Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Улицы Кунгура меняются в лицах. Сибирский тракт


Сибирский тракт в окрестностях Кунгура. Конец XIX в.
29 апреля 2024, пн

История этой улицы Кунгура, пожалуй, одна из самых любопытных. В своём названии она сохранила память об одном из важнейших торговых путей, некогда проходивших через наш город.

ИЗНАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Известно, что первыми попытку проложить дорогу в далёкую Сибирь предприняли ещё новгородцы. Правда, передвигались они в основном по воде (прежде всего, по Печоре и рекам её бассейна) да по разным волокам.

Первая сухопутная дорога появилась лишь во второй половине XVI века. Она проходила от Москвы через Вологду, Устюг Великий и Соликамск до Чердыни, отчего и получила в литературе наименование «чердынская». Но была эта дорога «слишком длинна и окольна», в связи с чем стали искать новый, более короткий путь.


Вид на Кунгур со стороны Сибирского тракта. Начало ХХ в.

В 1597 году соликамский посадский Артемий Бабинов разведал более близкую и удобную дорогу, «подсказанную» ему группой манси, пришедшей для жертвоприношения с верховьев Туры. Названная впоследствии по фамилии первооткрывателя «Бабиновской», шла она от Соликамска, минуя Чердынь, через Уральские горы, к верховьям Туры и далее в Тобольск.

В 1598 году в верховьях реки Туры началось строительство города Верхотурье, на целых два столетия ставшего своеобразными «главными воротами» из Европы в Азию. В том же году вновь устроенную дорогу объявили правительственным трактом, а открытая здесь таможня стала взимать 10% пошлины со всех провозимых товаров.

Одновременно все остальные дороги через Уральские горы в Сибирь и обратно были «официально запрещены». Тех, кто пытался проехать другим путём, строго наказывали: били кнутом, взимали высокие штрафы, а перевозимый товар конфисковывали.

ТАЙНАЯ ДОРОГА

Один из этих тайных путей шёл намного южнее Бабиновского тракта, вдоль реки Сылвы. По свидетельству московского историка А.А. Преображенского, это был «старинный путь в Сибирь (так называемая «Казанская дорога»), полученный Казанским ханством в наследство от Булгарского царства и со временем утративший своё значение».

С заселением в XVII веке Кунгурского края эта позабытая дорога вновь стала востребованной. Так, уже в 1659 году верхотурскому воеводе сообщали, что «наложена де из Сибири, мимо Верхотурскую заставу вновь окольная дорога по слободам, через Утку и Кунгур на Каму реку, и ездят тою новою окольною дорогою сибирские дети боярские и служилые, и торговые, и всякие русские люди, и иноземцы с Руси с русскими, а из Сибири с сибирскими товары и с мягкою рухлядью, летним и зимним путём беспрестанно».


Улица Гоголя - часть Сибирского тракта в городской черте

В конце 1679 года правительство повелело верхотурскому воеводе организовать движение в Сибирь только через Верхотурье. На кунгурской дороге по велению воеводы были устроены специальные «засеки», не допускавшие проезда по ней.

Кунгурская же дорога всё это время не была предана забвению. Наоборот, она, оставаясь «тайной», достаточно «активно» использовалась. Путь по ней торили и беглые каторжники, и разбойники. Да и торгового люда, избегавшего Верхотурскую таможню, было немало.

«ИДЕЯ ФИКС» ВАСИЛИЯ ТАТИЩЕВА


Василий Никитич Татищев. Именно ему россияне во многом обязаны новой дорогой в Сибирь

Новую жизнь старой дороге дал небезызвестный В.Н. Татищев, прибывший на Урал в 1720 году в качестве главы вновь устроенной Горной канцелярии. Занимаясь по роду деятельности организацией горных заводов, Василий Никитич загорелся своеобразной «идеей фикс»: переместить верхотурский путь в Сибирь на Исеть, где создаваемые им заводы (будущий Екатеринбург) должны были стать «основным узлом европейско-сибирской торговли». В эту же схему «вписывался» и основанный Татищевым Егошихинский завод (будущая Пермь), со временем ставший крупным перевалочным пунктом по обмену грузов между восточной и европейской частями страны.

Узнав от жителей Кунгура о существующей «тайной» дороге, В.Н. Татищев «лично» обследовал её. Она оказалась намного короче Верхотурской, пересекала меньше рек, переходила Уральский хребет в более удобном месте. Вернувшись на Урал в 1734 году, Василий Никитичсвой страх и риск начал прокладывать (под видом уездной) дорогу между Кунгуром и Егошихинским заводом.

Так начиналась история этой дороги, связавшей Москву и Петербург с восточными окраинами государства. Однако официально правительство узаконило Московско-Сибирский тракт лишь в 1783 году.

В том же году по тракту пошли первые грузы. Значительное сокращение расстояния, по сравнению со старым маршрутом, позволило значительно усилить товарооборот между европейской и азиатской частью страны, а также увеличить объём торговли с Китаем.


Участок Сибирского тракта на выезде из города

Проследовали новым путём и первые путешественники. Шли, гремя кандалами, уголовники и политические преступники. Ехали военные, чиновники, научные экспедиции и даже царственные особы.

В ГОРОДСКОЙ ЧЕРТЕ КУНГУРА

Сибирский тракт проходил не только по полям и лесам. Шёл он и по территории городов и сёл. В пригородах Кунгура (входящих ныне в его городскую черту) дорога проходила от д. Поповка по современным улицам Молодёжной и Блюхера. В исторической части города - по Песчаной (ныне - Красноармейской), Успенской (Ленина), Преображенской (Уральской) и Острожной (Гоголя) улицам. По свидетельству очевидцев, движение пешеходов и экипажей было очень оживлённым. Оно не прекращалось ни днём, ни ночью.

За городскую черту Сибирский тракт выходил в районе бывшего ПТУ № 68. В этой части находились дача купца А.И. Макарова, кирпичные сараи купца второй гильдии И.И. Лунегова, склады для керосина, принадлежавшие Я.А. Колпакову и К.З. Носкову. Далее, мимо Вознесенского кладбища, путь лежал на Екатеринбург.


На Сибирском тракте в черте города. Начало ХХ в.

Здесь, на выезде из города, Сибирский тракт сохранился и по сей день. Правда, улица не имеет чёткой трассировки. В результате, есть немало курьёзных случаев. Так, например, ИТК-40 «прописана» на Сибирском тракте, а расположенное напротив бывшее грузовое предприятие - по ул. Степана Разина, 1. Подобная же история есть и на другом конце соснового бора. Молкомбинат «Кунгурский» числится на Сибирском тракте, а находящийся по соседству мясокомбинат - на ул. Боровой.

Кроме того, современную прописку по улице Сибирский тракт имеют хлебокомбинат (в качестве адреса указан 1 км), Агромехстрой (4 км), база вторсырья (4 км), несколько жилых домов и даже Управление аварийных и восстановительных работ № 2 (4 км).

Сергей Мушкалов,
директор Кунгурского музея-заповедника

Газета «Искра» № 45 (17135) от 25.04.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 3
Просмотры: 15238   Комментарии: 0

Рейтинг: 3.7/5 (Всего голосов: 3)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх