операции. Ликвидирован «вокзал», который был приспособлен под жилье».

ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Кунгурский алебастровый завод

Создан в 1912 году. Сырьё добывали в карьерах, устроенных в гряде холмов, расположенных вдоль линии железной дороги. Известняк обжигали в печах, дробили и ссыпали на склад. Получаемый алебастр использовался в строительстве и медицине. В 1933 году начали модернизацию производства: в карьер проложили узкоколейку, получили первый мотовоз. Развитие предприятия и инфраструктуры поселка во многом связано с именем Степана Ефимовича Гладких, который руководил заводом с 1933 по 1944 годы. В 1961 году предприятие, находившееся в ведении железной дороги, передали в структуру городского кирпичного завода. В 1970-х годах работа алебастрового завода была полностью прекращена.

ИСТОЧНИК: книга С. Мушкалова
«Кунгур фабрично-заводской» (2024)


ОБ АЛЕБАСТРОВОМ ЗАВОДЕ, а точнее о посёлке, я впервые услышал от родителей в раннем детстве. Упоминая о посёлке, видимо, жизнь там шла интересная, отец говорил: «АлебастрОво» с ударением на предпоследнем слоге. Мне, помню, тоже хотелось там побывать. В 1983 году, когда я стал жить в Нагорном, от завода и посёлка остался лишь один дом.

Владислав Одегов
Фото автора и Госкаталог музейного фонда РФ

Кунгурского музея-заповедника

Газета «Искра» № 116 (17206) от 17.10.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 11
Просмотры: 16885   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.7/5 (Всего голосов: 11)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх