Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Преемственность поколений Десяточки. Исторические вехи кунгурской школы № 10


Здание главного корпуса школы № 10, построенное в 1903 году, является одним из самых красивых на улице Карла Маркса
07 сентября 2024, сб

В новом учебном году школа № 10 г. Кунгура будет отмечать сразу несколько юбилейных дат: 235 лет со дня открытия Малого народного училища, преемницей которого стала впоследствии школа, 105 лет со дня открытия школы II ступени, 90 лет с того момента, как она стала десятилетней, и 85 лет, как ей был присвоен номер 10.

«Искра» попросила педагогов-стажистов Десяточки рассказать, чем их учебное заведение отличается от других школ в городе.

КТО ПОЛЮБИЛ ДЕСЯТОЧКУ, ТОТ НЕ РАССТАНЕТСЯ С НЕЙ НИКОГДА!


Елена Акзегитова, директор школы с 2014 года, выпускница школы 1988 года, учитель географии:

- Горжусь тем, что являюсь выпускницей нашей школы. Те традиции, которые были заложены педагогическим коллективом школы в разные годы, современный коллектив сохраняет и приумножает. Работать в Десяточке ответственно, но в то же время комфортно, так как наставники всегда поддерживают, помогают своим молодым коллегам. Наши педагоги-ветераны - хранители школьных традиций. Одна из добрых многолетних традиций - встречи с ветеранами педагогического труда, Золотым фондом Десяточки. Мы приглашаем ветеранов на праздничные линейки в День знаний, на праздничный концерт в День учителя, уютные встречи за чашкой чая в праздник День Победы. Именно на таких встречах наши старшие коллеги делятся своими воспоминаниями о работе в школе, мудрыми советами.

Десяточка сегодня - это успешная, процветающая школа, которая показывает результаты в различных направлениях своей образовательной деятельности. Мы гордимся тем, что на протяжении более 10 лет ежегодно входим в рейтинг лучших образовательных организаций Пермского края. На протяжении трех лет были отмечены в рейтинге лучших образовательных организаций Кунгурского округа.

Плодотворно коллектив школы работает в направлении туристической и краеведческой работы. Наши дети и педагоги проводят интересные экскурсии, изучают историю школы, участвуют в различных социокультурных проектах, одним из которых является проект «Наша школа являлась эвакогоспиталем». Школа также славится своими спортивными успехами. Сплоченная команда школьного спортклуба - неоднократный победитель и призер легкоатлетических эстафет, муниципальной школьной спартакиады, соревнований различного уровня.

Наша школа, несмотря на свой солидный возраст, продолжает радовать своей красотой учеников и учителей. Вокруг неё преобразилась территория: появились новая спортивная площадка и благоустроенный Купеческий дворик. В ближайшие годы ждем, что будет проведен капитальный ремонт внутри здания, и наша школа станет еще уютнее, будет воспитывать в своих стенах много поколений юных кунгуряков.

44 ГОДА ПРЕПОДАЮ В ОДНОМ КАБИНЕТЕ


Виктор Алексеев, учитель английского языка, Заслуженный учитель Российской Федерации:

- Весь мой педагогический стаж, а это 44 года, прошёл в Десяточке. Пришёл я в неё в 1980 году и так в ней до сего дня и работаю. Даже кабинет, что интересно, за эти годы ни разу не менял. Что-то своими руками в нём даже сделал - вот шкафчики, к примеру.

Школа № 10 - это, конечно, мой второй дом. Здесь очень хороший душевный климат. Коллектив очень доброжелательный, творческий. Администрация школы старается идти навстречу пожеланиям учителей. Поэтому работать здесь комфортно и приятно.

За годы работы в школе я организовал Ассоциацию учителей иностранных языков «Содружество», которая в настоящее время объединяет около двухсот пятидесяти педагогов со всего Пермского края. Первые учредительное собрание Ассоциации проходило как раз в стенах школы №10 г. Кунгура. А уже потом конференции стали проходить в разных территориях Прикамья.

В школе много хороших добрых традиций. Мне очень нравится та, которая проходит уже около 10 лет в последний учебный день, в конце мая. Ученики выпускного одиннадцатого класса вызывают на «творческий батл» учителей. Каждый год тема меняется: это может быть стиль кантри, может быть рок или, например, 90-ые годы. Выступления вызывают живой интерес у школьников и педагогов. Некоторые ребята в этих выступлениях раскрываются с неожиданной стороны. Ну и мы, педагоги, вынуждены быть на высоте. Приходится раскрываться по-новому и нам. Это мероприятие уникально.

Хорошая традиция ещё - ходить классами в походы в начале сентября и не только, они очень сплачивают детей.

Накладывает свой положительный отпечаток на имидж школы то, что здание школы имеет богатую историю, оно пропитано духом учёбы и знаний. Здесь и сегодня царит атмосфера классического образования, что очень способствует образовательному процессу.

10 ЛЕТ - УЧЕНИК, 45 ЛЕТ - УЧИТЕЛЬ


Татьяна Бажанова, учитель русского языка и литературы:

- Школа № 10 - это без преувеличения вся моя жизнь. Я уже 45 лет работаю в ней, как учитель. Кроме того, я выпускница этой школы, можно прибавить ещё 10 лет. И поэтому всё, что в моей жизни происходило интересного, созидательного, необычного - так или иначе связано со школой.

Я пришла работать сюда старшей пионервожатой сразу после 10 класса. Пионерская дружина, которую я возглавляла, была одна из самых больших в Кунгуре. Она носила имя пионера-героя Павлика Морозова и в неё входило около 700 школьников. Это было потрясающее время. С пионерами тогда в нашем городе работали очень интересные люди - Нина Васильевна Катаева, Алевтина Васильевна Головкова. Одним словом , целая кладезь уникальных людей. Поэтому пионерская жизнь кипела - и в городе, и в нашей Десяточке. В каждой дружине были свои традиции, работал Совет дружины. Я же, побыв некоторое время пионервожатой, поняла, что могу быть учителем.

За годы работы я была учителем русского языка и литературы, была классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе. Пусть и небольшой период, но я была также директором десятой школы и возглавляла Управление образования города Кунгура.

Необычность нашей школы в том, что в ней работает очень много педагогов, которые сами учились в ней. В этом году в школе работают 25 педагогов, которые в разные годы окончили родную Десяточку. Поэтому все школьные традиции передаются от одного поколения учителей к другому. Надеюсь, что так будет и дальше. Тем более, что у нас два класса с психолого-педагогическим профилем - десятый и одиннадцатый. Я понимаю, что не все ребята свяжут свою жизнь со сферой образования, но будут и такие, кто выберет делом своей жизни педагогику, и, возможно, через какое-то время вернётся в родную Десяточку уже в статусе не ученика, а учителя.

У нашей школы очень богатая история. Когда мы с ребятами готовим экскурсии для гостей нашего учебного заведения, то сами узнаём много интересных фактов из прошлого. Расскажу и вам один из таких фактов. В первом кабинете нашей школы в годы Великой Отечественной войны располагалась операционная. И спустя многие годы после завершения войны нам не разрешали менять покраску стен, объясняя это тем, что если возникнет необходимость, это помещение могут приспособить для медицинских нужд.

И ещё наша школа хороша тем, что в ней всегда большая роль отводилась воспитанию ребят. Коллектив никогда не ограничивался одной лишь образовательной миссией. Донести до мальчишек и девчонок «что такое хорошо, и что такое плохо» не менее важно, чем научить их читать, считать и писать.

ПРИШЛА В ШКОЛУ В ГОД ЕЁ СТОЛЕТИЯ

Наталья Усенкова, учитель начальных классов:

- Я была ученицей Десяточки с третьего по десятый класс. С большой теплотой вспоминаю свои школьные годы. У нас был прекрасный класс. Повезло с классным руководителем - с 4 по 8 класс ею была Фаина Андреевна Четверикова. Она проводила с нами очень много времени - не только во время уроков, но и зачастую после них. Мы много ходили в походы. После седьмого класса ходили встречать рассвет. Пришлось рано встать - в 4 утра, и большой пусть проделать - через Байдарашки в сторону лагеря Сосновского. Но какие замечательные воспоминания у нас остались.

В 9-10 классах я была активисткой, состояла в комсомоле. Отвечала за выпуск школьной стенгазеты и за сбор членских взносов - по 2 копейки с каждого комсомольца. Вела протоколы собраний, они сохранились до сих пор в нашем школьном музее. И ещё у меня была очень ответственная миссия - я отвечала за вступление в комсомол новых членов. Я проводила обучение, потом комитет в школе принимал по ним решение, и далее ребята проходили процедуру вступления в горкоме комсомола. Ни разу не было такого, чтобы нашего кандидата не приняли в организацию.

Мой общий педагогический стаж 33 года, из них 21 год я работаю здесь. Пришла сюда в 2003 году, когда зданию школы исполнилось сто лет.

Из школьных традиций могу отметить, что во все времена учащиеся и педагоги принимали активное участие в озеленении прилегающей территории. Во времена, когда я училась, мы сажали деревья - сейчас они уже большие. И нынешние школьники тоже высаживают цветы и деревья.

Много внимания мы уделяем изучению истории школы. Ребята знают, что здание учебного заведения построено на средства кунгурских купцов. Радует, что к началу прошлого учебного года удалось оформить во дворе тематические стенды с информацией о рождении и становлении Десяточки, установить арт-объект «Купеческая монетка». Важно помнить, как всё начиналось, какая богатая история у нашего учебного заведения.

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К БАРАБАНЩИКАМ И ЗНАМЁННЫМ ГРУППАМ

Светлана Овчинникова, учитель начальных классов, куратор по начальному образованию:

- Я заканчивала десятую школу. А работать в неё пришла в конце 80-х годов. 35 лет являюсь учителем.

Во многом поспособствовала тому, что я стала педагогом, моя первая учительница - Мария Александровна Соболева, которой уже, к сожалению, нет с нами. Также перед глазами у меня был пример замечательного педагога - Людмилы Михайловны Болотовой, которая является моей тётей. И я уже в детстве представляла, как буду работать в школе. В роли первых учеников выступали мои куклы.

Работая в школе интересно наблюдать, как меняются с течением времени дети. Отличаются не только мальчишки и девчонки из разных поколений, но даже каждый следующий выпуск. В мае выпустила четвёртый класс, а сейчас у меня новые первоклашки.

Любопытно, как возвращаются спустя многие годы некоторые традиции: сейчас наши школьники вновь учатся маршировать, возвращаемся к барабанщикам, знамённым группам.

В нашей школе много замечательных традиций, например осенние ярмарки. Уникальной традицией является Карнавальный пробег, который придумал около пятнадцати лет назад бывший педагог десятой школы Владимир Ильич Малых. Его сейчас уже нет с нами, но этот новогодний спортивный праздник мы ежегодно проводим в конце декабря.

АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕМ В РАБОТЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЕ, ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ


Светлана Загрядская, учитель начальных классов:

- Я сама проучилась в десятой школе семь лет. У нас были прекрасные учителя, и для меня не стоял вопрос о выборе профессии - я знала, что буду педагогом. И закончив педучилище, вернулась в Десяточку. Четыре года была старшей пионервожатой. В своё время Татьяна Аркадьевна Бажанова была для нас очень хорошим примером в этой роли, и я с удовольствием продолжила традиции, которые были заложены ей. И в результате этой работы наша дружина получила почётное звание - правофланговой.

Затем я стала учителем начальных классов. И в следующем 2025 году будет уже сорок лет, как я работаю в школе № 10.

Мы живём в маленьком городе и ведём свою образовательную деятельность в эпохальном здании, поэтому, конечно, мы у всех на виду. Но в этом старинном здании живёт дух творчества и креатива. Здесь приятно и учить, и учиться.

Многие ругают 90-ые годы за многочисленные финансовые и политические проблемы. Но даже в то сложное время наша школа продолжала свою работу, опираясь на добрые традиции, заложенные в советское, пионерское время.

Педагоги Десяточки в своей работе активно используют краеведческое, историческое направления. На следующий год с моим очередным выпуском мы создадим Книгу памяти. Два тома уже есть, это будет заключительный третий. Дети собирают информацию о своих родных, которых так или иначе коснулась Великая Отечественная война. Это очень большая поисковая работа. Ребята рассказывают о своих близких, кто воевал на фронте, кто трудился в тылу, и даже о детях войны.

Наш коллектив очень дружный. Способствует этому и то, что в нём работает очень много выпускников школы. Нам передали опыт наши предшественники, теперь уже молодые учителя подхватывают всё это у нас. Так и происходит преемственность поколений педагогов в школе № 10.

К печати подготовил Денис Поляков
Фото автора и из архива школы № 10


ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЫ


С историей учебного заведения может познакомиться любой желающий - основные вехи отражены на стендах во дворе школы

История школы № 10 начинается ещё в 18 веке. В 1789 году в Кунгуре было открыто Малое народное училище, в 1816 году оно было преобразовано в 2-х классное уездное училище, а в 1835 году - в 3-х классное уездное. Приготовительные классы, открытые при нём в 1812 году - преобразованы в Кунгурское приходское училище.

Для размещения уездного и приходского училищ кунгурский купец 1-ой гильдии Степан Осипович Фоминых, основатель городского Общественного банка, передал в дар Кунгуру каменный двухэтажный дом на пересечении улиц Киттарской и Песчаной (нынешние Карла Маркса и Красноармейская). Дом был прежде куплен им у наследников купца Стафеева за 3714 рублей серебром. В 1860-ые годы кунгурский купец Григорий Кириллович Кузнецов присоединил к училищной усадьбе дом, купленный им у мещан Андрюковых, и приспособил его за свой счёт для классных занятий.

По решению городской Думы в 1881 году училище стало 4-х классным. В тот момент это было единственное училище для мальчиков в городе, где получали среднее образование.

К концу 19 века сложилась ситуация, что оба здания училища были мало пригодны для образовательного процесса (не было комнат для отдыха учащихся, коридоры маленькие и узкие, холодное отхожее место). Хотя в 1898 году был произведён ремонт, но инспектор училища и гласные городской Думы понимали, что необходимо строить новое здание, которое бы удовлетворяло современным потребностям городского населения.

Местом для постройки нового здания была выбрана усадьба, принадлежавшая Таисии Агеевой, дочери известного в Кунгуре купца-кожевенника Василия Евдокимовича Фоминского. Таисия Васильевна не только уступила усадьбу, доставшуюся ей по наследству, но и пожертвовала на строительство 600 рублей (весьма внушительная по сегодняшнему курсу сумма).

Оставшиеся средства, а всего на постройку ушло более 76 тысяч рублей, дали Министерство народного просвещения и жители Кунгура, по большей части купцы. Строительство нового здания, закладка которого произошла в мае 1900 года, завершилось летом 1903 года. Новое здание представляло собой большой двухэтажный корпус с подвальным жилым этажом. По простору классных комнат, по количеству воздуха и света, по отоплению и вентиляции училище занимало лучшее в городе здание. Здесь было 9 просторных классных комнат. Парты стояли по системе доктора Эрисмана и по более современной системе Акбройта. При училище был сад, деревья и кустарники в котором высаживали, разумеется, сами ученики. В саду росли липы, сирень, акации, пихты, рябины. Был устроен и небольшой огород.

В годы Первой мировой войны в 1914 году в здании училища размещались казармы четырех рот 153-го запасного пехотного полка. А обучение в тот период велось в других заведениях города, коих благо было немало. Кунгур дореволюционного времени вообще отличался многочисленностью и разнообразием учебных заведений от других уездных городов.

В годы гражданской войны Кунгур несколько раз оказывался на горячей линии - местом боевых столкновений. И здание училища, как указывают исторические источники, в результате них тоже пострадало.

После революции в 1919 году здание было национализировано, и здесь последовательно размещалась школа 1-й ступени, затем 2-й ступени. В 1939 году школе был присвоен её нынешний номер 10.

Учебный процесс здесь был прерван только в годы Великой Отечественной войны, когда с июля 1941 по сентябрь 1945 года в здании размещался эвакогоспиталь № 1720.

По информации Архива Кунгурского округа


КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ

  • Конец 18 - начало 19 века (малое народное училище) - 46 детей в возрасте от 7 до 12 лет.
  • 1908-1909 годы - 295 человек (по два первых, вторых, третьих и четвёртых класса).
  • 1940-1941 годы - 295 учеников.
  • 1950-1951 годы - 922 ученика (28 классов).
  • 1995 год - 1335 учащихся (52 класса).
  • 2024-2025 годы - 1108 ученика (40 классов в главном корпусе).

ЧТО ИЗУЧАЛИ В ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

Каждый день начинался с общей молитвы. Предметы были следующие: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, история, география.

Позднее добавились иностранные языки - нет, не английский, а французский и немецкий.

Также дети обучались чистописанию, пению, рисованию, черчению, гимнастике.

Дисциплина в учебном заведении была строгой. Учитель мог снизить балл школьнику за драку с товарищем, за постоянную возню, за опоздание на урок, за разговоры, за курение, за намеренное уклонение от общей молитвы и т.д.


Газета «Искра» № 98 (17188) от 05.09.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Образование    


Рейтинг: 6
Просмотры: 5513   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 6)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх