22 февраля 2024, чт
В гимназии № 16 открылся первый профильный медицинский класс, в котором ребята познают азы врачебной науки в рамках школьных уроков. ШАГ В МЕДИЦИНУ Профильный медицинский класс обучается по программе «Шаг в медицину». Ольга Николаевна Дудина ведёт элективный курс «Цитологические основы живых организмов», а Татьяна Сергеевна Вотинова - «Практикум по решению задач по химии». Руководитель курса - учительница биологии и медицинских знаний Александра Александровна Булыгина. Основы медицинских знаний ребята получают на профильном еженедельном предмете от медработников. Сначала дети проходят теорию, а затем занимаются практикой и отрабатывают полученные знания на оборудовании, приобретённом гимназией, или посещают медучреждения. - Это замечательный проект, сделано всё, что возможно, для интереса, углублённого изучения и привлечения детей к поступлению в медицинские вузы и работе в медицинских организациях, - отмечает Александра Александровна. - Мы тесно сотрудничаем с несколькими партнёрами, генеральный партнёр - это «Доктор Айболит», работаем с кунгурской стоматологической поликлиникой, городской станцией скорой медицинской помощи, Пермским государственным медицинским университетом имени академика Е.А. Вагнера. Каждую третью среду месяца мы ездим в университет в Пермь, с ними есть совместный план. Школьники проходят профессиональные пробы, посещают экскурсии, участвуют в конкурсах и олимпиадах, занимаются научно-исследовательской деятельностью. Практические занятия для будущих абитуриентов проводят квалифицированные практикующие медики. Думаю, что у них замечательно всё складывается за счёт того, какие у них есть возможности. ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА Медицинский кабинет оборудован цифровыми лабораториями, современными микроскопами, медицинскими макетами, тренажёрами, другим современным оборудованием и цифровыми ресурсами. Есть три скелета, полноценный макет человека с мышцами и всеми внутренними органами, которые можно вынимать, шесть манекенов и имитаторы ранений, которые накладываются на них и используются для десмургии (разделе медицины о повязках и методах их наложения). На нескольких манекенах можно делать внутривенные инъекции, рассматривать внутренние органы грудной клетки, наблюдать, как лёгкие наполняются воздухом, и проводить сердечно-лёгочную реанимацию. Учащиеся занимаются и на лабораториях по физиологии и экологии. В первой находятся приборы для измерения артериального давления, пульса, датчик регистрации ЭКГ, спирометр, датчик кислорода, силомер. Во второй - датчики для определения загрязнённости воды и почвы, содержания углекислого газа, кислорода и других примесей в воздухе. В самом классе установлены смарт-доска и стол Пирогова, на котором изучение строения человека становятся ещё интереснее, ведь всё можно рассмотреть со всех ракурсов. У каждого ученика есть свой белый халат, прямо как у настоящих врачей, а все манипуляции с пальпацией они проводят в медицинских перчатках.
На этом же оборудовании по основной общеобразовательной программе работают три седьмых класса, два восьмых, три девятых. Семиклассники занимаются на элективном курсе, восьми- и девятиклассники во внеурочной деятельности в качестве пропедевтической дисциплины к курсу «Шаг в медицину». КАК ПРОХОДИТ УРОК 4 февраля отмечается Всемирный день борьбы против рака, в преддверие этой даты, 2 февраля, урок учеников медицинского класса тоже был посвящён этой теме. Занятие проходило в рамках Недели профилактики онкологических заболеваний с 30 января по 5 февраля. В эти дни проводились встречи, мероприятия, открытые уроки, форумы и семинары, где обсуждалась эта проблема. Урок провели медработники «Доктора Айболита». Главная медсестра Тахмина Баймурадова уже стала другом класса и в этот раз рассказала о кунгурском Центре амбулаторной онкологической помощи. Это отделение было основано в 2020 году на базе «Доктора Айболита» и расположено по адресу: улица Красногвардейцев, 47-а. Даже в пандемию коронавируса отделение не переставало работать. - Как частный центр, он второй в России, такой есть ещё во Владивостоке, - подчеркнула уникальность учреждения Тахмина Алиевна. - В Пермском крае всего их шесть. Близлежащие районы: Октябрьский, Уинский, Кунгур, Орда, Суксун, Берёзовка - все ездят в ЦАОП «Доктора Айболита». У нас оказывается амбулаторная и стационарная помощь в рамках дневного стационара. Мы вводим химиопрепараты онкопациентам, которые приходят с Пермского онкодиспансера. Люди, которые вынуждены из территорий каждый день ездить в Пермь, чтобы получить лечение, могут приехать к нам. И это не так далеко. Ребята уже бывали на экскурсии в этом центре и своими глазами видели работу врачей. О самом заболевании подробнее им рассказала Дарья Сухацкая. Раком обозначаются более 100 заболеваний, он может затронуть практически все органы человеческого организма, разве что в волосах и ногтях его не бывает. - Само использование слова «рак» ввёл в медицину Гиппократ от термина «карцинома» в переводе с греческого «раковая опухоль». Он так его назвал, потому что сама опухоль внешне напоминает краба из-за наличия наростов, направленных в разные стороны. Злокачественным опухолям не важен возраст, экология, финансовое положение. Перед этим заболеванием все люди равны, - сказала Дарья Сергеевна и продолжила урок, знакомя школьников с видами рака и методикой онкологического осмотра. Меланома - это онкологическое заболевание, проявляющееся в росте злокачественной области на коже и слизистых. Самые явные опухоли - это родинки. Только не все из них являются раковыми, чтобы определить это, проводят исследование кожи специальным прибором - дерматоскопом.
- Дерматоскоп позволяет просматривать любые новообразования на коже. В нём есть увеличительное стекло и подсветка. Мы прикладываем его плотно к коже и просматриваем родинку. Что мы при этом исследовании можем увидеть и охарактеризовать? Симметричность родинки, она должна быть всегда правильной формы, любые её разрастания могут быть «звоночком». Структура и цвет должны быть одинаковыми, если какие-то изменения есть, особенно в центре, то это тоже «звоночек». Расплывчатости границ быть не должно. Дерматоскоп Дарья Сергеевна принесла с собой на урок и наглядно показала, как проводится осмотр сначала на себе, а после дала воспользоваться прибором детям. Они с интересом разглядывали через инструмент свои родинки. Никто никаких изменений не увидел, все оказались здоровы. Есть ещё один способ проверить организм, о котором сообщила Дарья Сергеевна, это осмотр лимфоузлов методом пальпации. На одном из учеников доктор продемонстрировала, как именно нужно прощупывать лимфоузлы. Следом за ней на соседях по парте ученики сами провели осмотр, периодически консультируясь с профессионалом. Примерно так и проходят практические занятия в медицинском классе. Ребята уже изучили разделы кардиологии, гематологии, десмургии, оказание первой помощи пострадавшему и даже половое воспитание, когда к мальчикам приходил уролог Андрей Николаевич Омутных, а затем к девочкам гинеколог Анастасия Евгеньевна Алтухина. На выставке инновационных, опытно-экспериментальных площадок «Действуем, решаем, открываем новое!» в рамках XIII Краевой научно-практической конференции «Инновационные практики обучения и воспитания в контексте системных изменений в образовании» класс предлагал желающим измерить давление и сатурацию, демонстрировал наложение хирургических повязок и рассказывал о чистке зубов. ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Екатерина Наумова входит в группу ребят-активистов, представляющих класс на чемпионатах. Как и большинство одноклассников, она бы хотела стать врачом. - Обучение в медицинском классе позволяет мне погрузиться в эту сферу будучи школьницей. Я научилась делать кардиограмму, измерять давление, оказывать первую помощь, - перечисляет полученные навыки Екатерина. - Самым интересным мне показалось занятие по определению группы крови. Нам давали два тюбика с антителами: Альфа и Бета-белки, мы смешивали их с искусственной кровью и по наличию осадков определяли группу крови. На экскурсии в больнице нам рассказывали про МРТ и КТ. Сердечно-лёгочная реанимация уже хорошо у нас отточена. Те, кто ездят на чемпионаты, хорошо умеют это делать, по сравнению с обычными школьниками.
Осенью они с командой участвовали в краевом чемпионате по оказанию первой помощи в Перми и заняли третье место из 15 команд. 1 февраля ученики-медики соревновались в Центре дополнительного образования детей «Дар». Девушка поделилась, что думала стать врачом-онкологом и на экскурсии в Центр амбулаторной онкологической помощи общалась со специалистом, узнавая подробности профессии. Но побывав в стоматологическом отделении пермской клиники «Медси» в рамках экскурсии, задумалась и над специальностью стоматолога: - С детства я боялась ходить к стоматологу. В «Медси» нас водили по кабинетам, и мы попали в стоматологический, где ставили пломбочки. Нам рассказывали, как весь процесс идёт, как замешивают материал, и мы осмотрели свои зубы. После этого мне уже не так страшно, думаю пойти учиться на стоматолога. Мне понравилось. Похожее видение будущего у Елизаветы Пономарёвой, которая знает, что будет врачом, а в направлении ещё пока сомневается. Выбор идёт между стоматологом, стоматологом-хирургом или челюстно-лицевым хирургом. - Я поступила сюда, так как в дальнейшем хочу связать свою жизнь с медициной. Думаю, что этот класс мне поможет обрести начальные навыки, чтобы в медицинский университете мне было полегче. И это, конечно, подготовка к ЕГЭ по химии и биологии, эти предметы ведутся у нас углублённо. Мне всегда было интересно измерить давление не электрическим тонометром, где можно нажать на кнопку и он всё сам сделает, а прибором с грушей, как это делают врачи. Я раньше не знала, как это происходит, а сейчас знаю, что верхнее давление измеряет, когда сердце сокращается, а нижнее когда оно расслабляется. Снимать ЭКГ мне тоже понравилось. Оказывается, есть определённые точки на теле, куда надо накладывать, и если аппарат будет неплотно прилегать к коже, то кардиограмма получится не точная, - поделилась Елизавета. МЕДКЛАССЫ В КРАЕ В 2021 году губернатор Пермского края инициировал проект по развитию профильных медицинских классов. По результатам конкурсного отбора гимназия № 16 получила субсидию из средств краевого бюджета в размере 10,5 миллиона рублей и 3,5 миллиона из местного на покупку оборудования. Кроме кунгурской гимназии в крае оснащены ещё 9 школ Перми, Кудымкара, Соликамска, Березников, Чайковского и Лысьвы. В 2025 году будут оборудованы классы из Перми, Верещагино, Чусового, Кочево, Октябрьского. Ребята получают опыт в обращении с медицинскими приборами, разглядывают подробные макеты человеческих органов и очень рады возможности подготовится к выбранной профессии со школьной скамьи. Помимо учёбы они участвуют в волонтёрской деятельности, знакомя других детей, педагогов и родителей с профильным классом, и ездят на соревнования. Реализация проекта позволит вовлечь выпускников в сферу здравоохранения и решить таким образом проблему нехватки кадров в медучреждениях Пермского края. В апреле состоится день открытых дверей в гимназии № 16, где желающие учиться в медицинском классе смогут прийти и посмотреть на всё своими глазами. Лана Шустикова, фото автора Газета «Искра» № 19 (17109) от 20.02.2024 г. Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
4300 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |