Елене Балакиной присвоено звание «Почётный работник общего образования РФ» 07 октября 2024, пн
Елена Балакина посвятила профессии учителя 33 года, большую часть этого времени преподавала историю и обществознание детям Ленской школы. Учительнице присвоено звание «Почётный работник общего образования РФ». Елена Леонидовна родилась в Кунгуре, окончила школу № 16. Уезжать учиться в другой город не хотелось, поэтому выбор пал на Кунгурское педагогическое училище на учителя начальных классов. Это образовательное учреждение стало промежуточной ступенькой перед высшим образованием. Очно она отучилась на историческом факультете Пермского государственного педагогического института. С 1991 по 1996 год учительница работала в школе села Курашима, где трудился тренером-преподавателем по лыжным гонкам её муж Николай Владимирович. Правда должность историка в школе была занята, поэтому Елена Леонидовна преподавала русский язык и литературу. В 1996 году она переехала в Ленск ближе к малой родине и устроилась в местную школу учителем истории и обществознания, и до 2014 года была завучем. - Елена Леонидовна, почему вы выбрали профессию учителя? - Это получилось спонтанно. Когда я поступала, выбирала учебное заведение ближе к дому. Педучилище было ближе всех, поэтому выбрала его. Учиться было не трудно, мне нравилось готовиться к урокам, но я знала, что точно не буду учителем начальных классов. В институте пошла на исторический факультет, на других направлениях не представляла себя. А после исторического факультета многие становились чиновниками в Советском Союзе, была открыта дорога в КГБ, в силовые структуры. Я планировала работать на государственной службе. В 1985 году произошла перестройка, и эти пути были перекрыты, поэтому оставалась дорога в школу. Я преподаю историю и обществознание, но признаюсь, что второй предмет люблю больше. Мне нравится возможность с детьми поговорить, рассуждать на актуальные проблемы. - Есть ли у вас лайфхаки, как облегчить процесс обучения? - Есть много разных способов. Часто в определении подчёркиваю ключевые слова, и дети учат парами: суверенитет и независимость, искусство и художественный образ. Ещё использую приём с фразами, например, «Юрик ехал в казино». Юрик - юридическое лицо, ехал - транспортный налог, казино - налог на игорный бизнес. Так мы запоминаем налоги юридических лиц. Для современных детей постоянно надо что-то придумывать. Раньше можно было спокойно отвести лекцию, дети её слушали, запоминали и записывали без напоминания учителя. А сейчас у ребят пять минут внимания, дальше надо менять деятельность. Некоторые удивляются, что спустя столько лет готовлюсь к урокам. Да, ведь надо отсматривать свои наработки, что-то убирать, что-то добавлять, и удерживать внимание детей. По истории даты я не заставляю учить, мне важнее понимание исторического периода, чтобы не делать из истории винегрета. Если событие было при Петре I, то оно не должно быть у Ивана Грозного или тем более в современную эпоху. Нужно, чтобы учащиеся логически всё выводили. Мы спорили с учителем математики, математика наука сложная, в ней логика нужна, но и в истории она тоже нужна. Если ты понимаешь, что из чего и к чему это приведёт, тебе легче понимать события. История - это цепочка событий. Дата, имя, событие и последствия - всё это взаимосвязано. - Почему важно знать историю? - Я всегда ребятам привожу фразу Василия Осиповича Ключевского: «История - не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков». Мы должны учиться на ошибках истории. Изучаем Чеченскую войну, почему много погибло? Из-за военных действий в городе. Вспоминаем войну 1812 года и Кутузова. Почему он ушёл из Москвы? Потому что бои в городе - это колоссальные потери русской армии. Второй факт привожу. У Чингиза Айтматова есть роман «Плаха». Он описывает людей, у которых стёрли память. Их очень легко превратить в наёмников, то есть им без разницы, за кого воевать, за свою Родину, за чужую. У них нет понятия Родины. Вот так объясняем важность истории. - Кто из историков внёс свой вклад в вашу преподавательскую карьеру? - Моя учительница истории Маргарита Александровна Трясцына. Она мне запомнилась карточками, интересными заданиями, постоянно проверяла домашнее задание, что делаю и я сейчас. Маленькие пяти или десятиминутные проверочные работы у нас постоянно и в разной форме. Запомнила преподавателя историка Павла Юхимовича Ракшмира из Пермского государственного национально-исследовательского университета, потому что сначала поступала туда. Он меня завалил по истории, спросил, чем отличается 24-й съезд партии КПСС от 25-го съезда. На всю жизнь я запомнила, что есть предприятие группы А и предприятие группы В. На одном съезде превалировала тяжёлая промышленность, её развивали в Советском Союзе, в другом лёгкая промышленность. - Отличаются ли студенты нынешних лет от тех, кто учился вместе с вами раньше? - Очень сильно. Сейчас бывает, что даже не отмечают выпускной, и по отдельности получают диплом. У нас не так, мы встречаемся до сих пор. Во время учёбы отмечали экватор, было очень весело, чувствовалась сплочённость. В общежитии набивались полные комнаты, были песни под гитару, играли в карты. Вспоминаются походы по Компросу пешком с комсомольскими песнями. - Какое будущее ждёт историю и обществознание, как учебных предметов? - Со следующего года обществознание с 6 по 8 класс исключат. Помощник президента Владимир Мединский выступал в Мурманской области и сказал, что в том виде, в каком существует предмет, он для школьников бесполезен. В шестом классе проходим тему «Особенности подросткового возраста». Разве ребёнку не надо это знать? Темы взаимосвязи поколений и общения. Летом с детьми встречались, они спрашивают, правда ли это, и расстраиваются, что их любимый предмет уходит. Сейчас на историю выделяется два часа в неделю, будет три часа. Добавится краеведение в программу 5-8 классов. Сейчас мы работаем по новым федеральным образовательным программам. Они у всех абсолютно одинаковые, не важно, сельские или городские школы. Это хорошо, если ребёнок переехал, например, из Кунгура в Брянск и по этой же программе, по этому же учебнику продолжит учиться. - Расскажите о вашей семье. - Мой муж Николай Владимирович работал тренером-преподавателем по лыжным гонкам в Комсомольской спортивной школе, тренировал ребят Ленской школы. С 2013 года тренирует детей в пермской школе. В 2023 году, закончив учебный год, он принял решение идти на СВО и заключил контракт. Дети уже взрослые - дочери Дарье 26 лет и сыну Илье - 31 года. Дарья окончила колледж по направлению рекламы и работает по специальности в Екатеринбурге. Сын работает в транспортной компании в Кунгуре. - Чем вы занимаетесь в свободное от работы время? - С детства я любила читать. Одновременно могла увлечься тремя-четырьмя книгами. Везде читала, где только можно. С работой в школе не получается уделять этому хобби так много времени, потому что голова забита учебной литературой. Поэтому получается окунуться в книжный мир только на каникулах и на больничном. Произведения мне советует дочь, как создателю литературного клуба, я доверяю ей. Из прочитанного у меня в библиотеке роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», очень понравился «Портрет Дориана Грея». Даша сказала, что у Гоголя есть похожее произведение «Портрет», я познакомилась и с ним. Сейчас читаю «Наблюдателя» Франчески Рис. В детстве я все книги Вениамина Каверина проглотила. Тема справедливости меня очень привлекает. Несколько раз я перечитывала Ивана Ефремова «Таис Афинская» и «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу. Больше мне нравится классика по сравнению с современной литературой и обязательно печатные книги. Многие фразы так цепляют, красивый язык только в классической литературе встречается. Литература может быть разной, но современные произведения по сравнению с классикой это чтение на один раз. - Как проводите время в летние каникулы? - Шесть лет назад мы построили дом, и я нашла новое занятие - огород. Я раньше не любила садоводство, потому что это отнимало моё рабочее время. А сейчас, когда я ушла из завучей, могу себе позволить. Муж мечтает быть садовником. Начинали мы с хаоса, что видели у кого-то, то и садили. Со временем решили, что надо садить многолетники. У нас много кустарников: туи разных видов, можжевельники разных видов, дёрен белый и жёлтый, несколько видов спирей, чубушник, гортензия, пузыреплодник Дьябло и калиноострый, лапчатка жёлтая, белая и розовая, петунии однолетки сажу в газоны, есть декоративные яблони. Овощей у меня по одной грядке. Если на огороде немного работы, я катаюсь на велосипеде около часа. Со мной вместе едут либо дети, либо коллеги. Мы с учителями объездили все тропинки в разные стороны. Любимый наш маршрут был в Морозкино, а самый длинный в прошлом году - до Троицка по берегу Ирени и обратно через Веслянку. Всё вместе вышло около 20 километров. Зимой - лыжи. Мечта научиться коньковому ходу. На «Снежинке» женщины ходят коньковым ходом, а у меня не получается. Технически муж научил, но выносливости не хватает. Поэтому как нас научили в шестнадцатой школе, так и хожу по классике. Каждое утро обязательно делаю зарядку, даже если болею или не дома. Мне по здоровью надо упражняться и только лёжа. - В каких классах вы ведёте уроки? - С 6 по 11 класс. В шестых два класса по 16 человек, в седьмом - 21, в двух восьмых - по 13, в девятых - 11 и 15, десятый класс нынче маленький - 4 человека, в одиннадцатом 15 ребят. Двое собираются сдавать ЕГЭ по обществознанию. Проблем с дисциплиной у меня нет. Есть ребята, которые давно выпустились из школы, с ними мы поддерживаем связь. Одна девочка окончила университет ГПС МЧС по целевому в Санкт-Петербурге и осталась там. Когда в отпуск приезжает, каждый раз заходит к нам в гости. В соцсетях со многими общаемся. Елена Владимировна Кочергина, выпускница нашей школы, вернулась и работает учителем истории. - Как вы будете отмечать День учителя? - Мы отмечаем с учителями-ветеранами, очень тесно поддерживаем с ними связь. Это сплав молодости и опыта. Собираемся и празднуем Новый год, 8 Марта и День учителя. Мои дети всегда поздравляют, дарят подарки, это святое. 4 октября от школы едем большой компанией, 14 человек, на торжественное мероприятие. 3 октября устроим праздник и пригласим всех, кто работал. - Что бы вы пожелали своим коллегам? - Терпения, потому что приходится работать с родителями в непростых условиях, постоянно изменяющихся в образовании. А ребёнку можно простить всё. Конечно, пожелаю оптимизма, ведь надо всегда верить в лучшем и любить свою профессию, раз мы в ней остаёмся, значит, любим. Учителя сопровождают детей в огромный мир знаний и не дают потеряться в большом количестве информации, за это мы все им благодарны. Лана Шустикова Газета «Искра» № 111 (17201) от 05.10.2024 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
3690 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |