Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Улицы Кунгура меняются в лицах. Улица с аббревиатурой в названии


Улица МОПРа находится неподалёку от железнодорожного вокзала
08 июня 2024, сб

Сегодня речь пойдёт об улице, название которой во многом отличается от других подобных объектов городской инфраструктуры Кунгура. В ней (и это единственный случай в нашем городе) зашифрована аббревиатура - слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам букв, входящих в него.

ЭТО БЫЛО НАЧАЛО

Эта небольшая улочка (её протяжённость составляет сегодня 441 метр) находится в районе железнодорожного вокзала. Её застройка началась в 1910-х годах одновременно со строительством станции Кунгур. Однако, как отмечали очевидцы, большинство построек размещались хаотично и занимали весьма протяжённую территорию - вплоть до Косарихинского лога. В связи с этим эту местность стали именовать Барановским посёлком, по названию единственной существовавшей в тот период здесь улицы.


Двухэтажный жилой дом ведёт свою историю с 1920-х годов

В 1920-х годах в развивающемся пристанционном посёлке была выделена ещё одна улица, названная 2-й Барановской. Но 28 февраля 1931 года по решению Кунгурского Горсовета она была разделена на две самостоятельные улицы. Одну из них назвали в честь Международного женского дня. А вот вторая получила странно звучащее сегодня, но идеологически актуальное в тот период название - МОПРа. Эта аббревиатура расшифровывается как Международная организация помощи борцам революции (она была создана в 1922 году. Действовала в более чем 70 странах вплоть до Второй мировой войны, в СССР - до 1947 года).

ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ, ПЕРВЫЕ ДОМА

Изначальная история улицы имеет, увы, ещё немало «белых пятен». Связано это, прежде всего, с неоднократной перепланировкой, когда находящееся здесь сегодня дома относились то к одной улице, то к другой. Кроме того, и это тоже характерно для любой улицы, одни постройки возникали, другие волею судьбы канули в Лету. Ну и, конечно же, отметим отсутствие документальных свидетельств.

Между тем, некоторые моменты установить всё же удалось. Так, например, самый старый из существующих здесь ныне жилых домов (№ 1) был возведён в 1918 году. С 1928 года ведут отсчёт своей истории двухэтажный четырёхквартирный жилой дом № 2 и одноэтажный шестиквартирный дом № 8. С 1930 года - дом № 13.

В 1938 году за улицей МОПРа «числилось» всего шесть частных жилых домов. Их владельцами в тот период были: Александр Константинович Вихарев (дом № 1), Иван, Михаил и Маргарита Ивановичи Болтенко (№ 3), Дмитрий Ульянович Логинов (№ 5), Евгения Николаевна Главацких (№ 9), Гавриил Петрович Сухоплюев (№ 11).


Зоя Александровна и Николай Максимович Хохловы в саду у своего дома, 1950-е

Дом № 13 принадлежал машинисту паровозного депо станции «Кунгур» Н.М. Хохлову. Здесь же проживала и его семья. Супруга Николая Максимовича, Зоя Александровна Хохлова (1894-1983), была известной в городе учительницей. Большую часть своей жизни проработала в железнодорожной школе № 122 (ныне это средняя школа № 2 имени М.И. Грибушина). За большой личный вклад в развитие системы образования города она была удостоена высшей награды Родины - ордена Ленина. Кроме того, ей было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель РСФСР».


Зоя Александровна Хохлова. 1960-е гг.

ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ

Своеобразной «точкой притяжения» является клуб железнодорожников. Это учреждение было создано после окончания Гражданской войны и размещалось первоначально в сосновом бору, на бывшей даче Елизаветинской рукодельной школы (современный адрес - ул. Прорывная, 2). Это здание в народе до сих пор именуют «старый клуб».

Во второй половине 1940-х кунгурские железнодорожники приняли решение построить новое здание клуба. Место для него было выбрано в непосредственной близости от железнодорожного вокзала, по улице МОПРа. Строили его комсомольцы станции «Кунгур» в свободное от основной работы время.

В 1947 году здание клуба было сдано в эксплуатацию. Его основной частью стал существующий и по сей день зрительный зал. Здесь показывали кино, проводили концерты, спектакли, танцевальные вечера.


Дом культуры железнодорожников - центр притяжения микрорайона

Разнообразие форм работы привело к тому, что здание уже не могло вместить всех желающих. Поэтому было принято решение о возведении пристроя. В 1953-1954 годах эти работы были воплощены в жизнь.

Обновлённое учреждение возглавила Эльвира Васильевна Петрова. Под её руководством в клубе «завертелась» художественная самодеятельность. По свидетельству современников, «каких только коллективов здесь не было: вокальных, танцевальных, инструментальных».

Большой вклад в развитие клуба внесла Людмила Михайловна Вылегжанина, возглавлявшая его в 1970-х - первой половине 1980-х. К сожалению, с её уходом традиции учреждения постепенно сошли на нет. В 1990-е практически единственной формой работы здесь стали популярные в то время дискотеки.

В начале 2000-х железнодорожники передали здание клуба городу. Первоначально он входил в структуру Дворца культуры «Мечта». Позднее стал самостоятельным учреждением культуры, которое в 2004 году возглавила неутомимая Эльвира Анатольевна Мальцева. Сегодня в стенах Дома культуры железнодорожников (такое название он сегодня имеет) занимается большое количество детских творческих коллективов, многие из которых стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

Улица МОПРа хоть и совсем небольшая, но в памяти местных жителей о ней сохранилось немало ярких воспоминаний. У кого-то они связаны с клубом. Скажите, ну где ещё в те годы можно было посмотреть за 10 копеек (такова была стоимость детского билета) мультсборники и новые кинофильмы, в том числе зарубежные.

Рядом со зданием клуба, за великолепной клумбой, находилась Доска почёта кунгурских железнодорожников. В одноэтажном деревянном (ещё дореволюционной постройки) здании слева от клуба работал узловой партком. Здесь же находились техническая и профсоюзная библиотеки. В этом же здании размещался Музей боевой и трудовой славы станции «Кунгур». Он был основан в 1967 году известным ветераном-железнодорожником Фёдором Андреевичем Кошурниковым.

До наших дней это здание не сохранилось. На его месте находится открытый несколько лет назад хостел «У Вокзала». А музей и техническая библиотека переехали в двухэтажное каменное здание напротив, где раньше находилось общежитие железнодорожников.


На улице МОПРа, 1960-е

Незастроенное пространство рядом с этим зданием когда-то занимала детская площадка с качелями и другими незамысловатыми развлечениями. Кто-то, наверное, вспомнит протекавший здесь когда-то ручей. У кого-то в памяти, может быть, остались воспоминания о красном уголке НГЧ-2, находившемся некогда в доме № 10. У кого-то - о доме № 8, использовавшемся вплоть до начала 1980-х как «переселенческий фонд».


Заключительный сектор улицы

Сегодня улица МОПРа объединяет два небольших квартала, прописку на которых имеют 15 строений, в том числе - 13 жилых домов. Кстати, улица с подобным «оригинальным» названием встречается не только в Кунгуре, но и в Перми, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Кирове, Новосибирске, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Челябинске и ещё в полутора десятках городов и населённых пунктов нашей страны.

Сергей Мушкалов,
директор Кунгурского музея-заповедника

Газета «Искра» № 55 (17145) от 25.05.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 3
Просмотры: 10161   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 3)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх