Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Наш кунгурский Сылвенский мост


Фото: Константин Беляев
17 июня 2023, сб

Построенный в 1932 году, он существенно облегчил жизнь кунгуряков и органично вписался в архитектуру города.

Сылвенский мост по праву считается одной из достопримечательностей Кунгура. Следы на нём оставило не одно поколение кунгуряков. Своей историей и красотой он привлекает внимание краеведов и историков, художников и фотографов, поэтов и писателей.

О СЫЛВЕНСКОМ МОСТЕ написано немало. Из публикаций последних лет можно, например, отметить статьи Любови Долгоруковой «С третьей попытки построен мост через Сылву» («Искра», 5.06.2014)*, Ольги Ренёвой «Сылвенская переправа - автодорожный мост» (книга «Прогулки по купеческому Кунгуру» (Пермь, 2017). О том, как кунгуряки жили без моста и как его строили, рассказывают снимки, опубликованные в книге В.И. Чуприкова, О.А. Ренёвой «Исторический Кунгур в фотографиях» (Кунгур, 2021). В этой книге напечатана серия фото кунгурского фотографа Дмитрия Кузьмича Долгушева (1872 - 1942), запечатлевшего этапы строительства моста в 1928-1932 годы.

Наш земляк писатель Борис Рябинин (1911 - 1990), который, как известно, серьезно занимался фотографией, тоже запечатлел Сылвенский мост. Этот снимок можно увидеть в его фотоальбоме «Гор. Кунгур и его замечательные окрестности: фото Б. Рябинина - 1935», подаренном Кунгурской детской библиотеке вдовой писателя Леокадией Семёновной.


Рабочие, принимавшие участие в строительстве Сылвенского моста. 1932 год. Фото: Дмитрий Долгушев, книга «Исторический Кунгур в фотографиях»

В недавно изданной книге Сергея Мушкалова «Кунгур 360» (Пермь, ООО «Раритет-Пермь», 2023) читатели также увидят мост, в том числе на рисунке «Кунгур. Мост через Сылву», выполненный рукой замечательного художника, нашей землячки Анны Ивановны Самойловских (1901 - 1986). В годы Великой Отечественной войны она работала медсестрой в одном из эвакогоспиталей, и в свободное время рисовала.

Интересные фотоработы из фондов Кунгурского музея-заповедника с изображением Сылвенского моста размещены на портале «Госкаталог музейного фонда РФ». Это снимки Бориса Павловича Монастырева (1962 год) - «Праздник молодёжи в ночном Кунгуре (Сылвенский мост)» и фотохудожника Раифа Абляшева (1979 год) - «Наводнение в Кунгуре. Сылвенский мост на улице Гагарина».

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ также пишут о Сылвенском мосте. Например, книге живущей во Франции нашей землячки, поэтессы Алины Дием (Галины Ковшевниковой) «Детство в Кунгуре» есть воспоминания «Мост», где она рассказывает о своём знакомстве с Сылвенским мостом:

«Он был Существом. Живым. У него было имя - Мост. Когда я с ним познакомилась, писать ещё не умела, поэтому только сейчас я пишу его имя с заглавной буквы - Мост. А тогда я просто почувствовала его имя с большой буквы - Мост. Думаю, случилось это в летний день 1958 года, когда мне было три с половиной года. Разумеется, и раньше я пересекала его, пусть и нечасто. Но всегда на руках деда, в полной безопасности.


Таким увидел Сылвенский мост в 1935 году известный писатель Борис Степанович Рябинин. Фото: Борис Рябинин, архив детской библиотеки им. Б.С. Рябинина

Но вот настал момент, когда дед решил, что пора мне самой перейти Мост. И я самостоятельно (почувствуйте это слово буквально) ступила на деревянный настил Моста. Дед крепко держал меня за руку, но беспокойство охватило меня с первых шагов. Усиливаясь с каждым преодолённым метром, оно переросло в тревогу, потом в безмолвную панику и тихий ужас.

До железных коричневых перекладин сбоку Моста я боялась дотронуться, как до щупальцев гигантского спрута, о котором я и представления не имела, но какими-то генами из амёбного прадетства угадала его существование. Оказывается, мы шли по живому спруту!

Робко повернув голову, посмотрела на широкую гладь реки под солнцем - тоже живая, трепещущая бездна. Широкие доски настила не защищали меня от пропасти под нами. Всё моё существо сжалось от опасности. Я изо всех сил вцепилась в руку деда. Почувствовав моё состояние, дед хотел было привычно подхватить меня на руки, но я молча замотала головой. Набычившись, как говорила бабушка, я медленно продолжила свой путь на голгофу. Характер.

И тут произошло ужасное. Нас догнал грузовик. Совсем рядом с нами он проехал, гремя и содрагая Мост. Мост тут же загрохотал в ответ, трясясь от возмущения, тяжести и гнева. Я замерла. Мы опять остановились, глядя вслед зелёной полуторке. Над настилом поднялась пыль, и я задохнулась то ли от пыли, то ли от ужаса. Думаю, это были первые страшные мгновения моего детства.


Сылвенский мост во время празднования Дня молодежи в ночном Кунгуре. 1962 год. Фото: Борис Монастырёв, Кунгурский музей-заповедник

Катастрофы не произошло. Грузовик исчез вдали. Мы не провалились в реку. Мост выстоял. Осторожно ступая и крепко держась за руки, мы дошли до конца Моста и ступили на твёрдую землю. Я остановилась и оглянулась.

Громадина Моста нависла над нами совсем близко и смотрела прямо на меня. Я смотрела на Мост внимательно и долго, потом вздёрнула голову вверх. Думаю, дед понял, что я победила».

У КАЖДОГО КУНГУРЯКА свои воспоминания о Сылвенском мосте. В детстве я тоже не раз хаживал по мосту, но, в отличие от Алины Дием, память не сохранила самый первый переход. Зато отлично запомнил происшествие, которое случилось со мной в реке, недалеко от моста. Через Сылвенский мост мы, пацаны, шли на пляж. Среди ребят, не умеющих плавать, было своего рода соперничество: кто дальше зайдёт в воду. В «почёте» были те, кто заходил «по подбородок»… Я решил потренироваться и однажды, не спросившись у бабушки, ушёл на пляж в одиночку… Зашёл в воду - по пояс, грудь, шею… По подбородок!.. Но тут меня стало сносить течением на глубину в сторону моста. И каким-то чудом, встав на цыпочки и отталкиваясь от дна, мне удалось справиться с течением и глубиной… На помощь я никого не звал, и лишь мост видел мою борьбу за жизнь. Узнав о происшествии, отец стал брать меня с собой на рыбалку и научил держаться на воде, плавать. Было мне в ту пору лет 7-8, а может, и того меньше. Через несколько лет я уже легко переплывал и Ирень, и Сылву. Особенно полюбилось плавание на спине. Не раз проплывал таким образом и под Сылвенским мостом - до нырялки, устроенной за мостом. Шел обратно берегом, и снова - под мостом. А некоторые ребята, помню, прыгали в воду с моста или, как мы говорили, «из-под моста». Сейчас такие прыжки не совершишь - река здесь изрядно обмелела, видны даже опоры старого деревянного моста, о чём мы рассказывали в статье «Сылва приоткрывает тайну…» («Искра», 3.09.2022).

КУНГУРЯКИ ЛЮБЯТ свой Сылвенский мост. Его фотографируют, на его фоне делают селфи, наряжают к праздникам… Не раз видел, как по мосту женихи переносили невест… Ограждения моста «усыпаны» замками различной формы, оставленными здесь молодоженами. Я, пройдя недавно по мосту, насчитал их около полутысячи…

Владислав Одегов


► ИЗ ИСТОРИИ СЫЛВЕНСКОГО МОСТА

Вопрос о постройке постоянного моста через Сылву поднимался ещё в 1872 году. Строительство началось в советское время. Добровольно отчислять от своего заработка в фонд сооружения жизненно необходимого моста решили все трудящиеся Кунгура, вскоре к ним присоединились и крестьяне близлежащих волостей. Фонд строительства постоянно пополнялся, так что в 1928 году строительная комиссия нашла возможность командировать заведующего коммунальным хозяйством Кунгура Терентьева для заключения договора на изготовление стальных ферм. В июне этого же года было получено разрешение наркома Серго Орджоникидзе о выделении фонда стали из Днепропетровска. Заказ был размещён на завод «Стальмост» в Харькове. Для производства строительных работ пригласили 61-летнего инженера Сергея Кирилловича Синицкого. В 1929 году детали фермы стали поступать в адрес Кунгура. Характерно то, что в ферме нет сварочных швов. Все узлы клёпаные.

Коллектив строителей был малочисленным. Работами руководили инженер Синицкий, прорабы И.М. Мордвинов, Г.Т. Русецкий. Почти никакой техники не было, кроме парового копра, кейстона и старой дедовской лебёдки. Часто всю технику заменяла могучая сила рук человека и природная смекалка. Забой свай вёл техник Л.Ф. Голдобин, облицовочный камень для устоев готовила бригада Е.И. Бородулина из с. Бым. И.А. Зуев и С.А. Черепанов фрезеровали сваи из лиственницы. Квалифицированной рабочей силы не хватало, поэтому монтаж фермы производила специальная бригада из Челябинска под руководством прораба-мостовика Симоненко. Так, день за днём многотонные стальные фермы вставали на своё место, сближая берега. В 1931 году монтаж основной фермы был закончен. 29 ноября 1932 года мост был сдан.

ИСТОЧНИК: Л.В. Долгорукова («Искра», 5.06.2014)


Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 6
Просмотры: 14816   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 6)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх