Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Баньки кунгурские


Это здание, построенное купцом И.Т. Ковалёвым, стало баней в 1932 году
25 февраля 2024, вс

Общественная баня на улице Уральской, хотя и носит № 1, была далеко не первой в нашем городе. И до неё кунгуряки мылись в банях - частных и общественных.

Бани в Кунгуре появились вместе с первыми жителями города. В 1648 году они задымили на берегах реки Кунгурки, где первоначально был основан Кунгур, в 1663 году - на новом месте, на высоком мысу, где сливаются Ирень с Сылвой.

И ВАСИЛИЯ ТАТИЩЕВА ПАРИЛИ

«Из Соликамска в Кунгур Василий Никитич вернулся на исходе дня 21 числа октября месяца, и сразу же попал в баню, где хозяин его постоя нещадно бил пихтовыми вениками по уставшему в длинной дороге телу. Разгорячённый сухим паром от каменки с чугунными чушками, Василий Никитич несколько раз голышом выскакивал наружу и - валился в быструю, холодную Ирень, а потом - снова в баню, на полок под пихтовые веники. После хозяйкиных шанег с топлёным молоком - широкая, деревянная кровать с пуховиками в жарко натопленной горнице».

…Знакомая картина, не правда ли? Многие кунгуряки имеют свои баньки, которые стоят на огородах, возле своих домиков, на мичуринских участках, на дачах, но события, описанные выше писателем Борисом Черенёвым в книге «Пермь родилась в Кунгуре» (1996 год) происходили не сейчас, а почти 300 лет назад. Логично предположить, что и задолго до визита в Кунгур в 1720 году посланца Петра I инженера-артиллериста, историка, географа, экономиста и государственного деятеля Василия Татищева, наши предки имели свои бани. Скорее всего, с основания нашего города.

МОЗЖЕГОРОВСКИЕ БАНИ

В Кунгуре были и есть разные виды бань. Историк Ольга Ренёва в книге «Прогулки по купеческому городу» (Пермь, 2017 год), в очерке «Бани Мозжегоровой», пишет:

«В XIX веке кунгуряки прославились среди жителей Пермской губернии как любители бань. Традиционно банным днём была суббота. В этот день по всему Кунгуру топились бани - как частные, на купеческих и мещанских усадьбах, так и общественные. Собственные бани имелись при земской больнице, тюремном замке и городских казармах. Место для общественных, так называемых торговых бань было отведено на прожектированных планах города ещё в первой половине XIX столетия, строить их дозволялось только на правом берегу Ирени».

Автор рассказывает об одной общественной бане, которой в 1916 году владела крестьянка Парасковья Григорьевна Мозжеговова. Банька располагалась на берегу Ирени, (современный адрес - ул. Свердлова, 21). Интересно описание бани: «Устройство бань было традиционным для того времени. Строились они из дерева. Кроме мыльного и парного отделений, имелась передняя комната, где работал буфет, торговавший фруктовыми напитками и едой. Обслуживали бани несколько наёмных рабочих, они доставляли воду, дрова, следили за топкой печи».

И КУПЦАМ КОВАЛЁВЫМ СПАСИБО

В настоящее время в нашем городе несколько общественных бань. Одна из них, под номером 1, как знают многие кунгуряки, расположена по улице Уральской в старинном здании, построенном купцами Ковалёвыми. Построили с любовью - архитектура этого здания и сейчас привлекает взгляд. Директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов в очерке «Ковалёв Иосиф Титович» (опубликован в его книге «Кунгурское купечество. Возвращенные имена» - Пермь, 2013), описывая владения купцов Ковалёвых, называет, помимо особняка на усадьбе (современный адрес - ул. Ленина, 45), ещё несколько зданий, в том числе «кирпичные бани и склад (15x6 метров). Правда, по размерам они уступали нынешней бане. Стало быть, под баню переоборудовали ещё и другие здания. От одного знакомого слышал, что прежде тут была конюшня. А что думают специалисты?

- Уточнила информацию о здании бани по своим выпискам из Кунгурского архива. Баня построена в 1932 году на 106 моечных мест, - сообщила мне зав. Кунгурским музеем истории купечества Ольга Ренёва. - Согласование чертежей и смет, подготовленных Кунгурским комтрестом, велось в 1927-1928 гг. Проект общественных бань на два отделения (мужское и женское) предполагал реконструкцию старого здания, строительство нового двухэтажного здания, устройство парового отопления и канализации. Общая смета на все работы составляла 110872 рубля. Затем документация была отправлена в Уралместхоз (г. Свердловск), где был выявлен ряд недостатков. И проект с замечаниями был возвращён на доработку. Смету по устройству парового отопления составлял инженер А.К. Нефедьев.

Пропускная способность каждого отделения бани должна была составлять 75 человек в час. Мыльной - 28-30 человек.

А что было в этом здании у купцов Ковалёвых?

- Возможно, это здание первоначально использовалось как магазин и склад, ведь корпус мануфактурного магазина напротив торговой площади был возведён Ковалёвыми только в конце XIX века. Конюшни обычно находились в глубине двора, их старались спрятать с глаз (не то, что современные гаражи).

*ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВАЛЕРИИ АГЕЕВОЙ

«По полугоду сидели без бани»

Интересные воспоминания о работе бань в годы Гражданской войны оставила в своих дневниках Валерия Агеева (1904-1983). В годы войны девушка, родители которой были убиты большевиками в феврале 1918 года, жила в Омске, но получала письма из Кунгура. А общественные омские бани, о которых она пишет, вряд ли чем-то отличались тогда от кунгурских.

19 ноября 1919 года. Среда. «Мы вот уже несколько дней стремимся попасть в баню. Но каждый раз она бывает занята солдатами. Сегодня мы нарочно встали рано и пошли в очередь за номером. Хвост стоял уже чуть не наполовину улицы. Мы стояли больше двух часов, страшно закоченели, а когда подошли к кассе, то оказалось, что сегодня номеров нет и не будет».

«18 июля 1920 года. Воскресенье. Мария Ил. пишет, что ей не дали прописаться, пока она не вымоется в общественной бане на ковалёвской даче. Она пошла, ополоснулась холодной водой, и тогда её прописали».

Сергей Мушкалов в очерке «Ковалёв Иосиф Титович» (опубликован в его книге «Кунгурское купечество. Возвращённые имена» - Пермь, 2013), приводит воспоминания о ковалёвской даче П.П. Колпакова: «Она находилась в районе Кротовского озера и тянулась через весь квартал».

«12 сентября 1920 года. Воскресенье. Вчера после долгих хлопот и сборов сходили в баню. С нового года там не бывали. Ведь скажи человеку, который не жил в такое время, что можно по полугоду сидеть без бани, так не поверят».

ИСТОЧНИК: Книга «Агеевы» (Пермь, 2020 год).


С ЛЁГКИМ ПАРОМ!

В баню на Уральской я ходил с малых лет. В годы моего детства в ней всегда было многолюдно, причём не только в моечных отделениях: мужском (на втором этаже) и женском. Чтобы помыться, нужно было отстоять несколько очередей. Сперва в кассу за билетами (они стоили 15 копеек), потом в моечные отделения. Очереди были длиннющие. В мужское отделение, например, очередь зачастую начиналась недалеко от кассы и, покружив, шла наверх. Конец очереди в женское отделение, наоборот, начинался на верхних ступеньках… На стояние в очередях уходило часа два-три, а то и более. Это, конечно, не так долго по сравнению с временами помывки во время Гражданской войны, о чём оставила воспоминания Валерия Агеева,* но всё же…

В бане была парикмахерская (на втором этаже) и буфеты (на первом и втором), где продавали газировку, квас, томатный сок и, по-моему, пиво. И туда тоже вели очереди. Кто-то пил напитки стоя, другие, - сидя на скамейках, стоявших вдоль стен.

Редакция «Искры» много лет занимает здание, что по соседству с баней и которое прежде тоже принадлежало купцам Ковалёвым. Стараемся, естественно, поддерживать самые дружеские отношения. Журналисты ходят в баню не только попариться. Вспоминаю, как в советские времена, накануне праздников Первого мая, Великой Октябрьской социалистической революции, мы с журналистом Иваном Юрьевым, чтобы вывесить на здании редакции красные флаги, шли в угольную котельную, которая тогда грела и городскую баню, и редакцию.

- Мужики, здорово! - говорил Иван Александрович. - Надо флаги повесить, а то праздника не будет. Дайте, пожалуйста, вашу замечательную лесенку.

- Берите! Только вернуть не забудьте, - улыбались кочегары.

Деревянная лестница была прокопчённой, длинной и тяжёлой. Мы несли её из котельной к краю здания, подымали на уровень второго этажа, где во всю его ширину висел плакат «Городу Кунгуру - высокую культуру». Потом я, взяв в руки флаг, лез наверх и вставлял древко в металлическое гнездо. Иван Александрович в это время, страхуя меня, поддерживал лестницу внизу.

- Ну, всё, теперь праздник будет! - говорил Иван Александрович кочегарам, когда мы, повесив флаги, возвращали лестницу в котельную бани.

Сейчас в общественной бане № 1 бываю редко. Нет очередей ни в кассу, ни в буфет, ни в единственное моечное отделение, куда мужчины и женщины уже давненько ходят по своим дням. Парилка в бане по-прежнему на старом месте, но пар уже другой - сухой, а не влажный, как в былые годы. Но кое-что из 1950-1960-х годов в бане осталось. Это выкрики помывшихся: «Откройте шкафчик…», слова благодарности посетителей работникам: «Спасибо за баньку!» и традиционное пожелание друг другу: «С лёгким паром!»

Владислав Одегов, фото автора

Газета «Искра» № 19 (17109) от 20.02.2024 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 15
Просмотры: 15870   Комментарии: 0

Рейтинг: 3.9/5 (Всего голосов: 15)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх