13 октября 2024, вс
Так назвала свою новую книгу живущая в Кронштадте уроженка Кунгура Татьяна Иванова. У этой статьи с полным на то основанием могла быть и рубрика «Города-побратимы», открытая в «Искре» и посвящённая Кунгуру и Кронштадту. Дело в том, что Татьяна Николаевна Иванова, автор новой книги «Мы вышли из войны» (Издательские решения, 2024) более 30 лет живёт в Кронштадте, а родилась в Кунгуре. Поддерживает связи с кунгурячкой Людмилой Порозовой, которой и прислала несколько экземпляров свой новой книги, где, кстати, есть и строки о нашем городе. О ТАТЬЯНЕ ИВАНОВОЙ читатели «Искры» впервые узнали из цикла статей, посвящённых трагической истории Кронштадтского полка. Этот полк, большая часть которого погибла от рук белогвардейцев в ночь с 13 на 14 декабря 1918 года, перед тем, как уйти на фронт, почти месяц, прибыв из Кронштадта, находился в Кунгуре. В память о погибших моряках кунгуряки в 1923 году одну из своих улиц назвали Матросской. Уже в первой публикации о моряках-кронштадцах («Искра», 17 января 2017 года) была упомянута уникальная документальная «Книга Памяти моряков 1-го Кронштадтского полка» (авторы - краеведы Илья Козлов из с. Берёзовка и Татьяна Иванова из г. Кронштадта). В книге напечатаны списки моряков (1993 человека), которые в 1918 году отправились из Петрограда на Восточный фронт. Эти списки отыскала наша землячка Татьяна Иванова, работавшая в редакции, издательстве и типографии «Морская газета». В статье «Мы жестоко сражались, но…» («Искра», 21 декабря 2019 года) мы благодаря Татьяне Ивановой познакомили читателей с уникальными воспоминаниями участника тех трагических событий моряка Александра Тимофеевича Савостьянова и рассказали о его судьбе (более 40 лет прожил без ног). Он стал первым моряком Кронштадтского полка, фото которого мы увидели («Кунгур и Кронштадт помнят…», 16.03.2023). Из этой же статьи читатели впервые узнали, что Нина Николаевна Иванова - кунгурячка.
- Я РОДОМ ИЗ КУНГУРА,- сказала она. - Правда, когда мне было два года, родители переехали, и я почти ничего не помню из того раннего детства. В новой книге о родстве с нашим городом рассказано подробнее. Родители Татьяны Николаевны познакомились в Кунгуре, о чём повествует глава «Встреча отца с мамой». Отец автора, Николай Петрович Алешкин, родом из Смоленской области. Когда началась война, ему было 8 лет. Отец его, Петр Никонович Алешкин, ушёл на войну (погиб в 1943 году), и маленькому Коле вместе с мамой Еленой Васильевной (в девичестве Серовой) довелось на себе испытать все ужасы жизни при фашистской оккупации (в книге об этом рассказано, о чём мы поведаем позже). Большая беда случилась с мальчиком, когда родина была освобождена от врага, но земля оставалась нашпигованной патронами и гранатами, что вызывало жгучий интерес у детей. «Однако смертельные игры часто заканчивались тем, что маленькие несмышлёныши становились инвалидами или погибали, не успев от самовольно учинённого взрыва отбежать на безопасное расстояние. Папе было двенадцать лет, когда из-за подобной детской шалости ему оторвало левую руку». Окончив восемь классов, Николай, стал думать, куда идти учиться дальше. Но выбрать учебное заведение оказалось непросто - «инвалидов нигде не принимали». Однако юноша узнал, что недалеко от Кунгура «находится единственный тогда в стране техникум, где могли обучаться не совсем здоровые в физическом отношении люди. И, жадный до учёбы, папа рванул на Урал…» Примерно в это же время приехала в Кунгур, окончив восьмилетку, жительница деревни Дубровята (Карагайский район) Ксения Снегирева. «Мама приехала в Кунгур поступать в техникум, выбрав агрономическое отделение, - пишет Татьяна Иванова. - По сути, выбор был совершенно случаен. В школе она всегда любила историю, географию, литературу. Писала стихи». Однако поступать в техникум девушка передумала, когда узнала, «что придётся сдавать предметы - математику, русский язык, химию и физику. Точные науки давались ей слабо, к тому же полученная на экзамене «тройка» (при остальных успешных ответах) - лишала абитуриента стипендии. И мама решила не рисковать. Вскоре она устраивается работать на кирпичный завод сушильщицей кирпичей». На Кунгурском кирпичном заводе и встретились будущие родители Татьяны Ивановой: «Здесь в цехе, чумазую, в грязной телогрейке и повстречал отец мать. Он уже учился в техникуме и работал на кирпичном заводе, проверяя в цеховых камерах годность выпущенной продукции. Папе был двадцать один год, маме - двадцать два, когда они поженились». Рассказывая о знакомстве родителей, Татьяна Николаевна воссоздаёт условия труда на кирпичном заводе в то послевоенное время: «Вредности для здоровья здесь хватало, но кто тогда думал об охране труда рабочих? Постоянный грохот в цехе при выделке кирпичей, подвоз на вагонетках, въедающиеся в кожу сажа, смрад - все эти условия приходилось выносить изо дня в день».
