город Кунгур
Выпуск газеты в PDF
Свежий выпуск №144/2024 от Сегодня
Комментарии
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...
Городская справка
Двадцатка лучших. В Кунгуре прошла церемония вручения знаков «Гордость Пермского края»
С 23 декабря 2024 года меняется расписание автобуса № 334 маршрута «Кунгур - Комсомольский».
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Кунгурские памятные места. Алебастровый, завод и посёлок
18 октября 2024, пт
Более шестидесяти лет на кунгурской земле работало предприятие, которое производило качественную продукцию для строек и медицинских учреждений страны. Всякий раз, спускаясь из посёлка Нагорного по Иренской горе, невольно обращаю внимание на одинокий домик, стоящий за дорогой на взгорке. Домик, можно сказать, исторический - это всё, что осталось от богатой инфраструктуры работавшего здесь долгие годы Кунгурского алебастрового завода. О том, каким были завод и выросший вместе с ним посёлок, можно теперь узнать лишь из публикаций и книг историков и краеведов. Напоминает о предприятии и местности, где оно стояло, и название железнодорожной остановки, что неподалеку - Гипсы. К ОДИНОКОМУ ДОМИКУ ведут две наезженные дороги. Поднялся по одной. Меня встретили две собачки, как и полагается, облаяли незнакомца. Трудно представить, что когда-то здесь, как пишут историки, помимо завода, были клуб, ясли, детский сад, столовая, электростанции, баня. Сейчас тут лишь атрибуты современной жизни: антенны на крыше дома, металлический бачок под мусор. За домом увидел теплицу из карбоната. У завода же было подсобное хозяйство гораздо более масштабное - с землями, стадом животных, овощехранилищем, складами, мельницей. Сельхозпродукцию выращивали на горе, там, где сейчас участки садоводов-мичуринцев. Есть на этой горе и моя маленькая «дача». Путь к ней пролегает через берёзовую рощу, где летом можно и грибов насобирать, и веничек сорвать. Вокруг на горе - масса карстовых воронок, больших и маленьких, которые, конечно же, были, и во времена жизни завода. Из книги Сергея Мушкалова «Кунгур фабрично-заводской» (Пермь, 2024) узнал, что некоторые из них в годы Великой Отечественной войны использовались для устройства землянок. Вот что рассказал об этом автор в очерке «Алебастровый»: «На Иренской горе, - вспоминает А.С. Гладких (сын директора завода Степана Ефимовича Гладких - В.О.), - со стороны завода было много карстовых воронок, которое командование решило для ускорения дела приспособить под землянки. Копать ямы было не нужно, поскольку они уже имелись на месте, достаточно установить в нужных местах деревянные столбы, обшить их досками и в результате получить тёплое помещение, если снаружи под стены и на потолок насыпать той же земли. Оставалось сколотить нары в два яруса, изготовить нужное количество скамеек - и казарма в роту солдат готова. Таким образом были устроены и все другие помещения для приёма, обучения и тренировок необходимого количества солдат». В ОЧЕРКЕ «АЛЕБАСТРОВЫЙ» Сергей Мушкалов называет имя ещё одного директора предприятия - Льва Михайловича Сандрацкого. На сайте «Подвиг народа» нашёл информацию о том, что указом Президиума Верховного совета СССР от 29.07.1945 начальник Кунгурского алебастрового завода Уральского треста стройматериалов Народного комиссариата путей сообщения Лев Михайлович Сандрацкий был награждён орденом «Знак Почёта» с формулировкой: «За успешное выполнение заданий Правительства по ремонту подвижного состава, выпуску запасных частей, боеприпасов и вооружений в период Великой Отечественной войны».
К сожалению, мы пока мало что знаем об этом человеке. В Пермском государственном архиве социально-политической истории хранятся документы коммунистов, эвакуированных в годы войны в наш край. Из них узнал, что Лев Сандрацкий до войны работал механиком на сахарном заводе в городе Бердичеве (Житомирская область). Некоторое время, очевидно, до Л. Сандрацкого возглавлял Кунгурский алебастровый завод Моисей Маркович Хусид. На это указывает его статья «Завод нуждается в помощи», опубликованная в областной газете «Звезда» 11 октября 1944 года. Автор статьи (её скан размещён на сайте Пермского государственного архива социально-политической истории), как следует из подписи, - директор предприятия. А на сайте «Архивы Прикамья» опубликована, со ссылкой на архив Кунгурского округа, информация о М.М. Хусиде как о директоре Кунгурского алебастрового завода в годы Великой Отечественной войны. Сказано, правда, немного: родился в 1892 году, а вот где и откуда прибыл - неизвестно. ЕЩЕ ОДИН любопытный штрих из истории предприятия и посёлка: здесь жили и трудились не только местные жители, но и спецпоселенцы. Информацию о спецпосёлке «Алебастровый завод» я нашёл на сайте Пермской региональной благотворительной общественной организации «Центр исторической памяти» (pmem.ru/index.php?id=2013). Информации, правда, немного - приведены цифры всего за два года. Основная категория спецпоселенцев - советские немцы. На 1 января 1950 года их проживало в посёлке 104 человека (38 семей, в том числе детей до 16 лет - 35), через год - соответственно 57 человек (20 семей). Когда было создано спецпоселение и когда перестало существовать, - не указано. АЛЕБАСТРОВЫЙ ЗАВОД за годы своего существования находился в ведении нескольких организаций. Сергей Мушкалов в очерке «Алебастровый» называет две - Министерство путей сообщения и городской кирпичный завод (с 1961 года). Директор завода М. Хусид в своей статье, упомянутой выше, называет ещё одну - систему Облпромстрома (очевидно, в годы войны). Вхождение алебастрового завода в отрасли строительных материалов можно понять, но какая связь может быть между ним и Министерством путей сообщения? Связь скорее, внутренняя, глубинная. Во-первых, алебастрового завода могло и не быть, если бы в 1909 году возле Иренской горы не проложили железную дорогу. Как пишет Сергей Мушкалов в очерке «Гипсы» («Читаем Кунгур, как книгу», 2018 год), «в 1912 году карьеры, утроенные в Иренской горе с целью добычи камня для устройства насыпи железной дороги и заброшенные по завершении работ, получили вторую жизнь. Здесь начал работу Кунгурский алебастровый завод». Во-вторых, у завода было и то, что свойственно железной дороге: своя узкоколейка, проложенная до карьера, по которой ходил мотовоз. Директор М. Хусид в своей статье, рассказывая о переживаемых заводом трудностях, говорит о том, как их можно решить, в том числе с помощью железной дороги.
ГИПСЫ - такое имя носит остановка (остановочный пункт) на железной дороге, неподалеку от места, где стоял алебастровым завод. Напоминает ли название о предприятии? Конечно, но вообще-то Гипсы, как пишет Сергей Мушкалов в одноименном очерке, это, прежде всего, название местности: «Первоначально местность, известная сегодня как Гипсы, представляла собой луга, в весенний период заливаемые водами реки Ирени. Ограничивала территорию гряда холмов, издавна прозванная местными жителями Иренской или Бабиной горой». На остановке «Гипсы», живя в посёлке Нагорном, я бывал сотни раз: провожал и встречал детей-студентов, каждое лето раза три-четыре еду отсюда на утренней электричке за грибами до остановки «Камаи» и обратно. Народу со мной в поезд садится немного: два три человека, часто бывает, что, кроме меня, никого и нет. Но были, оказывается, времена, когда жизнь здесь кипела, а Гипсы были не остановочным пунктом, а разъездом. «В 1940 году разъезд Гипсы был включён в городскую черту Кунгура, - пишет С. Мушкалов. - К этому времени он стал важным объектом городской инфраструктуры. Здесь, в частности, находились разгрузочные площадки крупнейших предприятий города - кожкомбината и машиностроительного завода. Кроме того, на разъезде производилась посадка пассажиров на начавший курсировать в этот период пригородный поезд до Перми. В 1950-х годах на проходящий через Кунгур железной дороге была устроена вторая колея. Разъезд потерял своё прежнее значение. Здесь, в частности, были практически полностью (за исключением алебастрового завода) прекращены все грузовые операции. Ликвидирован «вокзал», который был приспособлен под жилье». ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Кунгурский алебастровый завод Создан в 1912 году. Сырьё добывали в карьерах, устроенных в гряде холмов, расположенных вдоль линии железной дороги. Известняк обжигали в печах, дробили и ссыпали на склад. Получаемый алебастр использовался в строительстве и медицине. В 1933 году начали модернизацию производства: в карьер проложили узкоколейку, получили первый мотовоз. Развитие предприятия и инфраструктуры поселка во многом связано с именем Степана Ефимовича Гладких, который руководил заводом с 1933 по 1944 годы. В 1961 году предприятие, находившееся в ведении железной дороги, передали в структуру городского кирпичного завода. В 1970-х годах работа алебастрового завода была полностью прекращена. ИСТОЧНИК: книга С. Мушкалова
Владислав Одегов Газета «Искра» № 116 (17206) от 17.10.2024 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
7038 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеЭкспонат-юбиляр кунгурского Краеведческого музея - Афиша электротеатра «Олимп»29.09.2024, 11:30
5726 0
|