СОЗДАВАЯ КНИГУ, Татьяна Иванова опиралась не только на воспоминания фронтовиков из Кронштадта, с которыми встречалась по заданию редакции «Морской газеты», и ветеранов войны Прикамья, но и своих родственников. В очерках она не раз упоминает школу юнг. С этой школой юнг, созданной в 1942 году на Соловецких островах, связана и судьба некоторых кунгуряков, в частности, Алексея Петровича Леонтьева (1927-1989), активного внештатного корреспондента «Искры», автора книги «Юнги с Урала» (Пермь, 1990). А, читая очерки и рассказы о зверствах фашистов, творимые ими на оккупированных землях, невольно вспомнил опубликованные в «Искре» статьи, основанные на воспоминаниях кунгуряков: Анны Ивановны Сметкиной (Кулаженковой) («Я из выжженой деревни», 14.03.2006), Николая Васильевича Холодцова («У войны недетское лицо», 12.06.2012), Раисы Васильевны Пастуховой («У меня тоже есть что сказать», 15.07.2023) и других. Без содрогания в сердце нельзя читать рассказ Татьяны Ивановой «Ганна», написанный на основе реальных событий войны. Вот его концовка: «По просёлочной дороге тихо шли молодая женщина с восьмилетним мальчиком. Из деревни Галачево Елена направлялась в соседнее поселение вместе с сыном Колей проведать родных. Навстречу им двигалась худенькая, оборванная девочка. Ветер трепал её грязные, седые волосы (выделено мною - В.О.). Подойдя ближе, нищенка жалобно попросила милостыню: - Титка Олена, дайте, будь ласка, шматочек хлибця. Женщина тут же развязала узелок с продуктами и протянула ей краюшку ржаного хлеба. Она не впервые встречала голодных, побирающихся людей из ближайших сёл. - На здоровья, Ганна. И ласково погладила девочку по голове. Елена с Колей долго смотрели вслед маленькой жительнице, чудом тогда оставшейся в живых. Через четырнадцать лет после войны Елена станет моей бабушкой, а её русоволосый сын Коля - моим отцом». Из рассказа читатели узнают, отчего поседела 10-летняя девочка. На глазах Ганны фашисты расстреляли вместе с жителями села её молодую маму. Спасая дочку, женщина за мгновение до своей смерти толкнула её в овраг, чем и спасла жизнь - пуля лишь ранила её, оторвав большой палец на руке. «Придя в себя, она ползала среди трупов и с упорной настойчивостью искала свою мать. Прошёл ещё час, когда в груде тел Ганна увидела наконец родное лицо. Девочка склонилась над матерью. Зайдясь в безутешном плаче, она горестно поцеловала её в холодный лоб, оставив горячие слезинки на коже женщины. - Мамочка, мама, - в отчаянии шептала Ганна, словно та могла услышать спасённую дочь. Закрыв на прощание глаза Марии, осиротевший ребёнок стал выбираться из оврага». Такой же неутихающей болью наполнены мемуары «В годы оккупации. Из воспоминаний бабушки. Но в то же время эти мемуары и серьёзные обвинения немецко-фашистских оккупантов в творимом на нашей земле геноциде. Вот лишь небольшой отрывок: «Жителей деревни построили в шеренги. Немецкий офицер, внимательно вглядываясь в каждого пленённого, указывал рукой на более крепких и выносливых. Когда отбор совершился, оставшихся «неучтённых» стариков и женщин с грудными детьми, отогнав на некоторое расстояние, тут же расстреляли». А потом и тех, что отобрали для работ в Германию, попытались сжечь живьём: «В ближайшем поселении фрицы загнали обессилевших людей в сарай. Облили строение бензином, но сжечь не успели. Партизаны подоспели вовремя. Моя бабушка и её сын Коля чудом остались в живых». ЧИТАЯ О ГЕНОЦИДЕ, творимом немецко-фашистскими оккупантами на нашей земле, по-иному оцениваешь и роль фронтовиков, победивших мировое зло. И забывать их подвиг мы не вправе. Хорошо об этом сказано в аннотации книги: «Война отняла у многих из нас родных и близких. Но никто не в силах отнять память о тех, кто ценою своей жизни отстоял Родину, её свободу, нашу с вами жизнь». Владислав Одегов Газета «Искра» № 113 (17203) от 10.10.2024 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
1455 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие13 октября - День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности13.10.2024, 08:05
1015 0
|